Инженеры на опережение


В редакцию доктор социологических наук, профессор кафедры теории и методики спортивных дисциплин ИФКСиТ Иван Василь­евич КОВАЛЬ пришёл прямо из типографии с очередным томом монографии. И доложил, что за один 2015 год только для студентов инженерного профиля издал 8 монографий, а в ближайшие два месяца выйдет ещё три. Если же брать 15-летний срок, то Коваль опубликовал 48 монографий. Такая издательская активность — результат особого метода преподавания, изобретённого доктором социологических наук для своих студентов.

Если очень грубо, то метод выглядит так. С каждым новым потоком Коваль проводит комплекс социологических исследований, обрабатывает информацию и ещё до начала сессии оформляет в научный том, без которого сдать зачёт или экзамен — проблематично. Каждая книга имеет смысл для конкретного потока.

Сам по себе такой подход — индивидуальный учебник — достоин удивления, хотя как матрица не транслируем: вряд ли какой-то другой преподаватель сможет, а главное — захочет действовать по тому же алгоритму. Но суть даже не в факте подготовки адресного исследования, а в том, что автор предлагает для реализации в СФУ: концепцию опережающего образования конкурентоспособных специалистов.

«Если вы спросите ректора любого вуза России, конкурентоспособны ли его выпускники, то все в голос скажут: да, конечно! Но положа руку на сердце — так ли это?» — задаёт риторический вопрос профессор Коваль.

Чтобы выпускники вуза были конкурентоспособными, в современных условиях им необходимы знания технической, технологической, экономической и социальной подсистем предприятий крупного, малого и среднего бизнеса. Системная грамотность выпускника вуза как современного специалиста заключается в имманентности его готовности к управлению.

Но вначале ведь нужно выяснить, насколько студент мотивирован на то, чтобы в будущем стать руководителем; каков его когнитивный потенциал; идентифицирует ли он себя с инновационными процессами; понимает ли необходимость опережающего мышления и т.д.

С 2000 года автор проводил эксперимент, в котором ежегодно участвовало 6 потоков, объединяющих от 390 до 415 студентов различных специальностей — инженерно-строительного, физкультурно-спортивного, экономического, педагогического профиля… Изучалась предрасположенность молодёжи к новизне; готовность к научной и изобретательской деятельности; самооценка и ориентация на успех и др. Например, студентам задавались вопросы «Считаете ли вы себя современным человеком?», «Считаете ли вы, что только некоторые люди способны к творческой деятельности?», «Согласны ли вы, что развитие науки и техники меняет мышление и отношения между людьми?» и т.д. Ответы свидетельствовали об инновационном потенциале группы.

Проработав над этой темой полтора десятка лет и предложив 78 изобретательских приоритетных решений, 10 полезных моделей, 12 интеллектуальных продуктов, И.В. Коваль в прошлом году представил проект «Применение непосредственной производительной силы личностно-ориентированной социологической науки в подготовке конкурентоспособных специалистов инженерного профиля в СФУ». Интересно, что эта личная инициатива совпала с объявленным Правительством РФ 10-летием совершенствования подготовки специалистов инженерного профиля. Год уже прошёл. Но остаются ещё 9 лет, в которые СФУ, по мнению Ивана Васильевича, имеет шанс стать первым и единственным вузом в РФ, который готовит инженерных специалистов по новейшим технологиям изобретательского уровня. Специалистов, способных создавать конкурентные преимущества и обеспечивать востребованные 6 процентов повышения производительности труда.

Конечно, чтобы реализовать это лидерство, руководство соответствующих (в первую очередь инженерных) институтов, по мнению И.В. Коваля, должно принять качественно новые управленческие решения, а именно:

1. Ввести курс социологии на 1 или 2 курсе.

2. Ввести курс «Актуальные социолого-управленческие аспекты повышения производительности труда на предприятии» на 3 или 4 курсе.

3. Открыть в СФУ центр «Социология управления, изобретательство, инноватика и конкурентология инженерной деятельности».

4. Открыть специализированный диссертационный совета по специальности 22.00.10 «Социология управления, изобретательство, инноватика и конкурентология».

Профессор И.В. Коваль уверен: если не строить образование как опережающее и если не учить студентов прогнозировать, управлять предприятием, использовать потенциал своих сотрудников — то о конкурентном пространстве России ещё долго не придётся мечтать. Карьеру нужно начинать прогнозировать в вузе. А уж опираясь на подготовленных молодых людей, ориентированных на развитие своей страны, можно рассчитывать на качественные изменения в жизни и экономике.

Соб. инф.

P.S. Иван Коваль рассчитывает на читательскую реакцию и готов к дискуссии.