Наука и танцы


Представьте — сотня самых активных студентов со всей России съезжается в Подмосковье, чтобы обменяться опытом и поучиться у лучших специалистов страны созданию эффективных студенческих научных сообществ. Однако их день начинается не с лекций и мастер-классов, а с полуторачасового урока по танцам! Не удивляйтесь, здесь возможно всё. Это Сколково.

В начале февраля две студентки СФУ вернулись с Зимней школы Открытого университета Сколково «Университет и наука», где в течение нескольких дней участники погружались в тему развития студенческих сообществ в области науки и технологий.

Конкурс на участие в Школе составил 4 человека на место. СФУ в школе представляли две студентки с совершенно разным изначальным багажом знаний и опыта по теме. Студентка четвёртого курса Политехнического института Мария УСТИНЕНКО является руководителем прикладного отдела команды SibFU Engineering, а также активным членом научно-технического отдела в составе студенческого комитета ПИ. А сразу после Сколково Маша отправилась в следующую командировку, поэтому интервью у неё пришлось брать посредством сети Интернет.

На первом плане Маша

На первом плане Маша

Со второй участницей Школы удалось встретиться и пообщаться лично. Галия ХАМЗИНА, студентка четвёртого курса Института фундаментальной биологии и биотехнологий, прежде никогда не принимала участие в создании или развитии каких-либо студенческих сообществ, однако в институте она — одна из лучших студенток, поэтому руководство и отправило её в Сколково.

По словам Галии, поначалу тяжело было включиться в работу из-за разницы часовых поясов, при этом данная проблема была актуальна практически для всех участников. Однако организаторы постарались минимизировать все неудобства,
и утренние танцы как раз помогали быстрее проснуться и «включить мозги». В первый же день организаторы наладили личный контакт с каждым из участников, чтобы те чувствовали себя комфортно и могли сосредоточиться на работе.

Программа школы включала лекционную и практическую части. В рамках первой студенты слушали топ-менеджеров промышленных предприятий и управленцев разного уровня. Эти встречи оказались особенно полезны для тех, кто уже включён в какое-либо сообщество в своём вузе; ребята могли получить ответы на конкретные вопросы, с которыми им уже приходилось столкнуться в своём деле.

Галия по центру

Галия по центру

В рамках практической работы участникам предстояло построить модель студенческого научного сообщества. Для начала ребята разделились на группы в зависимости от того, на чём именно будет фокусироваться сообщество. Всего было 4 направления: образование, наука, производство и управление. Внутри групп тоже произошло деление по принципу: внутри университета будет реализован проект или на региональном уровне. Мария оказалась в команде управления расширенного взаимодействия с другими институтами. Галия выбрала тот же формат, но в направлении образования.

На каждый день у ребят была конкретная задача. Например, сначала участники формулировали цели и миссию, потом обсуждали, с какими проблемами могут столкнуться, как будут интегрироваться в образовательные процессы, какие им необходимы ресурсы и так далее.

При этом практическая программа была тесно связана с программой лекций. Галия признаётся, что часто после выступлений спикеров команда корректировала свои взгляды и переписывала часть рабочей программы своего сообщества.

В последний день каждая команда представила в виде презентации и устного доклада итог своей работы. И хотя жюри признало, что ни одна из созданных за пять дней моделей не является готовой и рабочей, основные цели Школы были достигнуты: ребята отработали конкретные методы создания сообществ, научились формулировать основные вопросы и задачи, применили полученный теоретический опыт на своих проектах.

Выступление команды Марии оказалось одним из самых успешных: «Идея нашего проекта заключалась в создании коммуникативного пространства для поддержки, развития и популяризации научной деятельности среди студентов РФ. Подобное пространство обеспечило бы увеличение количества реализованных грантов и стартапов, а также способствовало повышению престижа молодых учёных».

Команда Маши заручилась поддержкой Российской венчурной компании, фонда развития малых форм предприятий в научно-технической сфере, Российским электротехническим концерном ООО «Русэлпром» и — самое главное, с точки зрения Марии — Сколковским институтом наук и технологий: «Это самая малая часть того, что мы сделали нашей командой. Дальше нам предстоит организовать и провести полуфинальный отбор по программе УМНИК».

«УМНИК» — это федеральная программа поддержки научно-исследовательских работ, победитель которой получает грант до 400 тысяч рублей на два года на развитие инновационного проекта. Приоритетные направления: информационные технологии, медицина будущего, современные материалы и технологии их создания, новые приборы и аппаратные комплексы, биотехнологии.

Из всего, что Мария узнала за эти дни, ей особенно хотелось бы создать в нашем университете студенческое конструкторское бюро — чтобы повысить компетенции студентов инженерных специальностей и направить их деятельность на создание стартапов, совместных проектов и новейших разработок.

Наталья ХАЛАНСКАЯ

Похожие материалы