Теория большого срыва

Премьера рубрики «Как я стал...»


Обучаясь в университете, мы не всегда реально представляем себе, кем же станем, когда получим заветные корочки об окончании высшего учебного заведения. А даже если и уверены, что будем работать по выбранной специальности, знаем ли мы, ЧТО в ней нас может оттолкнуть или привлечь на практике? Вопрос животрепещущий для студентов, и разобраться в этом поможет только история уже состоявшегося профессионала.

Верный расчёт

— Я математику любила так, что всегда мечтала стать учителем по этому предмету. Правда, поступать в педагогический не хотела, пошла на математический факультет КГУ, — рассказывает Светлана Михайловна КОЛКОВА, практикующий психолог с 25-летним стажем, преподаватель, кандидат психологических наук.

Любовь к математике прошла, в 1987 г. Светлана Михайловна приняла решение о переводе на открывшийся психолого-педагогический факультет. Так она и стала одной из первого выпуска студентов-психологов КГУ.

Не по Фрейду

— У меня нет способности к танцам. И если я стану обучаться этому искусству, то начну танцевать по алгоритму, но из меня не получится примы, — с добродушной улыбкой и иронией во взгляде говорит Светлана Михайловна. — В психологии — так же. Работа по алгоритму нормальна для начинающих психологов. А вот потом чёткого алгоритма уже нет — это своеобразное творчество. Люди приходят со своими ситуациями, и задача психолога — подобрать ключик. Да что рассказывать, давай поработаю с тобой как с пациентом?

И вот я держу в руках «Перечень противопоказаний»: нервные расстройства, сердечные заболевания, шизофрения… Нет, кажется, ничего из этого у меня не обнаружено, устраиваюсь в кресле поудобнее, закрываю глаза и начинаю эксперимент.

ЛИЧНОЕ ДЕЛО психолога Колковой
• В детстве мечтала стать врачом или учителем.
• Книга, которую должен прочитать каждый, — Библия.
• Кто не был психологом, тому не понять… психолога.
• Мудрость для будущих психологов: выглядеть умным — не значит быть умным.

Девочка трёх лет в жёлтой панамке, платье и туфельках на каблучке катается на аттракционе, ещё и сладкая вата в руках, а она грустит, потому что совсем одна… Вот такой образ вызывает в моём сознании беседа с психологом. Разлад в семье — причина грусти маленькой девочки, которая давно уже стала большой.

— «Нарисуйте, а затем разорвите или сожгите свой страх». Многие психологи работают так. И мы когда-то, в далёкие 90-е, так делали. А сейчас: что значит разорвать или выбросить страх? Это же частичка тебя, у него есть своя защитная функция. Нельзя так относиться к чему бы то ни было, связанному с человеком. Потеряв одну деталь, весь пазл может рассыпаться.

Так чего же боюсь я? И как заставить эти детские страхи работать мне на пользу?

Под чутким руководством психолога вновь включаю воображение. Та же маленькая девочка, только уже на берегу моря в окружении своей большой семьи. Она счастливо смеётся и даже корчит рожицы. Смена «декораций» и состояния этого ребёнка во взрослом — результат работы Светланы Михайловны. Бояться нечего, и девушка в синем костюме это прекрасно поняла.

Меры чувства

— Александр, если вы не прекратите так бурно что-то обсуждать, я начну демонстрировать на вас, как не стоит наказывать ребёнка во время кризиса трёх лет, — одновременно шутя и пронзая взглядом, говорит Светлана Михайловна. Александр успокаивается, а остальные студенты уже просят рассказать об этих «неправильных» методах воспитания. В такой живой обстановке проходят занятия у нашей героини.

Светлана Михайловна признаётся, что, будучи ещё и преподавателем, отдыхает от практической психологии, и наоборот. К слову, она — кандидат психологических наук.

— Мои открытия — то, что связано с осознанием чувств. Я помогаю людям разрешить внутри- и межличностные конфликты, избежать срывов. А как доказать на уровне статистики, что произошли изменения в переживаниях? — Светлана Михайловна огорчённо разводит руками. — Поэтому свои исследования я предпочитаю не оформлять в научные труды, остановилась на диссертации. Для учёного-психолога проще работать с мышлением, речью или памятью.

Разрешить по-хорошему

— Там, где порой в семье нужно быть «прокурором», а ведь до начала карьеры я была именно такой, я становлюсь «адвокатом». Выходит, что профессия порой и мешает, и помогает строить семейную жизнь. Я в любом случае начинаю анализировать происходящее, можно сказать, на автомате. И ведь всегда понимаешь, почему и зачем муж или сын что-то натворили. Поэтому для них это определённо хорошо, а мне порой даже немножко скучно, — смеётся Светлана Михайловна.

Совет со стажем

— Здравствуйте, вы ещё заняты? — в дверном проёме появляется лицо женщины. Это следующий клиент. В графике Светланы Михайловны не так просто найти свободный час, можно сказать, мне повезло.

— Сегодня человеку с образованием психолога очень сложно найти для себя место на рынке труда ввиду количества конкурентов. Отличный вариант — ещё во время получения образования попытаться устроиться «подмастерьем» к практикующему психологу.

Умерила «прокурорский» пыл Валерия КЛЕЙКО

Отправляйте свои пожелания о будущих героях или профессиях на почту mashustikm@gmail.com

Похожие материалы