Свои чужие дети

О чём мечтает ребёнок, оставшийся без попечения родителей? Конечно, о маме и папе. Но усыновить ребёнка может далеко не каждый. А вот помочь освоить таким деткам школьную программу или поддержать своим общением и открытым сердцем под силу любому.

Благотворительному фонду «Счастливые дети» скоро исполнится два года, всё это время на общественных началах организаторы и волонтёры фонда заботятся о детях-сиротах. Это целый спектр программ — от создания видеоанкет ребят из детских домов до наставничества и помощи приёмным семьям.

Одна из самых масштабных программ фонда — «Детский дом»*. Как рассказала куратор программы Марьяна ЛЫСЕНКО, основные формы волонтёрской работы с детьми-сиротами в рамках программы «Детский дом» — репетиторство и наставничество (шефство). И если перед репетитором стоят конкретные задачи — помочь разобраться в предмете, подготовить к экзамену, подтянуть оценки в четверти, то задача наставника — построить доверительные отношения с ребёнком, стать его «личным» взрослым.

«Наставник приходит не ради зарплаты, и для детей это очень важно, — отмечает Марьяна Лысенко. — Не секрет ведь, что в детских домах у ребят всё общее, и специфика наставничества как раз в том, что один взрослый приходит всегда к одному конкретному ребёнку, чтобы стать для него близким другом. Эти доверительные отношения не возникают моментально, это путь навстречу друг другу, который каждый проходит по-своему.

Часто слышу от волонтёров, рассказывающих о том, как они начали свой путь, такую фразу: «Сначала я с этим несколько лет жил, а потом увидел (услышал-прочитал) о фонде…». Мы не набираем людей ради количества, слишком велика ответственность. Иногда лучше вообще не приходить, чем прийти, а потом уйти. Но мы всегда рады тем, кто к нам приходит осознанно. Собрания для новых волонтёров мы проводим два раза в месяц».

В рамках программы «Детский дом» уже более 80 волонтёров стали репетиторами и наставниками для ребят из детских домов. Студенты и сотрудники СФУ делятся опытом волонтёрства, перевернувшим их отношение к детям-сиротам и к себе.

Любовь САБИТОВА, начальник отдела менеджмента качества СФУ: «В какой-то момент своей жизни я почувствовала, что у меня есть желание и время что-то делать помимо своей привычной жизни. Это не было конкретным желанием ходить в детский дом в качестве волонтёра. Всё началось с дружбы по переписке с девочкой-сиротой из другого города. Спустя какое-то время была мысль об усыновлении ребёнка. Увы, по ряду личных обстоятельств мысли об усыновлении были отложены, но после визита в детский дом на новогодний мастер-класс я решила, что хочу ходить и общаться с этими ребятишками.

Все мои подшефные дети — мальчишки. Первый мой подшефный был восьмилетний малыш, он сильно привязался ко мне, впрочем, как и я к нему, делился со мной своими воспоминаниями из прошлой жизни, переживаниями и страхами по поводу переезда в приёмную семью, я оказывала ему поддержку, вселяла в него уверенность. Второму мальчику было 11 лет, с ним мы больше времени проводили за уроками и читали, научила его считать в столбик, а поскольку он не любил читать, мне пришлось путём перебора таки найти ту книгу, которую он читал с удовольствием, это были рассказы Н. НОСОВА. Третьему подшефному мальчику моя роль наставника помогла адаптироваться и влиться в новую для него среду детского дома, на тот момент он был новеньким, и дети его не принимали. Мне пришлось проводить беседы со всеми ребятами, привлекать их к совместным мероприятиям, это было не трудно, т.к. дети меня уже знали, и моё мнение пользовалось авторитетом среди них. В настоящее время у моего подшефного появились друзья, и он чувствует себя там более комфортно, чем год назад.

Про перемены в себе после начала волонтёрской деятельности трудно сказать. Безусловно, изменилось моё восприятие и моё отношение к проблеме детского сиротства. Я стала лучше разбираться в психологии сиротства и продолжаю постоянно узнавать много новой для меня информации на эту тему, это позволяет быть более полезной для детей.

Если говорить о качествах, которыми должен обладать волонтёр, работающий с детьми-сиротами, то в первую очередь это ответственность. Надо осознавать, что общение с детьми не должно носить разовый и хаотичный характер, это системная и регулярная работа. Во-вторых, терпение, т.к. не всегда общение с детьми сразу приносит удовольствие и желаемый результат. И в-третьих, уверенность в себе; ребёнку не нужна жалость, ему необходим значимый взрослый, с которым можно установить длительные и доверительные отношения».

Виктория БАЛАКИНА, Юридический институт, 3 курс: «Изначально у меня не было цели работать именно с детьми-сиротами. Я просто оставила свои координаты в группе волонтёров Красноярска, а потом пришла в Фонд по совету подруги. Я сразу согласилась быть волонтёром, потому что ясно понимала, что дети — это самая уязвимая категория. Если взрослые люди зачастую осознанно выбирают тот или иной образ жизни, то в случае с детьми всё как раз во многом зависит от безответственности взрослых.

Меня опыт наставничества научил быть ответственной и терпимой. Первая моя подшефная девочка — Наташка, очень открытый и понимающий ребёнок. Это исключительно положительный опыт для меня. Малышка сразу пошла на контакт, совершенно никаких трудностей у нас не возникало, именно поэтому было достаточно тяжело расставаться с ней при её переходе в приёмную семью. Очень страшно отпускать ребёнка, который стал частью твоей жизни, в неизвестность.

Но уже осенью у меня появилась вторая подшефная — Полинка. Ещё во время нашей первой встречи девчонки меня сразу предупредили: «Это тебе не Наташа!». Но всё оказалось не так страшно. Со временем Поля начала делиться своими переживаниями, рассказывать о своём прошлом, как-то незаметно с «вы» мы перешли на «ты», уроки перестали быть для нас испытанием, а совсем недавно она сказала, что решила твёрдо взяться за учёбу и неожиданно для меня попросила оформить гостевой режим, чтобы я могла её забирать на выходные, и я очень рада.

Самое сложное в наставничестве, я считаю, это выстраивать отношения с ребёнком, который потерял своё доверие к взрослым. Необходимо чётко понять, что это не на месяц и даже чаще всего не на год. И если вы решили взять на себя эту ответственность, вы не вправе отступать назад».

Ксения СТЕПУРО, ИУБПЭ, 4 курс: «В школе я училась с несколькими ребятами из интерната и видела, как тяжело им иногда бывает вписаться в школьную жизнь, как сложно успевать за учебной программой. А когда стала старше, поняла, что готова помогать таким деткам.

Сейчас я занимаюсь репетиторством с группой девочек от 7 до 12 лет. Девочки очень энергичные, подвижные, при этом воспитанные и вежливые. Я чувствую, что сама стала спокойнее, терпеливее. Кстати, самым сложным как раз стала «разность» детей. У всех разная подготовка, разные классы и разные учебные проблемы. Поэтому подстроиться под каждого бывает нелегко. Но постепенно всё равно находишь нужный ритм. К тому же руководители программы всегда идут навстречу волонтёрам и помогают в решении проблем, без мудрого совета никогда не оставят. А главная радость, конечно, заключается в общении с детьми. Это столько энергии, позитива, чистых детских улыбок!

Тем, кто только задумывается о волонтёрстве, я бы посоветовала обязательно подойти к принятию данного решения со всей серьёзностью и поискать именно те направления деятельности, которые будут доставлять вам радость и с которыми вы успешно сможете справляться».

Дарья ОТСТАВНОВА, ИППС, 3 курс: «У меня всегда был страх перед детьми-сиротами, ведь моя мама работала раньше в приюте. И когда я узнала о фонде «Счастливые дети», то главной мой целью было прежде всего победить свой страх.

Моего первого ребёнка Данила забрали в семью в октябре 2015 года, до этого момента я была его наставником целый год. Он изменил моё представление о детях из детдома. Я поняла, что они обычные дети, такие же, как все мы, и не стоит бояться таких ребятишек. Мы с ним прекрасно ладили, для него я была и репетитор, и друг. Данила я полюбила всем сердцем! Самым сложным для меня было расстаться с ним. Я была безумно рада, что он обрёл семью, но мысль о том, что я его больше не увижу, надолго выбила меня из колеи.

После этого я стала наставником другого мальчика — Артёма, он более сдержанный, и у нас с ним другой формат отношений, на данный момент я для него больше репетитор. Думаю, нужно больше времени, чтобы мы стали друзьями.

Мой совет начинающим волонтёрам: любить ребёнка, уважать, но не привязываться к нему так сильно. Я бы посоветовала идти туда тем, у кого есть дети. Может быть, если бы у меня был ребёнок, мне было бы легче. Но даже когда тяжело, важно помнить о главном. Когда видишь, как ребёнок радуется твоему приходу, бежит к тебе изо всех сил, рассказывает о своих делах — в такие моменты чувствуешь, что по-настоящему нужен!»

Анна ГЛУШКОВА
Катя сейчас учится на 2 курсе в училище Дивногорска. Этим сообщением с Катиного разрешения с нами поделилась Марьяна Лысенко. Катя написала эти слова своей наставнице после выпуска из детского дома в социальной сети «Вконтакте».

«Когда ко мне подошла Василина (Василина Степанова — руководитель волонтёров БФ «Счастливые дети», выпускница СФУ -ред.) и спросила, как я буду относиться к тому, что у меня будет шеф, я долго думала и пришла к выводу — почему бы и нет! Пообщаться с новым человеком, узнать поближе и самой раскрыться. И как-то в один день мне сказали, что сегодня ко мне придёт Марьяна. Я очень переживала, места не находила, думала, как себя вести, чтобы просто понравиться. И вот вечером я сидела в комнате, и зашла ты, и сразу же мне понравилась. Как сейчас помню: ты подарила мне книжку про футбол, мне было очень приятно;) И потом ты начала приходить ко мне чаще, мы гуляли, общались, узнавали друг друга. Помню, как ты возила меня по городу, показывала своё общежитие, где ты жила во время учёбы. Было замечательно и весело проводить время вместе! Никогда не забуду, как на мой день рождения ты подарила мне фотосессию на набережной, это было замечательно! Я очень тебе благодарна за всё, что ты сделала для меня!»

Если хочешь стать волонтёром БФ «Счастливые дети», обращайся на Мира, 96, оф. 3-4, тел. 215-06-15

Похожие материалы