«Не парьтесь» — это не про них!

А теперь давайте подумаем: кто самый полезный человек для первокурсника? Кому можно смело дать звание «Проводник в мир студенчества»? Догадались? Да, речь пойдёт о кураторах! И о том, где их учат выполнять свою работу не только с удовольствием, но и эффективно.

Школа кураторов, организованная Управлением молодёжной политики СФУ, прошла в конце августа на базе отдыха «Белая сова», и по насыщенности образовательной программы эти четыре дня можно смело приравнять к семестру. Что же отличало её от предыдущих школ?

Во-первых, место. В прошлые годы школы кураторов проводились на базе «Политехник». «Белая сова» собрала кураторов впервые, и это было в новинку и участникам, и организаторам. Кстати, некоторые местные условия проживания — а именно баня — стали катализатором к активному проявлению гражданской позиции… Но об этом чуть позже.

Второе — это количество участников. Их в сравнении с прошлым годом стало на 50 человек больше! Всего 130 человек.

В-третьих, участие в выездной школе приняли 9 сотрудников институтов СФУ, ответственных за работу кураторов. Причём в этом году они были полноценными участниками школы, полностью включёнными в образовательный процесс. Кроме общих заданий, которые сотрудники институтов выполняли наравне с кураторами, в своей группе они обсуждали и искали решение насущных проблем воспитательной работы и формирования молодёжной политики в институтах.

«Это, безусловно, важно, — отмечает начальник отдела молодёжных проектов Рузанна МИРОНОВА. — Работа в таком плотном партнёрстве продуктивно влияет и на дальнейшее выстраивание коммуникации между кураторами и администрацией институтов, и на будущие результаты из совместной работы. Кроме того, если раньше ответственные за работу кураторов сотрудники разных институтов друг друга могли не знать, то школа их познакомила и сплотила. Они, как и студенты, в конце говорили: «Мы сдружились». А какую песню они приготовили для завершающего мероприятия!».

Образовательная программа была построена по двум направлениям: начинающие (те, кто впервые готовится стать куратором) и опытные (кто готов развиваться дальше: стать наставником и координатором для начинающих кураторов своего института).

Итоговый номер сотрудников, ответственных за работу кураторов

Итоговый номер сотрудников, ответственных за работу кураторов

Начинающие кураторы решали проблемные ситуации, с которыми они могут столкнуться в работе. Начинали с простых кейсов (как заинтересовать студентов прийти на лекцию по сохранению репродуктивного здоровья), заканчивали сложными (как выстроить систему мотивации для кураторов, чтобы им было интересно развиваться вместе со своим молодёжным центром?). Не обошли стороной и кейсы, посвящённые разрешению конфликтных ситуаций в студенческо-преподавательской среде.

Ещё начинающие занимались разработкой кураторских часов: в каких форматах, например, можно провести экскурсию первокурсникам по кампусу, по городу Красноярску? Здесь студентов, кстати, консультировал профессиональный экскурсовод Дмитрий ГОРДЕЕНКО.

Важно отметить, что итогом обучения начинающих кураторов стал сборник 30 лучших решённых кейсов и 10 лучших идей для кураторских часов, которые они разработали и теперь могут использовать.

Опытные решали глобальные задачи. Вместе со специалистом отдела по реализации молодёжной политики в институтах Дмитрием ТАНГОЧИНЫМ они разрабатывали систему работы кураторских отделов молодёжных центров.

Но и это не всё. Каждый день кураторы посещали два мастер-класса на свой выбор: один по тайм-менеджменту, самопрезентации, позиционированию, то есть по темам, которые будут полезны всем; второй — узконаправленный мастер-класс, полностью адаптированный под задачи кураторства (например, как сплотить группу; как провести верёвочный курс; и другие).

Кроме того, проходили интерактивные лекции о том, кто такой куратор, что он должен делать, какие направления деятельности могут быть в его работе.

Совместно сотрудники институтов и кураторы успели разработать организационный план подготовки 1 сентября и содержательно наполнить основные направления работы куратора в каждом институте.

Отдыхали от такой насыщенной программы участники школы во время спортивных и культурно-творческих мероприятий, за успехи в которых командам начислялись баллы. Баллы участники получали и за успехи в образовательном процессе. По результатам составлялся рейтинг команд. Так что мотивация участников была высокой, а время летело незаметно.

В завершение — ещё один важный формат образовательной программы — это Лига ораторов. Лига стала настоящим открытием школы и полюбилась всем участникам, отмечают организаторы. Здесь практиковались в высказываниях на заданную тему. Ведь кураторы должны свободно чувствовать себя перед аудиторией, предлагать и аргументировать свою точку зрения. Красноречие в Лиге оттачивали по темам «Что такое гражданская позиция?», «Как я проявляю свою гражданскую позицию?», «Мой след в истории».

Эффект это имело неожиданный. И тут, как обещали, про баню. Дело в том, что на базе есть баня и душ. Но так как горячая вода в душе быстро заканчивается, а у девушек как-никак волосы, организаторы решили баню предоставить именно им, а парням — душ. Сильная половина таким распределением осталась не очень довольна и написала петицию, собрав в свою поддержку подписи.

Девочки в ответ организовали митинг, согласовали время проведения и вышли с плакатами. После целого дня перипетий парни предложили провести голосование, кому оставить баню. Сделали избирательные бюллетени, запечатанную урну и ширму для голосований, пригласили наблюдателей…

«В итоге было уже всё равно, чья будет баня, всех захватила сама возможность влиять на ситуацию. Для организаторов это было очень неожиданно и радостно. И как результат проведённой работы — очень важно», — рассказывает Рузанна Миронова.

На последнем мероприятии участники презентовали итоги своей работы, а за четыре дня был проделан просто колоссальный объём! Кроме того, все участники школы прошли образовательную викторину, чтобы оценить степень усвоения программы. И оценили проведённую школу по пятибалльной шкале. Из более сотни участников только четверо поставили «4», один — «3», а все остальные — «отлично». Говорит само за себя.

Анна ГЛУШКОВА

МНЕНИЕ

Данила Сергеевич ПЕРИКОВ, заместитель директора Политехнического института по развитию и общим вопросам:

— Школа прошла на высоком уровне. С точки зрения организации процесса всё было очень плотно, интенсивно, скучать нам не дали. С точки зрения содержания тоже всё замечательно. С сотрудниками институтов работала очень хороший эксперт Ирина Владимировна ПЛЮЩ, глубоко обсудили те вопросы, которые возникают в работе.

Недостаток — не все институты были представлены. Но зато мы смогли детально обсудить проблемы каждого. Очень понравилась Лига ораторов! Мы участвовали со студентами на равных, до последнего не знали темы для выступлений, нужно было быстро сформулировать мысли, собраться, выступить. В таком шоковом состоянии люди всегда становятся настоящими. И это заставило меня взглянуть на студентов другими глазами. Увидел их такими, какие они есть, разными. Думаю даже изменить формат работы с ними, откорректировать его.

Возможно, следует проводить такие школы не только на уровне университета, но и внутри института, чтобы охватить как можно больше студентов и сотрудников университета, работающих с ними. И как предложение — на следующую школу пригласить тьюторов общежитий. Ведь когда работаешь изо дня в день, взгляд «замыливается», а такие форматы помогают посмотреть на студентов с другой стороны.