Обложка

Реактивные помощники

Без них не обходится первое сентября, да и вообще ПОНАЧАЛУ без них никак. Дирекция института ещё не знает о проблеме первокурсника, а они уже в теме! А если конфликт? Кто так деликатно и быстро его разрулит? Вот и получается, что куратор едва ли не самый важный для любого начинающего студента человек.

Зажигательной дискотекой завершилась 30 августа очередная школа кураторов СФУ. В этом году ровно 10 лет как в нашем университете с первокурсниками работают добровольные помощники. Беседуем со специалистом управления социально-воспитательной работы, координатором кураторской деятельности в СФУ, директором Школы кураторов 2021-2022 гг. Анной Барбарой ЛИБРЕХТ.

— Анна, для начала: кто же такой куратор?

— Это студент второго курса или старше, который официально закреплён за учебной группой первокурсников и сопровождает её на протяжении года. Кураторство в целом — одно из приоритетных направлений молодёжной политики и воспитательной работы нашего вуза. И основная цель куратора — это помощь в социальной адаптации студентов первого курса. Ребята приходят в университет, не зная абсолютно ничего, а кураторы всегда рядом.

— Что конкретно делает куратор? Его основные задачи, фронт работы?

— На протяжении первых двух семестров информирует студентов обо всём, что происходит в вузе, о различных мероприятиях как в институте, так и в университете. Анонсирует важные городские события, помогает разобраться во всех документах вуза — это и устав университета, и правила внутреннего распорядка, и различные регламенты, и организация учебного процесса, и специфика обучения в каждом институте.

Кроме того, куратор организует различные события внутри группы — водит ребят на спортивные и культурные мероприятия, устраивает дискуссионные клубы. Словом, делает всё, чтобы первокурсники сплотились и узнали как можно больше нового.

Также кураторы ведут «реактивную», как мы её в шутку называем, деятельность — консультируют некоторых ребят индивидуально. Первокурсники, особенно иногородние, могут обратиться к ним в случае проблем в общежитии, какой-то сложной ситуации в жизни и т.д.

Существуют кураторские часы, когда наставник официально встречается со своей группой первокурсников, и они обсуждают различные вопросы. Куратор сам определяет тематику встреч в соответствии с заранее подготовленным в университете планом работы. Кураторский час длится как учебная пара и проходит в рамках института. Темы таких часов самые разные, и все они совпадают с направлениями воспитательной работы в университете (в СФУ есть программа воспитания, где содержится вся информация о том, что должен знать студент. Это, например, экологическое и культурное воспитание, здоровый образ жизни).

В этом году мы немного модернизировали формат кураторских часов. Теперь он более официальный и закрепляется в расписании как первокурсников, так и кураторов. Главное, чтобы первокурсники были в курсе всей повестки.

— Кто становится куратором и как проходит отбор?

— Куратором может стать абсолютно любой студент начиная со второго курса. В феврале-марте руководители кураторских отделов анонсируют в информерах своих институтов набор в кураторы. Ребята либо заполняют размещённую в соцсетях установленную форму, либо устно сообщают руководителю кураторского отдела о своём намерении стать куратором. После этого формируются списки, и с марта по июль все желающие проходят программу обучения в институтской школе кураторов. Ребятам рассказывают, кто такой куратор, какие у него задачи, что такое кураторский час и т.д. По окончании этого обучения руководители кураторских отделов проверяют, как слушатель школы освоил программу, и после личного собеседования отбирают лучших. В конце августа проходит большая университетская школа кураторов, куда отправляют всех, кто вошёл в институтские списки. Там ребята активно прокачивают универсальные практические компетенции — это командообразование, самопрезентация, эффективная коммуникация и прочее. В конце большой школы кураторов мы организовываем краш-тест — это собеседование с участием руководителя кураторского отдела и заместителя директора по воспитательной работе. При отборе учитывают: познакомился ли будущий куратор с видеокурсами, каковы его личностные особенности и т.д. После этого формируется итоговый список прошедших в кураторы. Занимает весь этот путь примерно полгода.

— Нововведение этого года — централизованный час кураторов. В чём суть?

— Централизованные кураторские часы организует руководитель отдела воспитательной работы управления социальной и воспитательной работы СФУ, а задача куратора — анонсировать это событие и привести туда первокурсников. Ведут такие часы приглашённые спикеры или эксперты. Мы ввели это новшество, чтобы первокурсники получали топовую информацию и всегда были в повестке. Например, студенты узнают всё о различных студенческих объединениях и творческих коллективах университета. Потому что многие первокурсники хотят активности буквально с 1 сентября — выступать, петь, танцевать. Вот мы и приглашаем на встречу с ними представителей Центра студенческой культуры и отдела студенческих объединений и проектов.

У нас есть график и план кураторских часов, в котором прописаны все темы. Мы отправляем этот план заместителям директоров институтов по воспитательной работе и руководителям кураторских отделов. Они записывают на мероприятия учебные группы, сообщают об этом кураторам. И ещё важный момент: тематические централизованные кураторские часы проводятся на всех пяти площадках. То есть первокурсникам не придётся ехать, к примеру, с правого берега на проспект Свободный.

— Как первокурсники находят кураторов?

— После того как выходят приказы на обучение, студенты получают списки кураторов и сами ищут их в соцсетях — в ВКонтакте и Телеграме. А кураторы создают общий чат группы и добавляют туда первокурсников.

— Если кто-то решает продолжить работать куратором на третьем-четвёртом курсах, снова должен пройти обучение?

— В этом уже нет необходимости. Более того, таких опытных ребят мы приглашаем уже как организаторов обучения начинающих кураторов. Куратором можно работать всё время, пока являешься студентом очной формы программ специалитета или бакалавриата.

— Можете привести интересные примеры из предыдущего опыта работы кураторов?

— У нас 21 институт, интересные кейсы есть в каждом. За последние два года система обучения кураторов в университете сильно изменилась. В 2020 году у нас ещё не было такого понятия, как институтская школа кураторов, а только университетская школа. А в 2021 году мы решили, что надо добавлять ещё один этап — обучение кураторов на местах, в институтах, потому что только они могут рассказать о своей специфике. В прошлом году впервые опробован институтский формат школ, и эта система прижилась! В этом году уже все институты в процесс включились, и мы рады, что всё получилось.

Интересный пример: ещё год назад у самого молодого в нашем вузе Института гастрономии вообще не было кураторов. И по своей инициативе Наталья МАЛЬЦЕВА, Павел ЛАРИН и Юлия КОШЕЛЕНКО за год создали с нуля отдел, организовали подготовку кураторов, обучение, коммуникацию, и всё заработало!

— Неделю назад закончилась очередная школа кураторов. Чем она отличалась от предыдущих?

— Это была одна из самых крупных школ кураторов университета за всё время. Мы впервые запустили обучающий видеокурс и провели очную школу кураторов в течение двух дней (в прошлом году всё происходило в дистанте). И в этом году у нас рекорд по количеству участников: на видеокурс зарегистрировалось 390 человек! Это ребята, которых отобрали руководители кураторских отделов. Впервые к нам подключились студенты из Саяно-Шушенского и Хакасского филиалов СФУ. Ребята инициативные, мы с ними планируем отдельно плотно работать. На очной школе у нас было около 250 участников, а это много! Удивительные ребята, хорошо подготовленные, работали на занятиях по 12 часов в сутки.

— Кураторство — это, конечно, работа на добровольных началах. Но есть ведь и бонусы?

— Бонусом можно считать само обучение: вместе с сертификатом ребята получают целый набор универсальных компетенций, которые пригодятся им дальше в жизни. Могу сказать за себя: я два года была куратором в своём институте (ИФиЯК) и многим обязана этому опыту. Кураторы все по натуре лидеры, и они продвигаются на руководящие посты в своих молодёжных центрах, формируют студенческие объединения. Многие сотрудники Управления молодёжной политики и Управления социально-воспитательной работы СФУ — тоже бывшие кураторы.

И ещё о бонусах: университет дарит всем кураторам сувенирную продукцию: у нас запущен свой мерч, разработан собственный визуальный стиль. К 10-летию школы кураторам вручили значки с фирменным логотипом и обновлённые шоперы.

Но важно, что в честь круглой даты разрабатывается сайт — и это главный подарок кураторам от университета. На портале будет важная информация: как стать куратором, кто такой куратор, календарь мероприятий кураторов, расшифровки видеолекций обучающего курса и другие материалы. На сайте полезное для себя смогут найти и кураторы, и все, кто интересуется этой деятельностью. Кстати, кураторы получают дополнительные 6 баллов, позволяющие им претендовать на повышенную государственную стипендию.

Похожие материалы