![Обложка](/files/gazeta/story/cover/sif.jpg)
О чём говорили, что мы услышали
СИФ-2022
Уместно ли театрализовывать традиции и выдавать это за реальный обряд (в некоторых районах так проводят свадьбы)? Если чум поставить не той стороной к солнцу, как было принято у северных народов, а как позволяет экспозиция, — не отступаем ли мы от канонов, не профанируем истину? Слушать это было чрезвычайно интересно, а видеть людей, горящих своим делом, — просто прекрасно.
![](/files/gazeta/sif1.jpg)
Ещё одна секция, которую мы обязательно хотели послушать, имела неожиданное для исторического форума название «Медицинская антропология перед новыми вызовами». Предполагалось, что здесь будут осмыслять последствия ещё не пережитого миром ковида, а также рассматривать, как человечество справлялось с подобными пандемиями на протяжении веков.
Однако в докладах речь шла в первую очередь о том, что общество получило сильнейший стресс, и на этом фоне некоторые современные решения проблем, вызванных пандемией, кажутся спорными.
Так, модератор секции доктор исторических наук, заведующая Центром медицинской антропологии Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН (г. Москва) Валентина ХАРИТОНОВА напомнила всем актуальную на тот момент статистику смертности от ковида в России: 100 человек в сутки. Однако постановлением Роспотребнадзора с 1 июля в стране отменены противоковидные ограничения, включая масочный режим, что, по мнению Валентины Ивановны, преждевременная мера. Проблемой можно назвать и новый протокол лечения ковида — дистанционно-телевизионный. Врачи им активно пользуются, хотя качество лечения без осмотра пациента вызывает большие сомнения.
![](/files/gazeta/sif2.jpg)
О цифровизации медицины в реалиях пандемии и о биовласти говорил в своём выступлении старший научный сотрудник того же института, кандидат исторических наук Нестор МАНИЧКИН. Он привёл слова современного итальянского философа Джорджо АГАМБЕНА, отметившего парадокс: «Незарегистрированный в системе гражданин будет более свободен, чем тот, у кого есть QR-код». Агамбена тревожит вопрос, что уже после окончания пандемии может остаться возможность слежения за каждым, чего «не было даже при самых тоталитарных режимах».
— Прогресс стоил дегуманизирующих моментов, и эти моменты медицинские антропологи и историки медицины изучают. Во время пандемии мы говорили, что попали неведомо куда. И эта неведомая перспектива будет развиваться. Поэтому я ратую за то, чтобы мы начали её осмыслять с более широких гуманитарных, интердисциплинарных платформ, — предложил Н. Маничкин.
Корреспонденты редакции взяли интервью и у ряда интересных спикеров. Например, поговорили с доктором исторических наук, ведущим научным сотрудником Института археологии и этнографии СО РАН (г. Новосибирск) Ириной ОКТЯБРЬСКОЙ. Она делала пленарный доклад о практиках и концептах сохранения культурного наследия в прошлом и настоящем. Вот пример отечественной практики: «В имперской России в 1822 году был принят беспрецедентный с точки зрения мировых практик Указ об управлении инородцев. Я не путаю здесь ничего с точки зрения грамматики: не инородцами, а именно инородцев.
Этот указ признавал права всех народов. Признавал право на сохранение собственных территорий, норм существования. Многие вещи, конечно, регламентировались, но так или иначе указ привёл к формированию сословия инородцев, которые были признаны.
![](/files/gazeta/sif3.jpg)
Указ имел охранительный характер. Народности получали огромное количество преференций, и все они были защищены законодательно. Да и сам этот указ появился потому, что норма сосуществовать в многонародном сообществе в России имеет многовековую историю».
Ещё одни крутой спикер — всемирно известный антрополог, доктор исторических наук, член-корреспондент РАН Марина БУТОВСКАЯ. Будучи студенткой и позже, защищая кандидатскую, она изучала социальное поведение обезьян. Пришлось даже пожить в стаде, чтобы животные к ней привыкли. И вот уже много лет её считают «своей», например, представители бродячих племён Танзании — масаи, датоги, хадза. В Африке исследователь проводит в среднем три месяца в году. Нынешней осенью основатель российской школы этологии человека впервые посетила Красноярск. На форуме профессор выступила с несколькими докладами. Один из них был посвящён эволюционным основам поведения человека в традиционных африканских обществах.
Почти за 20 лет Африка многому научила Марину Львовну: «Во-первых — толерантности. Это то, к чему призывают нас всех в современном мире, и что необходимо любому исследователю или человеку, который попадает по долгу работы в совершенно другую культурную среду. Потому что если вы не обладаете толерантностью, то вы просто начинаете вести себя неадекватно. А как только вы начнёте вести себя неадекватно, вы подписываете себе, по сути дела, волчий билет в этом обществе. Кто вам будет там доверять, и кто разрешит вести там исследования?».
Полностью эти интервью будут опубликованы в октябрьском номере газеты «Сибирский форум. Интеллектуальный диалог».
![](/files/gazeta/sif6.jpg)
ЦИТАТЫ СИФ-2022
«И нас обманули, и мы продолжаем обманывать остальных, утверждая, что традиции — это только прошлое. Традиции — это самое современное, что есть в обществе. Они обладают мощью связывать нас с будущим». Юлия Купина, директор Российского этнографического музея, Москва
«Новые тенденции в исторической науке связаны с моделями макроисторического анализа, которые условно можно назвать перекрестной или связанной историей. Когда речь идёт об истории соседских народов, но рассматриваемых не столько с точки зрения противостояния, но с точки зрения интенсивных тесных связей». Лорина Репина, член-корр. РАН, Москва
«Популяризация наследия — это наша национальная идея, на этом мы воспитаем гражданина, любящего свою Родину и свою землю. Сейчас появляются издания, снимаются фильмы — достаточно много. Но я бы сказал: недостаточно.
Школьники получают представление о Греции, древнем мире — и в этом смысле мы не сильно отличаемся от европейской и американской парадигмы образования. В вузах мы тоже получаем подготовку как специалисты с европейским бэкграундом. А знание Востока — удел немногих специалистов. Поэтому нужна кардинальная перестройка гуманитарного бэкграунда. Ведь до многих вещей европейцы додумались позже, чем китайцы и индусы. И вообще — существует много цивилизационных центров. Когда это будет учитываться, тогда диалог культур будет выстроен глубже». Вадим Рынков, директор Института истории СО РАН, г. Новосибирск
«Закончился археологический сезон, и в Туве был хороший результат — группа санкт-петербургских учёных завершила раскопки погребального комплекса Ченгетей. Вы помните Аржан-1, Аржан-2, их одно поколение отделяет от этого захоронения. И по своему научно-исследовательскому значению — это серьёзная находка на мировом уровне». Ольга Хомушку, ректор Тувинского госуниверситета
«Российское историческое общество активно обсуждает принципы преподавания истории в школе, и один из принципов — отход от европоцентризма. Это не обусловлено геополитической ситуацией. Просто необходимо широко понимать культуру и историю всего мира, а не вести свою историю от Греции». Андрей Кривошапкин, директор Института археологии и этнографии СО РАН, г. Новосибирск
«За последние 25 лет мы научились видеть поле и объект нашего исследования под разными и неожиданными углами зрения. Один этологический поворот чего стоит. Мы научились различать сильные и слабые тексты, а кто-то сам даже научился писать сильные статьи и книги». Дмитрий Функ, директор Института этнологии и антропологии РАН, Москва
Соб. инф.