Обложка

О чём говорили, что мы услышали

СИФ-2022

Из всех площадок Сибирского исторического форума, который прошёл на базе СФУ 14-16 сентября, самыми активными были музейщики. Они заседали с утра до вечера, слушали музейных гуру, обменивались опытом. И в самый последний день их уже готовы были «попросить» из Конгресс-холла, а множество спикеров из музеев Бурятии, Абакана, Кызыла, Дудинки со своими кейсами никак не могли остановиться в обмене мнениями о перспективах музейного дела.

Уместно ли театрализовывать традиции и выдавать это за реальный обряд (в некоторых районах так проводят свадьбы)? Если чум поставить не той стороной к солнцу, как было принято у северных народов, а как позволяет экспозиция, — не отступаем ли мы от канонов, не профанируем истину? Слушать это было чрезвычайно интересно, а видеть людей, горящих своим делом, — просто прекрасно.

Ещё одна секция, которую мы обязательно хотели послушать, имела неожиданное для исторического форума название «Медицинская антропология перед новыми вызовами». Предполагалось, что здесь будут осмыслять последствия ещё не пережитого миром ковида, а также рассматривать, как человечество справлялось с подобными пандемиями на протяжении веков.

Однако в докладах речь шла в первую очередь о том, что общество получило сильнейший стресс, и на этом фоне некоторые современные решения проблем, вызванных пандемией, кажутся спорными.

Так, модератор секции доктор исторических наук, заведующая Центром медицинской антропологии Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН (г. Москва) Валентина ХАРИТОНОВА напомнила всем актуальную на тот момент статистику смертности от ковида в России: 100 человек в сутки. Однако постановлением Роспотребнадзора с 1 июля в стране отменены противоковидные ограничения, включая масочный режим, что, по мнению Валентины Ивановны, преждевременная мера. Проблемой можно назвать и новый протокол лечения ковида — дистанционно-телевизионный. Врачи им активно пользуются, хотя качество лечения без осмотра пациента вызывает большие сомнения.

О цифровизации медицины в реалиях пандемии и о биовласти говорил в своём выступлении старший научный сотрудник того же института, кандидат исторических наук Нестор МАНИЧКИН. Он привёл слова современного итальянского философа Джорджо АГАМБЕНА, отметившего парадокс: «Незарегистрированный в системе гражданин будет более свободен, чем тот, у кого есть QR-код». Агамбена тревожит вопрос, что уже после окончания пандемии может остаться возможность слежения за каждым, чего «не было даже при самых тоталитарных режимах».

— Прогресс стоил дегуманизирующих моментов, и эти моменты медицинские антропологи и историки медицины изучают. Во время пандемии мы говорили, что попали неведомо куда. И эта неведомая перспектива будет развиваться. Поэтому я ратую за то, чтобы мы начали её осмыслять с более широких гуманитарных, интердисциплинарных платформ, — предложил Н. Маничкин.

Корреспонденты редакции взяли интервью и у ряда интересных спикеров. Например, поговорили с доктором исторических наук, ведущим научным сотрудником Института археологии и этнографии СО РАН (г. Новосибирск) Ириной ОКТЯБРЬСКОЙ. Она делала пленарный доклад о практиках и концептах сохранения культурного наследия в прошлом и настоящем. Вот пример отечественной практики: «В имперской России в 1822 году был принят беспрецедентный с точки зрения мировых практик Указ об управлении инородцев. Я не путаю здесь ничего с точки зрения грамматики: не инородцами, а именно инородцев.

Этот указ признавал права всех народов. Признавал право на сохранение собственных территорий, норм существования. Многие вещи, конечно, регламентировались, но так или иначе указ привёл к формированию сословия инородцев, которые были признаны.

Указ имел охранительный характер. Народности получали огромное количество преференций, и все они были защищены законодательно. Да и сам этот указ появился потому, что норма сосуществовать в многонародном сообществе в России имеет многовековую историю».

Ещё одни крутой спикер — всемирно известный антрополог, доктор исторических наук, член-корреспондент РАН Марина БУТОВСКАЯ. Будучи студенткой и позже, защищая кандидатскую, она изучала социальное поведение обезьян. Пришлось даже пожить в стаде, чтобы животные к ней привыкли. И вот уже много лет её считают «своей», например, представители бродячих племён Танзании — масаи, датоги, хадза. В Африке исследователь проводит в среднем три месяца в году. Нынешней осенью основатель российской школы этологии человека впервые посетила Красноярск. На форуме профессор выступила с несколькими докладами. Один из них был посвящён эволюционным основам поведения человека в традиционных африканских обществах.

Почти за 20 лет Африка многому научила Марину Львовну: «Во-первых — толерантности. Это то, к чему призывают нас всех в современном мире, и что необходимо любому исследователю или человеку, который попадает по долгу работы в совершенно другую культурную среду. Потому что если вы не обладаете толерантностью, то вы просто начинаете вести себя неадекватно. А как только вы начнёте вести себя неадекватно, вы подписываете себе, по сути дела, волчий билет в этом обществе. Кто вам будет там доверять, и кто разрешит вести там исследования?».

Полностью эти интервью будут опубликованы в октябрьском номере газеты «Сибирский форум. Интеллектуальный диалог».

ЦИТАТЫ СИФ-2022

«И нас обманули, и мы продолжаем обманывать остальных, утверждая, что традиции — это только прошлое. Традиции — это самое современное, что есть в обществе. Они обладают мощью связывать нас с будущим». Юлия Купина, директор Российского этнографического музея, Москва

«Новые тенденции в исторической науке связаны с моделями макроисторического анализа, которые условно можно назвать перекрестной или связанной историей. Когда речь идёт об истории соседских народов, но рассматриваемых не столько с точки зрения противостояния, но с точки зрения интенсивных тесных связей». Лорина Репина, член-корр. РАН, Москва

«Популяризация наследия — это наша национальная идея, на этом мы воспитаем гражданина, любящего свою Родину и свою землю. Сейчас появляются издания, снимаются фильмы — достаточно много. Но я бы сказал: недостаточно.
Школьники получают представление о Греции, древнем мире — и в этом смысле мы не сильно отличаемся от европейской и американской парадигмы образования. В вузах мы тоже получаем подготовку как специалисты с европейским бэкграундом. А знание Востока — удел немногих специалистов. Поэтому нужна кардинальная перестройка гуманитарного бэкграунда. Ведь до многих вещей европейцы додумались позже, чем китайцы и индусы. И вообще — существует много цивилизационных центров. Когда это будет учитываться, тогда диалог культур будет выстроен глубже».
Вадим Рынков, директор Института истории СО РАН, г. Новосибирск

«Закончился археологический сезон, и в Туве был хороший результат — группа санкт-петербургских учёных завершила раскопки погребального комплекса Ченгетей. Вы помните Аржан-1, Аржан-2, их одно поколение отделяет от этого захоронения. И по своему научно-исследовательскому значению — это серьёзная находка на мировом уровне». Ольга Хомушку, ректор Тувинского госуниверситета

«Российское историческое общество активно обсуждает принципы преподавания истории в школе, и один из принципов — отход от европоцентризма. Это не обусловлено геополитической ситуацией. Просто необходимо широко понимать культуру и историю всего мира, а не вести свою историю от Греции». Андрей Кривошапкин, директор Института археологии и этнографии СО РАН, г. Новосибирск

«За последние 25 лет мы научились видеть поле и объект нашего исследования под разными и неожиданными углами зрения. Один этологический поворот чего стоит. Мы научились различать сильные и слабые тексты, а кто-то сам даже научился писать сильные статьи и книги». Дмитрий Функ, директор Института этнологии и антропологии РАН, Москва

Соб. инф.

Похожие материалы