Обложка

Встречи с Хасаном

Истории, рассказанные на открытии именной аудитории Профессора

«Я был председателем оргкомитета конференции «Педагогика развития», участников порядка 800 человек, это было какое-то безумие. И вот я чуть не в 6 утра в первый день конференции прибегаю какие-то последние дела делать, а Борис Иосифович приходит в 6.30. Я удивился: «Зачем так рано?». А он говорит: «Я пришёл сказать тебе одну простую вещь: уже всё случилось». — «В смысле случилось? Конференция только начинается!» — «Случилось, и от тебя уже ничего не зависит. Теперь расслабься и просто наблюдай».

Вот эта граница между тем, что ты зашиваешься, когда надо и то, и это поправить, и между некоторой нирваной, она ясно обозначилась в сознании. Этим уроком я пользуюсь всю жизнь. Когда что-то становится невыносимым, жарким, то есть выход: наблюдай».

Это лишь одна из историй, рассказанная на открытии именной аудитории, посвящённой памяти профессора Бориса Иосифовича ХАСАНА, легендарного человека, стоявшего у истоков создания Института педагогики, психологии и социологии СФУ и во многом определившего развитие образования в крае и в России.

Аудитория открыта в Институте экономики, государственного управления и финансов, где Б.И. Хасан работал последние 7 лет. Она получилась современная, с зонированием, модульными столами, скамейками с подзарядками, мультимедийным оборудованием для проведения видеоконференций. И с цитатами профессора на стенах.

На создание аудитории «скинулись» 105 меценатов из 7 стран, 9 российских городов, 6 организаций и 6 семей.

А история, рассказанная в начале — от Павла СЕРГОМАНОВА, ученика и коллеги Б.И. Хасана, ныне руководителя академической лаборатории Сберобразования ПАО Сбербанк.

Данью памяти Мастеру стал и сам вечер, посвящённый открытию аудитории. Помимо тех, кто пришёл в аудиторию, более 30 человек участвовали в событии дистанционно. Ведущая вечера, руководитель научно-учебной лаборатории мониторинга профессиональных компетенций СФУ Лариса НОВОПАШИНА, предложила каждому вспомнить свою встречу или опыт общения с Профессором. Мы решили поместить здесь именно эти рассказы — о встречах.

Собравшихся приветствует Лариса Новопашина

Собравшихся приветствует Лариса Новопашина

Ольга НИКИТИНА, заместитель министра образования Красноярского края: «У меня в памяти два сюжета. Один связан с конференцией «Педагогика развития» 2002 года. Я была директором педколледжа. И вдруг Борис Иосифович принимает решение перенести туда конференцию. По тем временам — непонятное решение. Как директор я с ужасом смотрела на это: приезжало до 700 человек, а наш зал всего 160 вмещал, поэтому были заняты все холлы, велись сотрансляции, мы с ума сходили, как всех желающих со всей страны принять и разместить.

Воспоминаниями делится Ольга Никитина

Воспоминаниями делится Ольга Никитина

Но это неординарное решение тогда по сути подняло систему образования и запустило процессы нового развивающего обучения. И это только он мог сделать — запустить новые содержательные вещи.

Второй сюжет — когда я увидела Бориса Иосифовича не только как представителя профессуры края. Мы с Игорем РЕМОРЕНКО (ныне – ректор Московского городского педагогического университета, — ред.) учились в «Шанинке», это был филиал Манчестерского университета, мы учились в первом потоке. Состав преподавателей был звёздным, мы с трепетом на каждого смотрели. И уже на третий год в этом звёздном составе появился Борис Иосифович. Т.е. наша красноярская школа прозвучала и там. Выход за пределы края и позиционирование среди лучших педагогов страны — это тоже уникально».

Виталий ВЯЗНИКОВ, ученик Хасана, главный спонсор, генеральный директор ООО «Неотерика Рус»: «Вспоминаю первую встречу в далёком 1993 году. Мы, первокурсники желанного психолого-педагогического факультета Красноярского госуниверситета, оказались на игре-запуске перед началом обучения. И я помню, как меня абсолютно выбили из колеи те вопросы, с которыми на нас наезжали Хасан и его команда. Был задан вопрос: «Зачем вы здесь? Что вы хотите?». С виду вопрос простой, но он впервые для меня открыл такую тему, что если человек понимает, что он хочет и для чего, то тогда только и возможна Встреча с большой буквы между людьми».

Евгения БУХАРОВА: «Мы встретились в 1991 году, когда тогдашний ректор КГУ Вениамин Сергеевич СОКОЛОВ создавал здесь современный университет. Я приехала сюда работать, и первым, с кем Соколов меня познакомил, был Хасан. «Вот этот тебя научит», — сказал Соколов, а я подумала: «Чему он может меня научить? И вообще все эти психологи где-то не в том мире живут».

Тем не менее создание экономического факультета, ППФ, факультета филологии шло в тесном общении, обсуждении, спорах. Передо мной цитата Бориса Иосифовича про конфликт («Мы не против друг друга, а мы вместе — против проблемы», — ред.), и у нас конфликт реально был движителем этого процесса. И если бы не было этой попытки взглянуть на образование под другим углом, наверное, не состоялся бы и экономический факультет.

Текущий момент показывает, что конфликт, конечно, двигает прогресс. При этом он сталкивает людей, ломает отношения. И правильно себя вести, правильно выбирать стратегию, поддерживать те связи, которые накапливаются годами, и по-новому их переосмысливать научил нас Хасан. И по сию пору он нас чему-то учит.

Я рада, что его ученики инициировали такое пространство, где могли бы встречаться люди, решать те сложные задачи, которые перед нами стоят, и опираться на опыт, который передал нам Хасан, как наследство».

Из наследия Хасана: продолжает реализовываться магистерская программа «Конфликт-менеджмент»; работает Клуб конфликтологов; есть университетская студенческая конференция «Управление конфликтом» и международная конференция «Практики развития», — ред.

Олег СИПЕТЫЙ, партнёр Хасана, совладелец компании «Командор-холдинг»: «У нас создалась уже тогда компания, я считал себя успешным руководителем. Первый конфликт случился с учениками Бориса Иосифовича, когда они начали приходить к нам в структуру эйч-ар, задавать вопросы: «какова ваша позиция?», «давайте термины рассмотрим». В конце концов предложили мне познакомиться с Хасаном, прояснить отношения.

Борис Иосифович ввёл меня в Институт медиации, чуть позже – мы работали в Попечительском совете школы «Универс», а главное — организационно-деятельностные игры, которые мы в компании неоднократно проводили. Я тогда его спрашивал: «Что здесь происходит? Что за разговоры такие? Цели, команда, результат — это понятно. А остальное? Утомительно». И он мне сказал: «А вы не думаете, что команда нужна для захвата водокачки? (т.е. для простого дела). А чтобы построить саморазвивающуюся систему, чтобы люди, которые в ней находятся, получали удовольствие от качественных коммуникаций, обменивались мирами, обогащались и росли над собой, — нужна другая методология, инсталлированная внутрь».

Непросто было, но постепенно я сам научился получать удовольствие. И считаю огромнейшим вклад Бориса Иосифовича и его учеников в то, что сейчас из себя представляет компания».

Исак ФРУМИН, директор школы «Универс» в 1987-1999 гг., заслуженный профессор Высшей школы экономики (г. Москва): «Я знал Бориса, наверное, полвека, поэтому у меня много историй. Но сегодня я бы вспомнил его любовь к месту. Когда мы переезжали в новое здание школы «Универс», он был председателем методического совета. Нужен был ремонт, а денег не хватало, и он сказал: лучше никак не делать, или делать хорошо. И помещение его института в школе, и его собственный кабинет были образцовыми. Надеюсь, что и нынешняя именная аудитория его взыскательному вкусу отвечает.

Ещё одно. На входе в Красноярский педколледж висит памятная доска И.Т. Савенкову, выдающемуся красноярцу, который создавал первое краеведческое общество. И мы как-то с Борисом стояли около входа, и он говорит: «Даже если снимут эту доску, память о нём останется, и о том, что здесь висела доска» (а был период, когда краеведческие общества запрещали). Важно что-то создавать, потому что даже если это разрушится — память останется. Если это уже было в камне, в здании, то это обязательно вернётся.

У меня есть чувство вины перед Борисом. Я недостаточно старался помочь его вере в то, что главное — это мир без насилия, без конфронтации. Главное — научить людей жить так, чтобы они могли договариваться. И пусть эта мысль будет главной, которая в этой аудитории будет продвигаться».

Елена ЛЕНСКАЯ, директор центра изучения образовательной политики Московской высшей школы социальных и экономических наук («Шанинка»): «На глаза попался стих Гафта, который начинается словами: «Живых всё меньше в телефонной книжке…». А заканчивается он так: «Теперь о том, что недоговорили, звучат, как многоточия, гудки».

Недоговорили. У нас было много общих дел с Борисом, но, наверное, ни одно из них нельзя назвать полностью завершённым. Ни проект «Здоровая школа», ни «Профилактика зависимого поведения». Кстати, мы много делали проектов в Британском совете. Но единственный проект, где не мы учились у англичан, а они у нас, — вот этот проект Бориса Иосифовича о профилактике зависимого поведения. До сих пор то, что он начал, продолжается в Англии.

И, конечно, проект «Кавказская инициатива» нас особенно сблизил.

Благодаря Хасану в «Шанинку» совершён десант учеников Бориса Иосифовича, сейчас наш факультет менеджмента в сфере образования возглавляет его ученица Елена ФЕДОРЕНКО. Татьяна ЮСТАС – одна из любимых наших преподавательниц на программе дошкольного образования.

У Бориса было одно удивительное качество: он был лучшим начальником из тех, кого мне доводилось знать. Он умел ценить в людях то, что они умели делать хорошо, и не замечать того, что получалось хуже, во всяком случае, публично не замечать.

И мне бы хотелось, чтобы в этой аудитории всегда царила доброжелательная атмосфера, звучали шутки, а вечерами слышался бы звон гитары».

Елена ЧИГАНОВА, ректор Красноярского краевого Института повышения квалификации: «Сейчас модно говорить: это не наш вопрос, не наши полномочия. А ему было плевать на полномочия, но собой он менял всё вокруг.

Я первый раз его увидела, окончив истфак, гордясь тем, что окончила истфак. Лекция называлась «Война и конфликт». Это было уникальное историческое содержание, но повёрнутое через конфликт, чрезвычайно интересно. Лектор был красивый, модный. Всё время, что потом я его знала, следила: он снизит планку по моде или нет? Ни разу не снизил, вся его одежда была суперактуальна.

А какими должны быть мы? Мы должны удерживать содержательную планку, не взирать на полномочия и реализовывать ценности, которые были дороги Профессору. Важно, чтобы здесь появилась тематика для разговоров, невзирая на полномочия».

Завершим мы словами самого Бориса Иосифовича Хасана, сказанными о «Встрече». Видео его выступления организаторы включили в сценарий, и это было прекрасным решением.

Борис Хасан

Борис Хасан

Борис ХАСАН: «Человеку всегда трудно с собой. Это самый трудный персонаж, с которым мы встречаемся - если свезло, и эта встреча происходит. Некоторые всю жизнь с собою не встречаются и живут счастливо. А те, кому выпадет встретиться с собой, начнут понимать, что это самая трудная встреча».

Вечер завершился работой в группах, где все решали, что ещё они могут сделать для насыщения аудитории имени Хасана жизнью.

Вечер завершился работой в группах, где все решали, что ещё они могут сделать для насыщения живым содержанием аудитории имени Хасана.

Записала Валентина ЕФАНОВА, главный редактор газеты «Новая университетская жизнь», дипломница Б. Хасана 1986 г.

Похожие материалы