Обложка

Для игроков с азартом

Свыше 40% людей в мире являются геймерами. Но при всей популярности видеоигр киберспорт — относительно недавно сформировавшееся направление игровой (или спортивной?) индустрии. В России его официально признали лишь в 2016 году. Соревновательные видеоигры разнообразны: от шутеров до одиночных карточных. Любой может найти для себя любимую игру и постараться стать в ней профессионалом, неважно — с детства ли ты часами сидел за первыми PS, в зрелом ли возрасте увлёкся играми. Студент любой специальности тоже может стать киберспортсменом, для этого есть множество турниров и различных студенческих лиг. О них и пойдёт речь.

Крупнейшие организаторы

В России главный организатор игр — это Всероссийская киберспортивная студенческая лига (ВКСЛ). Она проводит турниры по таким дисциплинам, как Dota 2, Counter-Strike, Global Offensive, Hearthstone, Clash Royale, StarCraft II. Лига сотрудничает со множеством компаний: РОСАТОМ, Сбер, VK Play и другие. Благодаря партнёрам есть возможность собирать солидный призовой фонд (3 млн рублей). Для участия в турнирах лиги нужно просто создать команду и отправить заявку, а потом пройти отборочные региональные матчи.

Серию популярных матчей организует также Московский киберспорт, или Moscow E-Sport. В 2023 году у них проводятся турниры по League of legends, Hearthstone, Standoff и World of Tanks, они регулярно организуют турниры по CS: GO и Valorant. Принять участие может любой гражданин России. Сезон начинается в феврале, и до этого времени ещё можно создать собственную команду и хорошенько потренироваться.

Университетские киберспортивные лиги

Нередко сами студенты создают сообщества, где формируются команды и проводятся турниры. Такие сообщества есть у МГУ, СПБГУ и, конечно, у СФУ. Бывает, что именно коллективы из таких сообществ выходят на всероссийский уровень.

Василий Молошаг, руководитель Киберспортивной лиги СФУ:

— История нашей лиги началась в 2015 году, когда в рамках проектных инициатив был проведён турнир по Dota2. Тогда студенты получили поддержку в виде призов и помощь в организации. Когда в 2016 году в России киберспорт признали официальным видом спорта, появились студии по компьютерному спорту, разряды у игроков. В этом же году анонсировали Всероссийскую киберспортивную студенческую лигу (ВКСЛ). За семь лет сезонов у СФУ в копилке — 4 финала ВКСЛ. Каждый год дисциплины меняются, стабильно остаются три: CS:Go, Dota2 и HearthStone. В последние три года к ним добавились StarCraft2 и ClashRoyal. Поэтому люди тоже меняются.

Несколько интересных фактов.
• Самое высокое достижение СФУ за время участия в ВКСЛ — 2 место в 2019 году.
• За всё время формирования сборных СФУ (а это, на минуточку, 7 лет), только один раз была девушка (капитан команды по Лиге легенд) в 2017 году.
• Самыми киберспортивными институтами считаются ИКИТ, ИМиФИ, ИНиГ, ПИ, ЮИ.

«Обучения для киберспортсменов в классическом понимании нет. По крайней мере за Уралом, — продолжает Василий Молошаг. — Есть курсы по киберспортивному менеджменту в центральной и южной частях России, у нас есть только предпосылки к созданию чего-то подобного. Тренерская история такая же сложная, как и история с ДПО. Не выросло ещё поколение, которое бы, используя классическую образовательную базу, создало продукт, который бы зашёл молодёжи и был поставлен на рельсы в минобрнауки, минспорта, минцифры».

Турниры Red Bull

КСТАТИ

«Так как технические науки становятся всё более востребованными, ведётся работа по созданию в нашем регионе Академии технических видов спорта, куда войдут мото-, авто-, киберспорт и другие виды, в которых используется техника, чтобы эти виды спорта стали массовыми и доступными не только в Красноярске, но и в муниципальных центрах нашего края», — поделился с нами информацией председатель регионального отделения Федерации компьютерного спорта Василий Молошаг.

Хотелось бы упомянуть многим известные Red Bull-турниры по Dota 2 и League of legends, которые на данный момент уже не проводятся. Раньше студенческие турниры носили название «Битва университетов», это были самые крупные киберспортивные мероприятия среди вузов по МОВА-играм. Можно сказать, это прародители сегодняшних киберспортивных матчей. Соревнования спонсировались Red Bull, в League of Legends даже проходили целые события на Ru-сервере, за которые давали щедрые награды. Последний раз «Битва университетов» проводилась в 2020 году. Тогда участие в турнире приняли 300 коллективов, где победу одержали студенты из Казанского энергетического университета. А в 2022 г. Red Bull провёл соревнование 1 на 1 по League of legends. Так что ещё есть надежда на возрождение студенческих турниров под этим брендом.

Любительские турниры

Кроме крупных организаторов турниры могут проводиться и любителями для любителей. Зачастую их проводят компьютерные клубы по типу Pixels или Сoliseum. И хотя призовые в этих турнирах небольшие, это неплохой опыт для начинающих спортсменов.

Стоит обратить внимание и на лиги, которые проводят соревнования по отдельным играм. Так, например, SVL/ Студенческая Лига Valorant собирает любых студентов вне зависимости от университета. Они пока только начинают свой путь и принимают всех желающих сыграть в команде.

А вообще студенческая лига — отличная возможность молодым талантам поработать в команде, завести новые знакомства и поучаствовать в настоящих турнирах. К тому же есть реальный шанс вступить на путь киберспортсмена, ведь профессиональные команды часто ищут себе новичков именно на студенческих турнирах, внимательно к ним приглядываясь.

Автор — Алёна РЕДЬКИНА
Страница Киберспортивной лиги СФУ в ВК

Словарик киберспортсмена

«Ачивка» (от английского «achievement» — «достижение») — это понятие из геймерской среды, обозначающее какое-то достижение, полученное вами в ходе выполнения определённого задания. История гласит, что впервые ачивки появились в играх компании Avission — тогда настоящие (!) подарки вручались, к примеру, за быстрое прохождение игры.

Донат — это добровольные пожертвования, перечисленные от пользователей для блогера, который, отвечая на ваши вопросы совершенно бесплатно, может пользоваться этими деньгами по своему усмотрению.

АФК — аббревиатура «AFK» составлена из первых букв слов английской фразы «away from keyboard», которую можно перевести как «отошел от клавиатуры». Ею обозначают ситуацию, когда кто-то из членов команды находится не у компьютера и поэтому не может играть вместе с остальными.

ГГ — означает «хорошая игра» и действительно существует со времён многопользовательских соревновательных игр (gaming). С самого начала термин использовался аналогично тому, как его используют спортсмены, в знак уважения к вашим товарищам по футболу, даже если они из противоположной команды.

Руинить, заруинить — означает «испортить». Происходит от английского to ruin - разрушить, испортить. Поэтому если про какого-то человека говорят, что он что-то заруинил, то это всего лишь означает, что он что-то испортил.

Машнить — это процесс, при котором кто-то старается переделать ситуацию под себя, любимого, таким образом, чтобы его команде и ему было выгодно.

Ластхит — это завершающий, последний удар, который игрок наносит вражескому крипу, за его убийство он получит опыт и золотишко. Также распространяется на башни, героев и бараки.

Тильт
— это состояние психологического гнева: поражение из-за неудачи воспринимается как несправедливость, что заставляет игрока применять агрессивные стратегии ради мести (чтобы добиться справедливости), что, в конечном итоге, заканчивается разочарованием в себе и концентрации на потерянных ресурсах.

Фармить — это копить что-то через повторение элементарных действий. Глагол происходит от английского farming — «фермерство», но не имеет с земледелием ничего общего. «Фармерами» называют игроков, которые часами (или днями) занимаются только тем, что копят опыт и ресурсы в играх.

Камбэк — игровая ситуация, когда ты сначала проигрываешь сопернику, а потом переламываешь ход игры и выигрываешь матч.

Похожие материалы