Обложка

Дипломат из таёжной Эвенкии

Участие в программе «Школа общественной дипломатии коренных малочисленных народов России» в минувшем году принесло Елизавете КУЗНЕЦОВОЙ, специалисту проектного офиса Института Севера и Арктики СФУ, один миллион рублей. По условиям конкурса образовательный грант можно было потратить только на обучение в вузах страны.

Поскольку цель проекта — развитие института общественной дипломатии в России для продвижения законных интересов коренных малочисленных народов на национальном и международном уровнях, Елизавета выбрала заочное обучение в магистратуре РАНХиГС по направлению «Управление развитием российского Севера». Образовательная программа рассчитана на два с половиной года. В декабре победительница успешно сдала первую сессию.

— Я выбрала магистратуру, полезную в дальнейшем в связи с моей общественной деятельностью, — говорит Елизавета Кузнецова, представитель народа эвенков, секретарь-референт Региональной Ассоциации КМНС Красноярского края. Кроме того, она является координатором молодёжного объединения при Союзе содействия развитию эвенков Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Знакомимся поближе. Елизавета родилась в межнациональной семье: мать эвенкийка из рода Хукочары (в переводе «топорики»), работает поваром. Отец русский, охотится на соболя и рыбачит. В поселении Тутончаны, где живут её родители, эвенкийскую культуру, обычаи, традиции особо никто не изучает.

— Пока моя мама училась в школе, её родители кочевали, поэтому она жила в интернате и совершенно не знает национального языка. Это, конечно, печально, — рассказывает Елизавета. — После окончания Красноярского педуниверситета им. В.П. Астафьева я планировала вернуться в посёлок и преподавать в школе историю и обществознание. Учителей в Эвенкии не хватает. Но в Красноярске познакомилась со своим будущим мужем, эвенком Артуром ГАЮЛЬСКИМ. У нас родился сын Кирилл, сейчас ему 6 лет. Супруг тоже работает в РА КМНС.

Реализуем совместные проекты, в том числе с Институтом Севера и Арктики. Уже организовали два молодёжных форума КМН Сибирского федерального округа, в этом году приезжали даже ребята с Ямала и Камчатки. В марте прошлого года провели молодёжный суглан (народное собрание) эвенков России в Красноярске, куда прибыли представители из 10 регионов. Минувшей осенью на Х Межнациональном фестивале «Молодёжное содружество» впервые была организована площадка КМНС с утварью и северными угощениями и представлен мюзикл о двух родах — эвенкийском и ненецком.

— Как вы решили принять участие в программе «Школа общественной дипломатии» (ШОД)?

— Школа проводилась во второй раз. Победитель первой школы Сергей ВАНУЙТО приезжал к нам на форум «Сибирский Аргиш». О ШОД он рассказывал так зажигательно, что не только меня, но и многих других ребят из Сибири заинтриговал. Я никогда раньше в подобных конкурсах не участвовала. Мы многое узнали о правах коренных народов, о том, как их защищать и как выстраивать трёхсторонние отношения между органами власти, коренными народами и недропользователями.

Первый этап был заочным, в течение трёх недель нам читали лекции. После этого прошло тестирование, в итоге отобрали 25 человек, и мы поехали на второй этап в Салехард. Этот город показателен тем, что там проживают представители многих национальностей — ненцы, ханты и др. У нас проходили семинары, игры по модели ООН и Арктического Совета. В частности, нам рассказали про Экспертный механизм по правам коренных народов — консультативный орган ООН.

— Вы чувствовали недостаток знаний?

— Думаю, не я одна это чувствовала, потому что мы ещё молодые лидеры своих народов. Опыта у нас не хватает, особенно в защите прав КМНС. Всё сложно, с первого раза не разберёшься в законах, в мерах поддержки, в каких-то госпрограммах для КМНС.

К тому же у каждого региона своя специфика и свои проблемы. Где-то развито оленеводство, где-то на первом плане рыболовство. У кого-то хорошие отношения с недропользователями, а у кого-то не налажены. Так же и с органами власти. У нас в Красноярском крае, например, есть Совет представителей КМН при правительстве Красноярского края, общественные советы, которые могут влиять на решения властей. А у некоторых регионов, к сожалению, такого нет — в Амурской области, Забайкалье, на Чукотке.

— Взять, допустим, развитие оленеводства в Эвенкии, какие здесь видите проблемы?

— Оленеводство — это огромный труд, кстати, опасный. Но за него не платят зарплату, как, например, животноводам. И не предоставляют мер поддержки, не дают субсидий для развития хозяйства — на покупку оленей, техники, на содержание этого всего и на то, чтобы нанять работников.

В Эвенкии оленеводство осталось только в посёлке Суринда. Работы нет, люди покидают территорию. Мы хотели бы возродить отрасль, вернуть её в экономику России. Оленина — полезный продукт. И не только само мясо, всё ценно в олене — шкура, панты. Почему бы это не развивать на пользу всего края?

— Вернёмся к конкурсу. Финал проходил в Москве, на базе МГИМО. Как это было?

— Мы слушали лекции, побывали с экскурсией в МИДе, в Министерстве развития Дальнего Востока, в Федеральном агентстве по делам национальностей. С нами встречался Президент общероссийской ассоциации КМН Севера, Сибири и Дальнего Востока. И снова были игры, лекции, семинары. Перед каждым из участников стояла задача — подготовить доклад, потому что нас всё-таки учили международной дипломатии. Своё выступление от лица коренных малочисленных народов России нужно было продумать до мелочей и уложиться в три минуты.

— На какую тему выступали вы?

— Говорила о внедрении современных достижений и механизмов в традиционный образ жизни коренных малочисленных народов. Актуальность в том, что уже невозможно игнорировать ту же цифровизацию и другие инновации.

— Когда узнали, что победили и выиграли миллион на образование, что почувствовали?

— Удивление, потому что среди нас были ребята и посильнее, даже президенты ассоциаций КМН России! Но, как сказал исполнительный директор, они выбирали по двум критериям. Первый — это как раз активное участие в общественной деятельности для КМН, а второй — хорошее знание законодательной базы. Я, видимо, прошла по первому критерию. Вот почему мне так важно восполнить нехватку юридических знаний в магистратуре РАНХиГС! Мы там изучаем экономику и всё, что связано с Арктикой, начиная с истории освоения, — демографию, законодательство, стратегии развития не только России, но и других стран. Например, нас знакомили со стратегиями развития Арктики, которые разрабатывают в Китае, Америке, Канаде.

Мне нравится, что учусь вместе с людьми, которые живут на арктических территориях — в Якутии, на Ямале, в Ханты-Мансийском автономном округе и т.д. Когда изучаем какую-то тему, обязательно делимся опытом, как именно в конкретном регионе это развито, говорим о проблемах, перспективах.

Сейчас, работая в Институте Севера и Арктики, Елизавета продвигает инициативу по созданию Молодёжного совета студентов из числа КМНС при СФУ.

— Мы уже обзвонили всех студентов из числа КМНС, которые учатся в Сибирском федеральном, их немного, человек восемь, но главное — начать. В дальнейшем будем набирать студентов из красноярских техникумов и других университетов. Когда эти ребята приезжают из отдалённых деревень в город, они теряются. Забывают язык, традиции, обычаи. Чтобы этот процесс остановить, мы и хотим всех объединить, ведь в крае восемь коренных малочисленных народов.

Уже есть первые успехи. Например, кто-то пытается освоить технику горлового пения, кто-то учится играть на варгане. Эвенк из Якутии Николай АПРОСИМОВ создал мобильное приложение «AYАNA». Хорошая идея! Теперь мы всей семьёй учим эвенкийский язык с помощью голосового переводчика. Также через разработанные им другие приложения можно переводить тексты на пять языков народов Таймыра.

В настоящее время региональная ассоциация КМНС края поставила перед собой амбициозную задачу — организовать проведение в Красноярске международного Дня коренных малочисленных народов мира. Планируют собрать 40 народов России и пригласить представителей коренных народов из Азии, Африки, Латинской Америки. В этом активно помогает программный директор ШОД КМН Алексей ЦЫКАРЕВ.

— Алексей был председателем экспертного совета по правам КМН, он уже договорился со многими лидерами коренных народов. Те прямо горят желанием приехать в Красноярск, ведь это центр России.

Как победитель программы Школы общественной дипломатии в апреле 2024 года Елизавета Кузнецова приглашена в Нью-Йорк, в ООН, с докладом от лица коренных малочисленных народов России. Тема доклада станет известна позже.

Похожие материалы