Нас изучали

Рассказываем о трёх исследованиях, где современник — как в зеркале

Алина МАЛЬЦЕВА, ИППС. Тема: «Социологический анализ цифровой личности подростков города Красноярска в социальной сети Instagram»

Цифровая личность — это новое «социальное я». Его можно исследовать по цифровым следам, которые каждый оставляет в интернете и социальных сетях. Может ли личность в Сети стать инструментом для социализации подростков? Или, наоборот, связана с размыванием личностных качеств и несёт в себе угрозу? Об этом исследование третьекурсницы Алины МАЛЬЦЕВОЙ.

Алина анализировала коммуникации красноярской молодёжи (10-19 лет) в Instagram. Всего исследовалось 70 аккаунтов. Выяснилось, что цифровые личности являются для молодых красноярцев инструментом не для заработка денег, а для самореализации. Ребятам важно создать свой престижный статус в глазах сверстников. Это достигается двумя путями: автор аккаунта привлекает к себе внимание за счёт селфи и добавляет престижа за счёт фотографий в знаковых местах.

Цифровые личности подростков в социальной сети Instagram по количеству опубликованных фотографий можно разделить на 2 типа:

1) Скрытая цифровая личность, которая закрыта от коммуникации и прячется под «шапкой-невидимкой» (5%).

2) Открытая цифровая личность, которая активно рассказывает о себе и открыта к взаимодействию (95%).

По количеству подписок и подписчиков также можно отнести личности к тому или иному типу. Например, лидер мнений имеет больше подписчиков, чем подписок, тщательно выбирает, за кем следить, а за кем нет, его цифровая личность интересна своей аудитории. Наоборот, ведомая цифровая личность подростка имеет больше подписок, чем подписчиков, подписывается на всех без разбора и мало интересна своей аудитории.

Исследователю также встретились целостные цифровые личности подростков (94%) и редуцированные, когда разные черты личности представлены в нескольких аккаунтах (6%). У большинства цифровых личностей в Instagram активный профиль, где преобладают подписчики над подписками, и множество выставленных публикаций. А часть закрытых цифровых личностей имеют автономный открытый аккаунт.

В целом цифровые личности помогают подросткам презентовать и транслировать умения и навыки своему окружению, их основная черта в Instagram — престижная самопрезентация. А ещё цифровые личности не имеют агрессивной направленности, так как подросток в них пытается найти себя, понять, что ему интересно, и за счёт этого выделить себя среди других.

Екатерина АВЕРЬЯНОВА, ИТиСУ. Тема: «Анализ структуры питания студентов вуза»

Екатерина проанализировала режим питания и пищевые привычки студентов своего института и обнаружила, что пищевое поведение, приближённое к оптимальному (четырёхразовое питание, включающее полноценный завтрак, отказ или редкое посещение заведений фастфуда), демонстрируют всего 5 % девушек и 42 % юношей. При этом 32 % опрошенных девушек питаются один раз в сутки, а 8 % юношей — два раза, что является недопустимым.

Во время обеда в институте половина респондентов приобретают вторые горячие блюда и 47 % выбирают чай/кофе, салаты и выпечку. А вот супы в свой рацион включают только 8% юношей и 3% девушек.

Сколько раз в сутки вы принимаете пищу?

Где вы чаще всего питаетесь во время учёбы в институте?

Часто ли вы посещаете предприятия общественного питания быстрого обслуживания?

Выявлено также, что юноши чаще посещают предприятия фастфуда. В первую очередь их привлекает «быстрота обслуживания», на втором месте «доступность цен» и только на третьем «вкус». Это объяснимо: длительные по времени пары, высокая загруженность (особенно перед сессией), дополнительные занятия или работа отнимают много времени. Зачастую студенты не успевают обедать сбалансированно, поэтому привыкают принимать пищу на бегу. При этом почти 90 % девушек не довольны качеством своего питания, а мнение юношей разделилось пополам.

Даниил РЕМПЕЛЬ, ИФиЯК. Тема: «Трансмедийные технологии в формировании цифрового культурного наследия».

Звучит сложно? Объясняет сам автор: «Если коротко, трансмедиа — это технология рассказывания историй. Её суть в том, что сюжет истории мы делим на несколько частей и рассказываем их на разных площадках. Например, на сайте и в нескольких социальных сетях. Это помогает вовлечь читателя и заставляет его «собирать» историю по кусочкам, как пазл. Важно, чтобы все кусочки были рассказаны с использованием разных форматов: игр, тестов, интерактивных карт, линий времени, и не повторялись.

Часто трансмедиа используется в просветительских целях. Формат помогает ненавязчиво подавать большое количество информации. Яркий пример — проект «1917». Это большой рассказ о революциях 1917 года. Идея: поместить дневниковые записи очевидцев тех событий в формат социальной сети. Как будто Анна Ахматова или Владимир Ленин у себя в блоге рассказывают, как они переживают это судьбоносное время. Сайт, стилизованный под соцсеть, дополнялся другими историческими фактами и маленькими историями, которые рассказывались в Instagram, VK и на YouTube.

Я решил посмотреть, как с таким форматом работают музеи, они ведь владеют большим количеством культурных памятников, с помощью которых можно интересно рассказывать истории. Оказалось, делают они это не слишком охотно. Дело в том, что в основе трансмедиа лежит история, она имеет сложную структуру, композицию и драматургию. И любая история имеет начало и конец. Музеям просто невыгодно создавать сложный и дорогой просветительский проект, который рано или поздно закончится. Конечно, он не потеряет свою просветительскую значимость, но новых людей в кассу вряд ли приведёт».

Похожие материалы