Хасан — это пароль

Наставник. Лидер. Даже волшебник. И много других слов звучало на церемонии прощания с Борисом Иосифовичем ХАСАНОМ 18 января в первом колодце СФУ.

От нас ушёл человек, без которого — и опять же об этом говорили многие — невозможно представить Сибирский федеральный университет и современную российскую школу. Мы попросили коллег и учеников Бориса Иосифовича не пытаться оценить масштаб его личности, а рассказать о памятных моментах, которые характеризуют человека лучше слов. Публикуем присланные в редакцию либо найденные в Сети воспоминания самых разных людей как дань признания, благодарности и любви.

Павел СЕРГОМАНОВ, дивизион «Цифровые платформы образования» ПАО Сбербанк, руководитель направления; доцент в НИУ ВШЭ

«Мой учитель, друг, наставник.

Пожалуй, один из самых точных портретов Профессора (его звали именно так — Профессор с большой буквы) дал известный российский педагог Анатолий КАСПРЖАК. На встрече в Высшей школе экономики, где присутствовало более 200 человек, он сказал, что если бы выдавали Оскара за прожитую жизнь, то Борис Иосифович получил бы его за самую блестящую роль второго плана.

Профессора совершенно не интересовали должности, звания, регалии. Как он частенько говорил: «Я про содержание хочу тебя спросить». Борис Иосифович оказал колоссальное влияние на многих людей: и своей жёсткостью при работе с содержанием, и одновременно своей мягкостью и любовью к людям.

Как логический и творческий последователь методологического движения (СМД-методология) он был разработчиком ОД-игр для студентов и школьников. В гимназии «Универс» мы в старшей школе также проводили интенсивы. Хасан пробовал, как он говорил, новые возможности «состыковки» игротехники и психотехники (совмещение работы с мышлением и работы с человеком), потому что работа с содержанием зачастую очень трудна для людей.

Большая жизнь большого человека. Всего не перескажешь. Но вот маленькая деталь: сплавы по Мане с Профессором. Огромная часть его жизни и образовательных проектов — с песнями, юмором, интересными спорами о конфликтах, придуманными праздниками. Да-да: Новый год, 23 февраля и 8 марта праздновали на сплаве день за днём и каждый праздник продумывали с детьми — со своим сценарием, драматургией, главными актёрами и актёрами второго плана, с рефлексией игры.

Неординарный человек, гуманитарий, Учитель».

Рустам БАЙБУРИН, замдиректора по развитию в Лицее ВШЭ, бывший директор старшей школы в гимназии «Универс»

«Когда я только начал работать в 106 школе, он быстро раскусил, что мне нравится «решать задачки», и как бы невзначай регулярно их подбрасывал, терпеливо ожидая, пока я научусь придумывать их себе сам.

Переехав в Москву, конечно, я редко звонил. Но каждый раз это случалось легко и здорово. В трубке возникал бодрый и в приподнятом настроении Борис Иосифович и радовался, что у меня появляются вопросы.

Когда живёшь среди гигантов, неизменно стараешься держать осанку и даже приподниматься на носки, а эти самые гиганты, имея интеллигентную природу, незаметно наклоняются до твоего уровня. Поэтому, с одной стороны, каждый такой звонок был эксклюзивной возможностью сверить свои дебютные идеи с его многомерным опытом. А с другой — просто дружеский разговор, ещё и приправленный неизменным чувством юмора. Кажется, эмпатии Бориса Иосифовича хватало на всех окружающих. Каждый раз после обстоятельного разговора я уходил вдохновлённый и озадаченный ещё на полгода (может быть, потому так редко и звонил?)».

Лариса НОВОПАШИНА, доцент кафедры управления человеческими ресурсами ИЭГУиФ СФУ

«Я не была прямой ученицей Бориса Иосифовича и когда завершала свое обучение на экономическом факультете КГУ, ППФ только проектировался. Мой совместный с Борисом Иосифовичем профессиональный путь начался в 1998 г.

За эти долгие годы совместной деятельности сложился ясный образ Бориса Иосифовича. Это — человек неоднозначный. Многоплановый. Масштабный и с сильной харизмой. Многозвучный.

Он любил анекдоты и щедро ими делился, они всегда были вплетены в рабочий или образовательный процесс. Он их использовал как иллюстрацию или метафору.

Дело образования молодого поколения для него было принципиальным. Очень хотел, чтобы молодежь оставалась в крае и для этого создавал места новых практик. Здесь я добавлю, что он был человек с сильной волей.

Правильная книга и хорошая библиотека для него — это обязательное условие качественного образования. Читал он много, если не сказать всегда. Я не знаю такого человека, который мог бы представить его без книги.

Однажды, года три назад, я его встретила на Красноярской книжной ярмарке. Мы поговорили возле одного из книжных павильонов, и я попрощалась, сказав набегу, что встретимся на работе. На КРЯККе в течение часа я посетила две программы и обошла все павильоны, вернувшись за конкретной книгой в первый павильон. Каково же было моё удивление, когда я увидела Бориса Иосифовича всё в том же месте с книгой в руках. Он внимательно изучал и выбирал источники.

Тексты философские, научные, методологические были неотъемлемой частью его жизни. Любил и стихи. Р. Кипплинг — один из любимых его поэтов. Хочу поделиться стихотворением, которое мы использовали в последнем совместном тренинге с лидерами краевого бизнеса.

Если...

О, если ты покоен, не растерян,
Когда теряют головы вокруг,
И если ты себе остался верен,
Когда в тебя не верит лучший друг,
И если ждать умеешь без волненья,
Не станешь ложью отвечать на ложь,
Не будешь злобен, став для всех мишенью,
Но и святым себя не назовёшь,

И если ты своей владеешь страстью,
А не тобою властвует она,
И будешь твёрд в удаче и в несчастье,
Которым, в сущности, цена одна,
И если ты готов к тому, что слово
Твое в ловушку превращает плут,
И, потерпев крушенье, сможешь снова-
Без прежних сил — возобновить свой труд,

И если ты способен всё, что стало
Тебе привычным, выложить на стол,
Всё проиграть и вновь начать сначала,
Не пожалев того, что приобрёл,
И если сможешь сердце, нервы, жилы
Так завести, чтобы вперед нестись,
Когда с годами изменяют силы
И только воля говорит: «Держись!»

И если можешь быть в толпе собою,
При короле с народом связь хранить
И, уважая мнение любое,
Главы перед молвою не клонить,
И если будешь мерить расстоянье
Секундами, пускаясь в дальний бег, —
Земля — твоё, мой мальчик, достоянье!
И более того, ты — человек!

Редьярд Киплинг (Перевод С.Я. Маршака)».

Александр БРЕСТЕР, старший юрист, руководитель тренинговых программ в Институте права и публичной политики

«Когда-то в 2014-м мы обсуждали нашу магистерскую программу в Юридическом институте, я попросил его сделать список писателей/книг (художественная литература), которые, по его мнению, были бы полезны молодому человеку. Вот список, написанный им самим. Я просил 10, а он добавил 11: сказал, что Обломова открыл для себя недавно и совсем иначе, чем раньше, и что его обязательно надо читать.

1. Веркор. Люди или животные?
2. Эфраим Севела. Зуб мудрости (и любые другие произведения).
3. Людмила Улицкая. Даниэль Штайн —переводчик.
4. Герман Гессе.
5. Януш Леон Вишневский.
6. Владимир Маканин.
7. Милош Кундера.
8. Стругацкие.
9. Михаил Булгаков.
10. Станислав Лем.
11. Гончаров И.А. Обломов».

Анна БЕЛОГОЛОВКИНА, магистрант программы «Управление конфликтом» в 2014 — 2016 г., руководитель направления внутреннего аудита в Международном аэропорту Красноярск.

«В 2016 году мы готовили ОДИ для руководителей торговой сети. Я была игротехником группы «Развитие». Начали, как водится, с азов: что такое обучение, что такое развитие, в чём отличие. Долго дискутировали по поводу термина «развитие», и я со своими рассуждениями зашла в тупик. Зашла в тупик — надо исследовать тупик, как всегда говорит Профессор и задаёт мне провокационный вопрос:

БИ: Аня, вот представь: ты купила 10 новых платьев. У тебя в этом случае случится развитие?

Я: Борис Иосифович, ну нет, конечно…

БИ: Ань, ну что ты так сразу ведёшься на провокации? Если с помощью этого ресурса ты достигнешь запланированной цели, конечно, это развитие! )))

С тех пор, покупая платья, всегда думаю, что это тоже история про развитие.

Последняя встреча. Никогда бы не подумала, что она действительно последняя…

В июле с дочерью была в гостях на даче у Бориса Иосифовича. К нему всегда можно было прийти с любой сложностью, он всегда находил время не только на своих учеников, но и на их детей. В тот июльский день я впервые в жизни видела летом снегирей. Красивые, откромленные, прилетели к кормушке, которая висела на сосне.

Мы долго-долго пили чай, разговаривали, а дочь больше помалкивала и рисовала его портрет в скетчбуке. Закончив, показала Борису Иосифовичу и попросила автограф. Борис Иосифович, рассматривал, рассматривал и написал «Я себя не узнаю, значит это не я.БИ.» ))

Наталья ЖАБЫКО, журналист

«Борис Иосифович Хасан. Писали большое интервью в студии. Он произнес фразу: «Когда вас пытаются унасекомить, не позволяйте!». Я была потрясена: какое точное определение — унасекомить».

Валентина ФОМИНА, выпускница магистратуры ИППР 2016 года.

«На первом курсе магистратуры мы сдавали экзамен, где организовывали разные ситуации, создавали конфликтные конструкции на заданную тему.

Я разыгрывала лотерею: в один общий конверт каждый мог положить любую сумму денег, а в другой — своё имя на листочке. Когда «общий банк» был сформирован, из второго конверта мы должны были вытянуть один листок с именем счастливчика, который заберёт всю сумму себе.

Магистранты аккуратно вкладывали в конверт кто сто рублей, кто пятьдесят. Кто-то вообще предпочёл не участвовать, а наблюдать.

Узнав условия, Борис Иосифович ушёл к себе в кабинет и вернулся с внушительной купюрой. К слову сказать, в «общий банк» он вложил самую крупную сумму денег.

В итоге он и победил. Выигранные деньги отдал секретарю ИППР на бытовые нужды института.

Борис Иосифович никогда не боялся рисковать и при всей своей занятости в каждого из нас вкладывался максимально».

Ирина ВАТАЩАК (ВОЛОГДИНА), ученица Бориса Иосифовича с 2003 года

«В 2005 году Борис Иосифович стал моим научным руководителем, в 2006 — руководителем в профессиональной деятельности и оставался им до сих пор. Ни разу в жизни я не пожалела о своём выборе и, смею надеяться, он тоже.

Профессор, как мы часто любя называли Бориса Иосифовича, руководитель, ведущий за собой и при этом поддерживающий персональное движение; смотрящий далеко, на много лет вперёд. И при этом чуткий и внимательный к людям и деталям.

Разные задачи нам приходилось решать вместе, и ощущалась именно совместность, понятный вклад каждого, хотя, естественно, ресурсы наши были несоизмеримы. И это тоже стиль Бориса Иосифовича: быть на равных, поддерживать и направлять до тех пор, пока ученик в этом нуждается.

Часто на наши восхищения и, можно сказать, преклонение перед его гениальностью (умением) в каком-либо деле, он показывал на свою седую голову и говорил: «Подожди, какие твои годы!». И это не просто фигура речи и жест успокоения, он на самом деле искренне в нас верил и знал, что мы сможем!»

Ирина КУВШИНОВА, аспирантка, училась у Б.И. с 2015 г.

«Меня всегда удивляла сочетающаяся в Профессоре высота и в тоже время простота.

Нам, отучившимся 2 года в магистратуре, профессор недвусмысленно намекал, что нужно на «3 курс»; так и случилось. Очень многие магистранты, закончив официально учёбу в магистратуре, только НАЧИНАЛИ реально учиться на 3,4,5 годах обучения.

У меня была возможность наблюдать за «младшими» магистрантами. И с каждым (абсолютно) он говорил на равных: «Ты когда говоришь, ты это имеешь в виду?».

Когда мы уже закипали (почему же магистрант «тупит»!), профессор в свойственной ему манере совсем ещё «зелёному» магистранту помогал подсветить путь. УЧИТЕЛЬ, что ещё добавить?

Любое выступление или доклад профессор начинал с шутки (это знает каждый ученик:).

И вот однажды любимому профессору на очередной день рождения мы решили снять видеоролик с поздравлениями.

Отсняли каких-то выпускников давнишних и коллег, волновались жутко.

День Х, профессор смотрит видео, а у нас ладошки мокрющие: понравится или нет?

Закончилось видео. «Ну как вам?». Он вздохнул: «Фигня полная! Будто на собственных похоронах побывал».

Профессор никогда не любил хвальбы и благодарностей. Для него важнее была включённость, интерес и дела».

Дарья КОНГАРОВА (в девичестве ШТОРК), ученица Профессора с 2007 года

«Первое знакомство с Профессором состоялось для меня заочно. Ещё до поступления на бакалавриат ППФ СФУ я принимала участие в конференции, где одним из главных гостей был Хасан Борис Иосифович. Наш преподаватель очень вдохновляюще говорила о нём и рекомендовала послушать его доклад. Мы ждали и даже планировали взять небольшое интервью для конференциальной газеты. Но не дождались... По каким-то причинам Хасан не приехал. Тогда эта история запомнилась, как и его необычная фамилия.

Могла ли я тогда подумать, что уже через пару лет эта фамилия станет такой особенной для меня? Как сказал один из коллег Профессора: «ХАСАН — это не фамилия, это пароль». И этот пароль открывает дверь в совсем другую жизнь, в особенный образ мышления и видения мира.

Однажды, обсуждая подготовку оргдеятельностной игры для студентов, кто-то из коллег сказал: мы же усложняем им жизнь этими вопросами! На что Профессор ответил: смотря что считать жизнью...

И действительно, Профессор усложнял нам жизнь, но именно это и было настоящей жизнью. В учёбе, в работе, в проектах он всегда задавал вопросы, которые вводили в тупик, позволяли остановиться, оглянуться, переосмыслить, осознать ответственность того, что говоришь и делаешь. Когда мы только поступили на бакалавриат ППФ, первая встреча с Профессором началась с вопроса: а вы зачем сюда пришли? На госэкзамене в магистратуре Борис Иосифович, задавая мне вопросы по билету, слушая мои ответы, вдруг остановился и спросил: а почему я задаю тебе эти вопросы? В работе Он предлагал идеи, мы вдохновлялись, начинали обдумывать, реализовывать, а через какое-то время слышали: а зачем вы сделали вот так? Он всегда держал нас «в тонусе», в хорошем напряжении. В общении с Профессором ты неизбежно учился думать, видеть глубже, через него встречаться с собой, встречаться с трудностями, идти вперёд, останавливаться, менять идею, действия, менять себя и идти дальше...

Удивительно, какой Б.И. был одновременно далёкий, даже недостижимый и близкий. С ним можно было обсуждать проблемы образования, труды Гессена, искусство красиво ходить на каблуках. А можно было в совместной командировке, в поезде, рассказывая о своих трудностях по диссертации, по-девичьи расплакаться.

Он много критиковал, говорил, что не дотягиваем в чём-то, строил вызовы нам. Но самой лучшей похвалой была возможность быть с Профессором рядом, учиться у него, учиться с ним, учиться через него. И эта жизнь рядом с ним абсолютно точно продолжается дальше, его вопросы продолжают звучать в голове, его идеи продолжают жить в наших делах и проектах (хочется в это верить и соответствовать)... Ведь смотря что считать жизнью...»

Екатерина ДЕТТЕРЕР, вместе с Б.И. разрабатывала и реализовывала проект «Молодёжные профессиональные педагогические игры» с 2010-2021 г. Работает в лицее № 28

«Восхищаюсь и ценю то, с каким уважением и доверием относился Борис Иосифович к своим ученикам. Он столько вложил сил и времени в наше развитие, что общение и обучение у него – как гарант качества. Среди его учеников тонкая нить, он учил нас коллаборации, когда и слова такого не было.

Профессор говорил: «чтобы справиться с переживаниями, нужно заняться делом». Я тяжело переживала развод, хотя никому об этом не рассказывала. Борис Иосифович — тонкий психолог и понимал, когда и кому нужно помочь с выбором дела. Профессор предложил мне подготовиться к выступлению на конференции «Тенденции развития образования» в Москве. Это было мощное переключение и возможность для развития. Борис Иосифович подсказал мне, с кем связаться, дал номер телефона организаторов площадки по моей тематике. Я позвонила, представилась и сказала, что номер мне дал Хасан Борис Иосифович. Мне показалось, что я будто произнесла волшебное заклинание, ко мне сразу отнеслись с большим интересом. Хасан – это пароль».

Юлия ВАРФОЛОМЕЕВА, специалист Психологической службы СФУ

«Заметка будет короткой, так как слов благодарности, уважения, любви и печали слишком много, и «словом» это выразить сложно.

«Борис Иосифович, можно к Вам»? —«Тебе всегда можно»!

Нам и правда всегда было можно просто так прийти к такому человеку и быть услышанными. Уйти с ответом, правда, было практически всегда невозможно: уходили с вопросом, и не с одним.

Я училась у Профессора на бакалавриате, в магистратуре и в аспирантуре. Вместе мы работали в гимназии «Универс», в магистратуре по конфликт-менеджменту, вместе делали последние 10 лет молодежные, профессиональные, педагогические игры и ещё много чего. И как много ещё хотелось, хочется сделать. Кажется, только «доросли», чтобы «встретиться» в диалоге, но теперь ведём его про себя.

Борис Иосифович (тут без преувеличения) такой мастер, который не устаёт, не теряет интереса, терпения и веры в ученика. Так много времени он посвятил нам, помогая решать даже маленькие задачи, возился с нами. И при этом всегда говорил: «Я из вас самый свободный». Говорил он это про время, а сейчас эти слова для меня про другое – про широту его взгляда, смелость и внутреннюю «свободу для...». Спасибо, Учитель».

Екатерина КРИВЕЦКАЯ (Казакова), ученица Б.И. с 2001 года

«Наш Б.И. Так мы называли Хасана Бориса Иосифовича с моими подругами, с которыми мы пришли к нему на ОДИ на 3 курсе ППФ в 2004 году.

Хотя лично знаю я Бориса Иосифовича с 2001 года: ещё в 106-й школе, в 10 классе я к нему пошла на курс про самоопределение и «нащупывание» интереса к профессии. И уже тогда, Б.И. учил нас размышлять, думать и понимать, чего мы хотим, а не просто плыть по течению.

Для меня Б.И. был очень значимым человеком. Я даже не могу выделить какую-то одну его роль в моей жизни. Он был и Учителем с большой буквы, и наставником, научным руководителем, мастером, моим директором, экспертом, профессионалом, лучшим собеседником и просто другом.

У меня с ним есть много разных историй. Смешных в том числе. Он был очень умный, харизматичный и эксклюзивный!

Огромная часть моей личности сформировалась и существует благодаря Борису Иосифовичу. Бесконечная ему благодарность!

Я всегда к нему могла прийти по любому вопросу — от личного (иногда «мамского») до профессионального. Он всегда был открыт к диалогу, к обсуждению проблемы и поиску решения, будь это у него в кабинете, дома или на даче. Не важно где. У него глаза «горели», когда кто-то искренне в чём-то хотел разобраться, и тем более, если не соглашался с ним безропотно, а мог поспорить, предъявить интересы, занять позицию. Но мы, «девочки», чаще соглашались с Б.И. Наверно, иногда он скучал от этого. Но! Вкладываться в нас продолжал. Учил мыслить. Реально. А ещё, рефлексию нам организовывал. Порой «мозг» кипел. Могу представить, сколько новых нейронных связей у нас тогда формировалось :).

А ещё я очень рада, что мне удалось взять у него интервью про гимназию «Универс» 30 октября 2020 года. Хоть это было и в онлайн формате. Но какое удовольствие его слушать. Его видеть. С ним понимать. Удивляться. И я ловила момент. Каждую секунду.

Драгоценный мой Борис Иосифович! Учиться у вас, работать с вами, разрабатывать и проводить ОД-игры, петь песни под гитару, сплавляться по реке Мана, выбирать вам подарки, готовить поздравления на день рождения, ездить к вам на дачу — это были одни из значимых событий моей жизни.

Светлая вам память!!! Я вас люблю!!! Вы — человек огромного влияния!!»

Антонина ДУДАРЕВА (Проводникова) , ученица Бориса Иосифовича Хасана с 2003 года

«Второй курс на психолого-педагогическом факультете КГУ. Май 2005 года. Ненаписанная первая в жизни курсовая работа. Что делать? К кому идти? На эти вопросы мы с лучшей подругой (и одногруппницей) Ирой срочно искали ответы. И нашли один возможный – идём к Борису Иосифовичу.

— Можно мы будем у Вас курсовую писать? — немного робея, спросили мы. Точнее, я робела, а Ира спрашивала.

— Да, без проблем, — сразу же ответил он. Мы даже улыбнулись нервно-облегченно. А он продолжил. — На третьем курсе пожалуйста. Пишите заявление, приходите обсуждать тему на будущий год.

— Мы про этот год спрашиваем…

— Этот?! — логично удивился профессор, глядя на нас и календарь.
Не отказал.

— Ок, приносите текст, — просто сказал он.

Через неделю первые тексты работ были на столе у Бориса Иосифовича. Конечно, мы их потом обсуждали и правили, или, правильнее сказать, Б.И. их черкал, комментировал и объяснял, а мы впитывали и переписывали. В итоге зачет мы, конечно, получили, но не это было главное.

***

Первый курс. Первая зачетная неделя в декабре 2003 года. Эссе на произведение А.С. Грибоедова «Горе от ума» в качестве зачётной работы по курсу «Введение в профессию», который вел Б.И. Хасан.

С первой попытки получаю «не зачёт». Прихожу на консультацию и слышу: «Нет, не то». Мне, вчерашней школьной отличнице, не удалось сдержать слёзы досады. Борис Иосифович умел вставать на твою сторону. Он встал рядом, положил перед глазами мою работу и говорит: «Отличное школьное сочинение, но не эссе». И говорит ещё. Ухожу переделывать.

Со второго раза заветный «зачёт» был получен.

Через год мы с Ирой пришли к нему делать игры со студентами, еще через полгода — писать курсак. И среди других мудростей открыли такую: «Когда проваливаешь экзамен / совершаешь ошибку, тогда (и может быть только тогда) у тебя появляется шанс научиться. Понятно, да? Через обращение к сделанному, а оттуда к изначальному материалу».

И вот после очередного курса у Бориса Иосифовича я пишу работу и получаю «зачёт». И ни одного вопроса или комментария на полях.

— Это всё? — спрашиваю.

— Да, всё прекрасно. У меня нет вопросов, — отвечает.

Я не расплакалась, но досада была почти такой же сильной, как тогда на первом курсе».

Илья БОБРИК, студент 2 курса магистерской программы «Конфликт-менеджмент»

«Перед сном вспоминал беседы с Борисом Иосифовичем, листал тетрадные записи в поисках его цитат. Вот небольшая подборка из того, что нашлось. Я верю, что будет издан сборник его цитат, в котором нашлось бы место и рисунку, который нарисовал Б.И. (так мы его называли в переписках) на одном из занятий — голова внутри головы внутри головы до бесконечности. Я у него спросил, что он нарисовал. Он ответил: не поверишь — себя.

А начинать разговор о цитатах Хасана нужно с его часто используемой фразы: «Вот спросишь, бывало, у кого-нибудь: «Почему ты так считаешь?», а он тебе в ответ: «Хасан сказал». Ну классно, а ты-то сам что думаешь?»

Сила Бориса Иосифовича заключалась в умении абсолютно точно что-то охарактеризовать или сказать что-то такое, после чего ты находился в долгих и мучительных раздумьях. Думаю, его сентенции будут полезны нашему миру.

— Если в вашей жизни нет конфликтов, скорее всего, вы уже на кладбище.

— Идите в бой, гранаты принесу потом!

— Рыба ищет, где глубже, а человек – где рыба.

— Что такое образование? Это оискусствление естественного и оестествление искусственного.

— Если хочешь стать немного лучше, устрой конфликт.

— Если вы придёте к психологу, а он вам скажет «вот я бы на твоём месте сделал так», немедленно бегите оттуда!

— Всегда поражался фразе «выйти из зоны комфорта». Чтобы из неё выйти, нужно сначала туда войти. А как же туда войти, если постоянно то носки порвутся, то сахар закончится? Жизнь — сплошные неприятности для человека. Но мы же как-то живем, и не просто живем, а даже балдеем!

— Конфликт начинается с родов, понимаете? Жил себе ребёнок в утробе матери, всё его там устраивало, защищён от всяческих угроз, сыт и доволен. Ему и не очень-то хотелось вылезать на свет. А правильно, зачем? Но процесс-то пошёл. И вот он, появился: ноги не ходят, руки не слушаются, тело слабое, череп не сросся, кругом одна опасность, холодно, голодно, сам ничего не могу. Что же делать? Правильно: орать! Так возникает первый конфликт ребёнка в первой в его жизни ситуации.

— Как правильно: ситуация неопределённости или условия неопределённости? А я ещё не решил до конца. Но точно знаю, что ситуация — она единственная и неповторимая, а условие — это уже, знаете, какие-то правила.

— Нас в детстве сильно обманули с математикой. Нас не тому учили. А знаете почему? Потому что это наука об отношениях, понимаете?

— Поставьте конфликт на свою службу, и конфликт послужит вам.