Достойны повышенной стипендии!

Первого февраля стартовал проект «С пелёнок в СФУ». Группа инициативных студентов 2 курса ИМиФИ на понятном и доступном языке рассказывает детям от трёх до 12 лет об университете.

Идею стартапа на тему ранней профориентации ребята вынашивали давно, когда же она «дозрела», варианты реализации им подсказала заместитель директора по воспитательной работе Института торговли и сферы услуг СФУ Ольга Туктаровна САРТЕНЕ. В свою очередь, она узнала о подобном опыте от коллег из СибГУ им. М.Ф. Решётнева (правда, там ставка делается на школьников со второго класса). Студенты нашего университета решили пойти дальше — представлять родной вуз не только в начальной школе, но и в детском саду.

На такой шаг руководителя группы Егора ПОЛТАНОВА вдохновило его собственное активное детство. В четыре года он обыгрывал отца в шахматы, детсадовцем участвовал во взрослом конкурсе семей — выступал на настоящей сцене, играл на фортепиано. В 16 лет парень основал ИП по продаже нарезанных фруктов в стаканчиках (Fast Fruit Plus). В этом бизнесе его напарницей была одноклассница Александра ЯКУШЕВА (оба учились в школе №149, в экономическом классе с углублённой математикой). Предприятие работало полгода и, по словам Егора, закрылось только потому, что им нужно было усиленно готовиться к ЕГЭ, а быстро найти людей, которые бы подхватили бизнес, не получилось. Неудивительно, что предпринимательский талант ребят проявился и в университете.

Егор и Александра с детсадовцами

Егор и Александра с детсадовцами

Итак, проект «С пелёнок в СФУ» реализуется при поддержке Института торговли и сферы услуг и ООО «Академия детства». Руководитель академии, председатель правления ассоциации лидеров образовательной деятельности Красноярского края Инга Михайловна ЛИНАРТЕНЕ тоже приверженец раннего выбора профессий детьми, начиная с первых классов (она изучила этот опыт на примере Санкт-Петербурга). Команда, куда помимо Егора Полтанова и Александры Якушевой входят также Максим ШОРОХОВ и Вероника ТЮРЮМИНА, уже провела в ряде частных детских садов и в школе Монтессори занятия, направленные на развитие творческих способностей и ассоциативного мышления детей.

Сначала студенты рассылают письма-запросы в дошкольные и детские образовательные учреждения Красноярска и, получив обратную связь, отправляются в эти учреждения.

— Мои однокурсники — общительные и творческие люди. Кто-то рисует, кто-то увлекается музыкой, — рассказывает Егор. — Занимаемся с небольшими группами от семи до пятнадцати детей, чтобы легче было с ними управляться. Помню, как впервые приехали в детский сад («Академия детства» на Батурина, в Советском районе). Здорово нас там приняли. Дети раскованы, не стеснялись задавать вопросы. Для начала мы им рассказали, что такое СФУ.

— Думаете, они всё сразу уловили?

— Не сразу. Малыши спрашивали: а что такое университет? Мы говорили: это более старшая школа, и она называется СФУ. Потом они хором несколько раз повторили это название. Мы объяснили, что у СФУ есть своя символика, как, допустим, у машин есть эмблема BMW. Они это прекрасно поняли! Мы продолжили: у СФУ есть свой значок — это Белочка, вы нам поможете её раскрасить?

Нам было интересно услышать, кем ребята видят себя в будущем. Какие только профессии они не называли: учитель, космонавт, повар, строитель, журналист, художник (только один мальчик сказал, что хочет стать суперменом). Мы говорим: все эти профессии можно найти в СФУ и рассказываем, какие существуют в университете направления. И ребята вступали с нами в диалог. Удивительно, что их интересовало, кем мы сами хотим стать. Я сказал, что учимся на программистов и аналитиков. Кто такие аналитики — пришлось долго объяснять, а насчёт программистов они сразу сообразили. В конце каждой встречи — совместная фотография. Все отчёты о таких творческих занятиях с детьми мы активно распространяем в социальных сетях. Уже подготовили и выложили на канале YouTube обзорный видеоролик.

— Одно дело — дети дошкольного возраста, совсем другое — школьники...

— Для ребят постарше — другой сценарий занятий. Раскрашивать Белочку не предлагаем. Они выполняют уже такие сложные поделки, как, например, головной убор (шапка-конфедератка) для студентов, выпускников и магистров университета.

— Егор, учебный процесс настолько напряжённый, что возникает банальный вопрос: зачем вам тратить столько времени на этот проект?

— На то есть ряд причин. Во-первых, нам это на самом деле нравится. Во-вторых, у нас это получается. И в-третьих, СФУ хорошо поддерживает активность студентов в различных направлениях. А поскольку мы живём отдельно от родителей и стараемся делать всё самостоятельно, такая поддержка, по сути, наш единственный источник дохода.

У нас есть свой отдел — Проектный офис в ИТиСУ (отдел по общественной деятельности). Мы активно снимаем видеоролики, развиваем YouTube-канал «SibFU business». Там несколько рубрик обо всех наших новых проектах. Например, рубрика «Возьми своё», где мы делимся опытом, как заработать заветные баллы, необходимые для получения повышенной стипендии. Также мы публикуем разговоры с бизнесменами «Интервью с гостем» (главный вопрос: как образование способствовало вашей успешной жизни), размещаем актуальные бизнес-новости. Помимо этого, будущие абитуриенты могут видеть, насколько активны институты и как много направлений они открывают.

Реализовать свой проект, обучаясь на втором курсе, престижно и статусно. В настоящее время мы подали заявку на участие в конкурсе грантов Красноярского краевого фонда науки, и одна из тем, заявленных в этом году, связана как раз с привлечением школьников в студенты.

— Почему же вы стали заниматься с дошкольниками?

— Никто до нас этого не делал, а маленькие дети очень благодарная аудитория. К тому же у многих дошколят есть старшие сёстры и братья. Придут детсадовцы домой и расскажут им про нашу встречу и про всё, что они узнали об СФУ.

Более того, частные детские сады заинтересованы в сотрудничестве с нами, ведь мы их пиарим в видеороликах. В свою очередь эти учреждения тоже активны в соцсетях, у многих есть Telegram. Они выставляют в том числе наши видеоролики, фотографии, пишут об СФУ приятные слова.

— Вы охватили только частные детсады?

— Мы с них начали. Здесь есть одна юридическая тонкость — фотографии детей и видеосъёмка в муниципальных садиках изначально запрещены, нет разрешения и на размещение информационных материалов в интернете, а у частных учреждений такое согласие родителей есть.

Результаты конкурса фонда науки будут известны в первых числах апреля. Пока же участники проекта всё делают за свой счёт: заказывают транспорт (как правило, это такси), магниты с логотипом СФУ, покупают расходные материалы, приобретают сладости (в конце каждого занятия детям дают сладкий приз). Надеются, что в случае победы все расходы окупятся.

Группа занимается ещё и наукой, пишет статьи. Пять-шесть публикаций ребята планируют выдать только в этом семестре. Также команда Егора Полтанова в стенах бизнес-инкубатора «КРИТБИ» под руководством Константина ОРЛОВА разработала зарядную станцию для электромобилей «SOH100» и сейчас думает о федеральной сети станций по всей России.

— Много планов, ещё больше идей, а ведь есть и личные хобби, — добавляет Егор. — Александра у нас увлечена настольным теннисом, Вероника — танцами, я восемь лет занимался киокушинкай каратэ. Но пока не хватает времени. У команды многое получается, и самое главное: нас поддерживают все, от родителей до преподавателей, директоров институтов и руководства СФУ. Знакомые говорят, что мы слишком много на себя берём и где-то что-то не получится. Я уверен в обратном. Нужно только правильно расставить приоритеты,
ценить время и чётко его планировать.

Вера КИРИЧЕНКО