Первый в России

В Красноярске создан экологический центр мирового значения

Климатический Научно-образовательный центр мирового уровня «Енисейская Сибирь» создан в июне 2021 г. на базе ведущих научно-образовательных организаций края, в число которых входит Сибирский федеральный университет. О том, какие задачи новый НОЦ будет решать на первом этапе своего существования, какую пользу принесёт Красноярскому краю и как впишется в мировую экологическую повестку, рассказал руководитель центра Сергей ВЕРХОВЕЦ.

Досье

Верховец Сергей Владимирович — кандидат сельскохозяйственных наук, первый проректор по науке и международному сотрудничеству СФУ в 2009-2017 гг.; проректор СибГУ им. Решетнёва в 2017-2021 гг.

Образование: Бийский лесохозяйственный техникум — 1992; Красноярская технологическая академия — 1997; аспирантура Института леса им. В.Н. Сукачёва СО РАН–2000.

2000 г. — защита кандидатской диссертации «Влияние контролируемых выжиганий на пожарную опасность и лесовосстановление на вырубках».

Место работы и должность: СФУ, директор Проектного офиса НОЦ мирового уровня «Енисейская Сибирь»; ведущий научный сотрудник Института экологии и географии.

Научные направления: экология экосистем; пожары растительности; климатические изменения.

Награды: почётная грамота РАН; почётная грамота Министерства образования и науки РФ, «Почётный работник науки и техники РФ».

Был руководителем и участником грантов: ККФН, РФФИ, DAAD, USAID, CRDF, ROLL, ISTC и др. международных сетевых проектов.

Проходил стажировки: Лесная служба США, университет шт. Монтана; Global Fire Monitoring Center (GFMC), Германия; Институты Общества им. Макса Планка, Германия; ПРООН; МИД РФ; IVLP.

Выпускник программ МШУ «Сколково»: «Лидеры высшего образования–1» (2012 г), «Master in Public Strategy–3» (2020 г).

Эксперт WWF.


— Сергей Владимирович, какие глобальные экологические проблемы угрожают сейчас нашей планете и какие из них способен решить климатический НОЦ?

— Мы наблюдаем беспрецедентное потепление климата — растёт температура воздуха и мировых океанов, тает вечная мерзлота, меняются под действием потепления все без исключения экосистемы. Это влечёт изменения в нашей повседневной жизни: увеличивается количество наводнений и пожаров (вспомните ситуацию в Эвенкии или в Якутии), частыми становятся ураганы и смерчи, что особенно ощущают жители стран, имеющих выход к морю.

С одной стороны, в России создана достаточно надёжная инфраструктура, чтобы без существенных потерь переживать климатические изменения: у нас строят здания и сооружения, теплосети с расчётом на суровые климатические условия. С другой стороны, есть аспекты, которые для нас угрожающи, — растепление грунтов, увеличение количества осадков и глобальные изменения не могут не коснуться российской экономики как части мирового экономического пространства.

Мы должны стремиться к переходу на экологичные, возобновляемые источники энергии, постепенно снижая энергопотребление и повышая эффективность систем. Обязательно нужно работать с населением, вести просветительскую работу, особенно в молодёжной среде, повышать осведомлённость граждан об экологических проблемах и способах их решения, формировать у красноярцев и жителей соседних республик доминанту устойчивого экологического развития.

На мой взгляд, нужно осторожно подходить к экологическому образованию и ликбезу. Объяснять, что любое действие — например, перелёт на самолёте, поездка на автомобиле, производство продуктов питания — имеет определённый углеродный след. Но отказаться от всего этого невозможно. Поэтому нужно взвешивать пользу и вред, подходить к вопросам декарбонизации экономики осторожно.

— НОЦ предусматривает просвещение по экологическим вопросам?

— Да, и мы будем обращаться к разным форматам. Проводить лектории по темам производства и депонирования углерода, создания карбоновых полигонов, «озеленения» технологий, по разработке системы корректного учёта углеродных единиц и торговли ими. Возможно создание специальных центров информирования о «зелёных» природоподобных технологиях. Думаю, что для красноярцев актуально снижение эмоционального накала вокруг темы пожаров. Действительно, они наносят существенный урон экономике, ухудшают качество воздуха, и в их возникновении часто виноват человек. Но в целом это явление не полностью отрицательное, более того, без пожаров невозможно здоровое существование большинства лесных экосистем.

Режим чёрного неба в Красноярске — притча во языцех. Фото Алексея Голенищева

Режим чёрного неба в Красноярске — притча во языцех. Фото Алексея Голенищева

То же самое касается «низкоуглеродной» пищи. Насколько реально отказаться от привозных фруктов, мяса, молочной продукции, транспортировка которых оставляет внушительный углеродный след? К сожалению, исключить влияние человека на климат невозможно, правильнее будет постепенно воспитывать новое мышление, чтобы мы перешли от «человека индустриального», берущего блага у природы без оглядки на последствия, к «человеку сберегающему», ведущему осознанное природопользование.

Сергей Верховец: «Климатический НОЦ «Енисейская Сибирь» — первый шаг в постуглеродную экономику для Красноярского края»

— Какие организационные задачи будете решать в первую очередь?

— Нужно сформировать коммуникационную площадку для всех участников. У нас достаточно широкий спектр задач, и для каждого направления деятельности НОЦ следует определить комитеты, состоящие из учёных, управленцев, членов некоммерческих организаций и представителей бизнеса. Хотелось бы действовать в русле коллаборации всех заинтересованных и погружённых в информационную повестку нашего центра лиц — НОЦ «Енисейская Сибирь» строится на принципах меритократии. В конечном счёте мы делаем одно
общее важное для всей страны дело.

Обязательно появится Центр развития компетенций, в котором руководители «зелёных» проектов будут проходить подготовку в русле постуглеродной экономики.

— Как ваш опыт научной и управленческой деятельности может помочь в реализации задач климатического НОЦ?

— В НОЦ «Енисейская Сибирь» значительное место будет отводиться вопросам, связанным с бореальными лесами Красноярского края, Хакасии и Тывы. Красноярск действительно может занять одно из ведущих мест в научно–климатической повестке — здесь сложилось несколько крупных научных школ, накоплен весомый научный потенциал, есть добротная приборно–техническая база. Есть уникальные, не имеющие аналогов в России установки, например, международная станция Zotto, расположенная на южной границе Арктической зоны. Наши сотрудники ведут там круглогодичный мониторинг парниковых газов в приземных слоях атмосферы.

Лесные экосистемы Енисейской Сибири каждый год переживают целый ряд значимых событий — происходят засухи и пожары, деревья страдают от вспышек болезней, вызванных инвазивными (занесёнными из других регионов) и местными вредителями вроде сибирского шелкопряда. Проблем много. Леса не только дают нам древесину и помогают депонировать углерод. Это и рекреационные, туристические зоны, и особые пространства, связанные с традиционными сибирскими культурами. В рамках деятельности НОЦ мы постараемся уделять внимание всем этим аспектам, тем более что в состав центра вошли сильнейшие научные группы из Института леса ФИЦ КНЦ СО РАН, Института экологии и географии СФУ, Института лесных технологий СибГУ им. М.Ф. Решетнёва.

Я много лет занимаюсь проблемами лесных пожаров и лесовосстановления после них. Надеюсь, мой опыт будет полезен в вопросах противопожарного устройства, снижения горимости лесов, оценки пожаров как глобального фактора влияния на экосистемы Енисейской Сибири.

— Назовите научно-исследовательские группы, которые сформируют ядро климатического НОЦа.

— Нам интересно сотрудничать с климатологами Института леса СО РАН, в частности, с доктором биологических наук Надеждой Михайловной ЧЕБАКОВОЙ. Директор Института леса, профессор Александр Александрович ОНУЧИН вносит вклад как специалист по устойчивому лесоводству и лесной гидрологии. Направление пирологии представлено именами заведующего лабораторией лесной пирологии Петра Алексеевича ЦВЕТКОВА и ведущего научного сотрудника Галины Александровны ИВАНОВОЙ, старшего научного сотрудника Александра Викторовича БРЮХАНОВА. Исследования по дистанционному зондированию Земли проводятся под руководством Евгения Ивановича ПОНОМАРЁВА.

Невозможно представить себе климатический НОЦ без экспертов из научной школы Евгения Александровича ВАГАНОВА ныне — научного руководителя СФУ. Учёные-дендрохронологи дают нам неоценимые ретроспективные сведения о климате. С их помощью мы можем узнать механизмы влияния тех или иных факторов климата на изменения в экосистемах тысячи лет назад и экстраполировать эти знания на современность.

Как специалист по лесным пожарам могу, например, отметить, что сибирские сосновые леса горят и будут гореть раз в 20–40 лет. Это закономерность, которую наши учёные подтверждают дендрохронологическими методами. Если не будет таких периодических пожаров, экосистема соснового леса будет слабой и болезненной, значительно снизится биоразнообразие. Более того, местные экосистемы давно выработали механизмы адаптации к таким систематическим пожарам, они эволюционировали под воздействием огня. А вот пожар в темнохвойном лесу — нежелательное явление.

По имеющимся у нас научным результатам можно сказать, что светлохвойные леса нуждаются в низовых пожарах, тогда как кедрачи (так зовут сибиряки лес, состоящий из сосны кедровой) следует оберегать от возгораний всеми возможными способами.

— Климатический НОЦ улучшит экологическую ситуацию в нашем крае?

— Однозначно да. Нам хотелось бы целенаправленно, убеждая и показывая перспективы, постепенно способствовать переводу Красноярска и городов нашего края на электротранспорт. Постепенно в городе появляются электромобили от ведущих мировых брендов автопрома. Возможно, на сегодняшний день это выглядит экзотично, но в течение 10-15 лет количество электротранспорта будет расти, и это правильно, в русле мирового движения за сохранение ресурсов и оздоровление городской среды. Также логическим шагом в этой связи будет строительство зарядных станций для них.

Ещё одна мера, которая заметно улучшит ситуацию в городах края, — постепенная газификация теплоэнергетического комплекса, уменьшение доли угольного топлива в частном секторе и сокращение числа угольных котельных. Хотелось бы сподвигнуть на такого рода решения наши управляющие структуры, в первую очередь представителей красноярского бизнес-сообщества.

Мне кажется, сейчас ситуация в российских городах созрела для введения новшеств низкоуглеродной экономики. Многие молодые люди, в частности студенты, стараются вести экологичный образ жизни, поддерживают вторичную переработку сырья и ресайкл-технологии, не ленятся сортировать мусор и пользоваться услугами секонд-хендов. У нового поколения созрел запрос на разумное потребление, чистый воздух. Мы постараемся этот настрой поддерживать с помощью научных, обучающих и популяризирующих мероприятий.

Татьяна МОРДВИНОВА

Похожие материалы