В каждом преподавателе скрывается актёр.
Но это не точно )

И всё же наша гипотеза такова: если человеку нужно ежедневно выходить к аудитории, профессионально держать её внимание и уметь презентовать не только себя, но и свои знания — без артистических способностей здесь не обойтись. И чем больше слушателей и зрителей,
тем сильнее драйв.

Даёшь образовательный видеоконтент!

У преподавателей СФУ теперь есть возможность расширить свою аудиторию неограниченно: в СФУ открыт производственно-продюсерский центр по подготовке видеоконтента для онлайн-курсов.

Что: производственно-продюсерский центр
Где: одна студия уже развёрнута в Физико-математической школе на Борисова, 5, вторая (сейчас она в процессе подготовки, но будет основной студией центра) — в Институте нефти и газа, на пр. Свободном, 82/6.
Когда: работа кипит с 9 марта, а на майском учёном совете будут рассмотрены необходимые документы — положение о новом подразделении, регламент приёма заявок и др.

Центр создаёт и возглавляет эксперт в области медиакоммуникаций, эвент-продюсер Александр БОЧЕГОВ. Александр 10 лет назад уже работал в СФУ и хорошо знает его специфику. А всем красноярцам хорошо известны световые инсталляции, в том числе те, что уже не первый год проецируются на татышевскую новогоднюю ёлку — их как раз разрабатывала команда Бочегова. Ещё подробнее о герое — sibforum.sfu-kras.ru/node/1222 (два года назад мы брали у Александра интервью).

Стандарты первой свежести

Сейчас перед новым подразделением и в целом перед университетом стоит интересная задача — не просто наладить круглосуточный процесс съёмки видеокурсов для образовательных программ, но и обеспечить их успешное продвижение. Здесь важно соблюдать современные стандарты, изучать конкурентов и в первую очередь — готовить самих лекторов.


Рынок:
в 2020 году объём образовательного онлайн-рынка был $71 млрд, а в 2021 — $150 млрд.
Платформы: самые известные — Открытое образование, Skillbox, Stepik. Лекториум. СФУ планирует размещать свои курсы на нескольких платформах + развивать свою.
Ориентиры: в среднем работа над одним курсом (по опыту Фонда развития онлайн-образования) длится 2-3 месяца.

Есть ощущение, что мир вступил в такой период развития и «тектонических сдвигов», когда придётся переучивать огромное количество людей. А значит, объём контента надо увеличить кратно. Этот вызов университет должен встретить во всеоружии.

В вопросах качества Александр Бочегов бескомпромиссен: оно должно быть «годным». Годное качество — это как у Булгакова про осетрину, которая не может быть «второй свежести». Качество картинки включает в себя свет, цвет, действие, композицию. Эти вещи нужны в современном стиле, не 15-летней давности. Хотя 15 лет назад контент уже стал нормальным. Сейчас требуется реально выпрыгивать из штанов.

Это если говорить о «картинке». Что касается содержания — все методические материалы должны соответствовать международным образовательным платформам. То, что получает слушатель, ставится во главу угла. Содержание, визуал, тесты и т.д. должны работать на то, чтобы слушатель получил определённый навык. Особенно когда за курсы люди платят деньги.

Ресурсы и дефициты

Что есть у центра на данный момент? Есть оборудование — программно-аппаратный комплекс Jalinga, по сути автоматическая студия со светом, телесуфлёром, большим интерактивным прозрачным экраном, удобным программным обеспечением, что позволяет лектору записывать курс или делать стримы самостоятельно с иллюстративной частью. Есть камеры для панорамной съёмки, коптеры и т.д. Есть команда — редакторы, дизайнеры, администраторы, операторы, монтажёры, сценаристы. Есть профессиональные представления о производстве.

Получен первый опыт — в работе пилотный курс по «Green skills», поскольку с сентября именно экологические компетенции должны войти в образовательную программу всех направлений подготовки. Будет кстати, если СФУ предложит онлайн-курс, которым смогут воспользоваться не только наши студенты, но и учащиеся в других вузах, в школах. Спикер «Green skills» — директор Института экологии и географии СФУ Р.А. Шарафутдинов.

Потенциал: две студии Jalinga могут работать круглосуточно.
Горизонт: к концу года стадия становления продюсерского центра завершится; к этому времени будет отснято 8 образовательных программ, это около 300 видеоуроков.

Чего пока не хватает? Взаимодействия. И не только на уровне административных решений и бумаг. Одна из самых длительных стадий — подготовительная («для того чтобы лектор вошёл в студию, его готовят неделями»).

Стадии продакшен

Поскольку подготовка видеоконтента — это производство, здесь важно соблюдать жёсткий график. Человек пропустит съёмку — и вся цепочка действия, а за ней и выдача конечного продукта сдвигаются на неизвестный срок.

Энергоёмкость: чтобы записать хронометраж 3 минуты, иногда уходит 3-4 часа с подготовленным лектором. С опытом, конечно, дело пойдёт быстрее.
Рамки: курс в 28 часов должен быть записан за месяц.
Стандарт: в среднем курс состоит из 20 видео по 10 минут.

Но не только дисциплина важна для бесперебойной работы. Нужна заинтересованность в общем результате, самоотдача и совместная работа на всех этапах.

Спикер предоставляет материалы курса: его структуру, произносимый текст, имеющийся и желательный иллюстративный материал. Со всем этим начинают работать редакторы, дизайнеры, администраторы. Готовят сценарий. Рисуют графику, подбирают фото и видео. Текст существенно ужимается (без воды). Готовится телесуфлёр, который позволяет лектору не уходить в сторону, смотреть в камеру. Обсуждается способ введения интерактива, тестов. Продолжается работа со спикером — во что одет, как выглядит, как разогрет речевой аппарат. Этим занимаются уже непосредственно во время записи.

Затем следует отсмотр материала, разбор ошибок, сборка. Здесь не должны быть критерии «нравится — не нравится». Только функционально — не функционально, работает контент — не работает, исходя из того, что должен получить слушатель. При этом набор параметров обсуждается на этапе проектирования, а не тогда, когда всё уже готово.

Прозвучало и понятие «круглосуточная работа». Действительно, некоторым лекторам удобно работать в ночное время. И в идеале — записывать себя самого. Jalinga позволяет, например, загрузить графическую модель в презентацию и работать с ней — крутить, обводить маркером, дописывать. Для этого надо научиться взаимодействовать с визуальной средой. Пока лекторы этого не умеют.

Алгоритм ваших действий

Предварительный регламент для включения той или иной образовательной программы в работу по подготовке онлайн-курса выглядит так. Институты или отдельные преподаватели подают заявку на имя проректора по учебной работе. Если вы запускаете новую программу магистратуры в 2023 году, заявку надо делать уже сейчас.

Специальная комиссия рассматривает, какие именно дисциплины важны для университета и будут сниматься в первую очередь. Один из приоритетов здесь — нужды ДПО и Института непрерывного образования. Другой критерий, по крайней мере на начальном этапе, — лёгкость вхождения, то, что можно сделать просто и быстро, заодно отработав внутренние процессы и правила. Именно поэтому вторым после «зелёных навыков» решено делать курс по Digital Humanities.

Далее составляется техническое задание, проходят согласования, лишь после этого приступают к разработке сценария.

Принцип № 1 продюсерского центра СФУ: только небывалое достойно воплощения — во всяком случае, так говорил архитектор Сергей Никитин, автор Останкинской башни))
Принцип № 2: целесообразная достаточность: не следует тратить ресурсы зря.

На данный момент в списке первоочередных на съёмку, помимо Digital Humanities и Green skill, курсы по программированию, матанализу, алгебре, геометрии, английскому.

Похожие материалы