Обложка

Что такое сплошняк

и другие истории из студенческой жизни взрослого поколения

По-разному можно отмечать День российского студенчества. Когда-то Татьянин день 25 января сопровождался торжественным молебном, потом студентам разливали медовуху и они шатались по улицам города, распевая «Гаудеамус».

Сегодня в СФУ 4-й колодец главного корпуса превратят в роллердром, и ещё много чего будет: открытие нового студенческого коворкинга «U-space» на Свободном, 79; выставка «Студенты СФУ — Студенты мира» от Центра дружбы народов; тематический квиз.

А редакция газеты попросила сотрудников университета вспомнить какую-нибудь историю из своей студенческой жизни или просто поделиться опытом, дать совет.

На заглавном фото материала: Сергей Геращенко защищает диплом

Сергей Михайлович ГЕРАЩЕНКО, профессор кафедры градостроительства, возглавлял Институт архитектуры и дизайна с 2010 по 2021 г. (а в целом уже 46 лет отданы институту, начинал с ассистента на кафедре)

— Откликаясь на неожиданное для меня предложение редакции вспомнить что-нибудь из студенческой жизни, хочу поделиться некоторыми воспоминаниями. Правда, не уверен, что это будет понятно и интересно студентам не архитекторам, но студенты ИАиД должны понять.

Мне посчастливилось учиться в двух архитектурных вузах: на архитектурном факультете Алма-Атинского политехнического института, куда я поступил в 1969 году, и в Московском архитектурном институте, где и защищал диплом в 1976 году. Бунин, Бархин, Уллас, Бабуров, Афанасьев, Степанов, Гольдзамт, Квасов, Русаков и многие другие педагоги, у кого посчастливилось учиться, по чьим книгам учится не одно поколение архитекторов, кому довелось сдавать экзамены и проекты, — разве это не счастье!?

Первокурсник Геращенко

Первокурсник Геращенко

Но хочу остановиться и рассказать о СПЛОШНЯКАХ. Это явление прижилось только в МАРХИ, хотя история сплошняков имеет давнюю традицию начиная со знаменитой Академии изящных искусств École des Beaux-Arts в Париже в XIX веке, где для студентов-архитекторов было весьма обычной практикой неистово работать над проектами в командах в течение недели, вплоть до крайнего срока, когда подрамники с готовыми работами погружались на тележку (charrette), чтобы доставить их на обход в Академию.

Суть в том, что расписание у архитекторов сделано так, что для всех курсов перед сдачей проекта освобождаются три дня только для занятий проектом. Никаких других лекций, семинаров. Работать можно три дня по 24 часа с перерывом на перекур и чай… без сна и отдыха.

Но предшествовала сплошняку процедура натягивания ватмана на подрамники. Она проходила в подвальном пространстве МАРХИ, где стояла ванна с водой, в которой ватман замачивался перед натяжкой. У каждого были свои секреты этого священнодействия. Результатом должен был стать идеально ровный подрамник, без морщин по углам.

Вот так выглядели спошняки

Вот так выглядели спошняки

А ещё были «рабы». Это студенты младших курсов, которые из благоговения перед авторитетом и звёздностью старшекурсников бескорыстно и абсолютно бесплатно работали день и ночь на дипломников. Просто так. И это была тоже определённая традиция, школа для младших. Студенты «средних» курсов боролись за право стать «рабами» лучших, на их взгляд, дипломников, гордились и работали на своих кумиров. Единственным вознаграждением были чай с сухарями и приобретённый опыт черчения, отмывки, макетирования.

Да, забыл сказать, что все проекты делались вручную, на подрамниках, тушью, рапидографами. Ни о каких компьютерах мы и не слышали, вернее, слышали, но не видели! И, может быть, самое главное: проект выполнялся в аудиториях, не по домам, а в большом дружном коллективе. Кто не знает сплошняк — не архитектор. Не архитектору сплошняк не понять. Так же как и наши клаузуры!

Почти полвека минуло с тех пор, а забыть стройотряды, сплошняки, любимых педагогов не получается, к счастью!

Евгений ПУЗИН — фотограф пресс-службы университета. Вы всегда видите его на университетских мероприятиях: парень с камерой на шее и цветными наколками на руках. Женя окончил Институт фундаментальной математики и информатики СФУ, учиться в наш город приехал в 2012 году из Каменска-Уральского.

— Я учился и занимался общественной деятельностью 50 на 50. Так что считаю своё студенчество идеальным )

Сразу влился в оргкомитет матфака (оргкомитеты институтов — предшественники молодёжных центров — от ред.). И уже на первом курсе отметил один из самых запомнившихся в универе новогодних праздников.

Не забуду его не из-за того, что было классно и весело (хотя так и было), а из-за подготовки. В последний перед торжеством день мы много суетились, доводя до ума детали. Например, наряжали и подвешивали в третьем колодце ёлку вниз «головой». Заливали шарики раскрашенной водой, замораживали их на улице, потом шарик трескался, и цветные ледышки мы раскладывали вдоль дорожки к корпусу. И прочее. В общем, всё сделали только в четыре утра. Идти домой (а утром на занятия) было уже глупо. Так что «ночевали» в аудиториях на столах!

Следующий Новый год тоже удался. Встречу 2014 года университет отмечал в «Арене. Север». Все команды подготовили номера — на коньках! Мне довелось принять участие в номере Института математики — на второстепенных ролях )) Выступили не очень. Но было круто!

Из учёбы вспоминается вот что. Предмет M вёл преподаватель N, который был педантом страшным. Ему зачёт никто сдать не мог, валил и отличников. Если ему не нравилось, например, как дробь нарисована, — всё! Потоками отправлял на пересдачу. После моего ответа, чувствую, готовится сказать страшное. В коридоре стояла моя подруга и смотрела в кабинет. И тут я говорю: вон стоит моя девушка, она сказала: «Не сдашь предмет — замуж не пойду». «Эта?». — «Эта!». — «Ладно, дарю зачёт!». Он же мне и в следующую сессию «подарил четвёрку — на свадьбу». Вот такой оказался романтичный педант.

Еще будучи студенткой, Наталия попала на страницы университетской газеты

Ещё будучи студенткой, Наталия попала на страницы университетской газеты

Наталия Анатольевна КОЗЕЛЬ — руководитель Учебного департамента СФУ, выпускница химфака КГУ.

— Это точно были хорошие годы! Нас учили, на мой взгляд, по-настоящему крутые преподаватели, причём не только химики. Например, «Основы музыкальной культуры» у нас вёл Евгений Андреевич ЛОЗИНСКИЙ. Точно не жалею ни о чём сделанном, а вот о не сделанном — надо было учить иностранный язык! Какой опыт своего студенчества я бы «завещала»? Лайфхак: ничего не запускать. Я всегда советую это своим студентам.

Алексей Валерьевич ГОРЕНСКИЙ, директор Института гастрономии, совладелец и соучредитель Bellini Gastronomic Ecosystem, инициатор создания филиала Института Поля Бокюза в Красноярске. И он тоже был студентом )) Алексей Валерьевич — выпускник Сибирской аэрокосмической академии им. М.Ф. Решетнёва, специальность «Экономика управления на производстве».

— Ещё во времена студенчества я был активным, уже работал и даже имел собственный бизнес — производство полиэтиленовой плёнки и упаковки из неё. По времени была огромная занятость, порой не хватало на учёбу. Но у меня сложилось понимание или принцип: чтобы преодолевать трудности, надо «превосходить ожидания». И вот когда пришло время защиты диплома, я тоже решил «превзойти ожидания». Все защищались стандартно, а я решил на защиту принести свою продукцию. Когда экзаменационная комиссия вошла в аудиторию и увидела мою мини-экспозицию, все были удивлены и много задавали вопросов по производству, по процессам. Так что когда я перешёл собственно к защите, все уже были в прекрасном настроении, и я защитился на «отлично» при обоюдном удовольствии. Преподаватели были довольны тем, что научили студента, который уже во время учёбы достиг результатов и вписан в реальную экономику. А я — оценкой и успешным окончанием учёбы. Память об этой защите осталась и у меня, и у преподавателей.


Андрей Владимирович ЛУЧЕНКОВ — выпускник Красноярского госуниверситета, психолого-педагогический факультет. Работал директором старшей школы гимназии №1 «Универс», заместителем министра образования Красноярского края, кандидат педагогических наук. Сегодня возглавляет Департамент довузовской подготовки и нового набора СФУ.

Студенческие годы вспоминает с большим удовольствием —«это было время активное, интенсивное, смешливое и серьёзное одновременно, определяющее судьбу и «ближний круг». КВН, колхоз, субботники, стройотряды и практики».

— Расскажу одну из сотни историй. После 3 курса (это 1990 год) я с товарищами отправился на летнюю практику — вожатым в пионерский лагерь г. Железногорска «Звёздочка». Всем педагогическим составом мы принимали лагерь к началу сезона. В тот год в лагере только-только установили реальные, но списанные со службы самолёты МИГ-21 и МИГ-17. Один из элементов МИГ-17 был покрыт стеклом, и директор высказала опасение, что это небезопасно. Дарители военной техники, помню, засмеялись: «Это же бронированное стекло!». Нашли где-то кувалду и со всей силы показательно ударили по стеклу. Так вот, уже на следующий день после заезда детей стекло было разбито ))) Да, дети могут всё. Думаю, тогда я и повернул в сторону педагогики )

Вожатский опыт был интересным. На фотографии Кузя, Нафаня и Баба-яга — это я с однокурсниками Михаилом ИЛЬИНЫМ и Сергеем ГАШКОВЫМ (тоже известные красноярцы — от ред.), которые стали моими большими друзьями по жизни. Сколько было придумок, затей и идей!

Я желаю нынешним студентам высокой концентрации в вашей студенческой жизни — любопытства, познаний и интересных людей.

Похожие материалы