Обложка

«Взрослые» вопросы

«Прямой разговор» коллектива с ректором, прошедший вчера, отчасти стал продолжением уже привычного формата студенческих пресс-конференций. Как отметил ректор во вступительном слове, предлагая встречу «со взрослыми», хотелось по максимуму «расшить» информационные тромбы, которые неизбежно складываются при прохождении информации от сотрудников и преподавателей к руководству и обратно.

Максим Валерьевич напомнил, что это не первый обмен мнениями, а только ещё один формат. Встречалось руководство с коллективами институтов и для обсуждения программы развития СФУ, и в связи с проектами «Приоритета 2030», и когда заслушивали институтские программы развития. Кроме того, есть возможность обратиться через общественную приёмную на сайте , через обязательную для государственных организаций систему обращений граждан и, наконец, просто написать ректору. То, что появилась нужда в дополнительном разговоре, пожалуй, подчёркивает настрой ректора на доверие и откровенность.

Несмотря на то что в форме сбора вопросов появлялись и такие шутливые послания, как от ИФиЯК: «Вопросов нет, всё хорошо. Но на встречу всё равно придём», были и вопросы, наполненные болью или раздражением.

Всего поступило около 30 вопросов и почти все были заданы. Как отметила руководитель департамента информационной политики Ярослава Жигалова, модератор разговора, примерно 80 % вопросов оказались «про быт»: заборы, шлагбаумы, общежития, университетский автобус. Это ожидаемо и нормально. Тем более что были и другие вопросы: про управление, финансы, развитие.

Итак, вопросы. Все освещать не будем, а только те, что задевают многих.

(1) Про маршрут служебного автобуса с третьей площадки на гору. Предлагается сделать его не через Коммунальный мост, а по Вавилова, Свердловской и Николаевскому мосту. Ректор считает справедливым провести опрос людей, которые этим транспортом пользуются; чья сторона возьмёт, то решение и примут.

(2) Про избрание по конкурсу. Раньше решение принимал Учёный совет, сейчас — кадровый совет, где представителей ППС немного. Почему? Максим Валерьевич не видит здесь проблемы: состав кадрового совета подвергается ротации, предлагайте кандидатуры.

(3) Можно ли дать допуск в общежитие родственникам, которые присмотрели бы за несовершеннолетним ребёнком? Поскольку обеспечение безопасности — наше всё, такие запросы будут рассматриваться только в индивидуальном порядке, по заявочному принципу.

(4) Необходимость лифта в корпусе ИКИТ. Проектом шахта вроде бы предусмотрена. Но вопрос требует проработки.

(5) Не обновляется материальная база аудиторий: устаревшие компьютеры, отсутствие интерактивных досок. На самом деле ситуация разная: есть и супероборудованные аудитории, а есть те, где действительно требуется обновление. Над этим идёт непрерывная работа, но темпы модернизации у нас пока не могут соответствовать масштабу имеющейся инфраструктуры. Здесь Максим Валерьевич подчеркнул, что у нас четвёртый по величине кампус в стране, после МГУ, СПбГУ и ДВФУ, но не имеет преференций этих трёх. И всё же ректор предложил преподавателям адресно называть аудитории, в которых «нельзя преподавать в XXI веке».

(6) Почему не оплачивают поездки на научные командировки? Это утверждение, мягко говоря, не соответствует действительности. Есть как минимум 4 источника, по которым поездки оплачивают: гранты, централизованные средства, внебюджетные средства институтов, НИЧ.

(7) Если у нас в приоритете инженерное образование, почему на ряд программ по энергетике закрывается набор? Этот и предыдущий вопрос, а также ряд других (про стимулирование учебно-вспомогательного персонала; про переносы выпадающих занятий на удобные преподавателю дни или в дистанционный формат) дали ректору возможность ещё раз обратить внимание на то, что некоторые вещи надо обсуждать со своим заведующим кафедрой, со своим директором, с начальником своего подразделения. Часто это их компетенция. В свою очередь, от руководителей всех уровней ректор закономерно ждёт того, что они будут облегчать жизнь подчинённым, а не создавать им проблемы.

Также Максим Румянцев отметил, что преподаватели часто не владеют нужной им информацией, а они должны знать то же, о чём извещены директора институтов, заведующие кафедрами, другие начальники. Это вопрос корпоративной культуры и открытости внутренних коммуникаций.

(8) Вопрос про общую базу вакансий и возможность принятия на работу молодёжи, студентов и выпускников. Такая централизованная база есть, её курирует Центр карьеры. Есть и возможность трудоустройства молодёжи. По крайней мере, в своей лаборатории ректор выделил ставку, раздробил её и принял нескольких ребят, которые теперь работают над интересными проектами.

(9) Актуальное с началом лета: базы отдыха и в Даурском, и на Убее работают и для сотрудников.

Отрицательные ответы, когда сказано однозначное «нет».
• СФУ пока не думал над присвоением университету имени какого-либо выдающегося деятеля.
• Система приёма на первый курс абитуриентов в статусе кандидатов с последующим зачислением на освободившиеся места студентов законодательно невозможна.
• Профилактории в университете возобновлению не подлежат.
• Возвращение подписи выпускниками «обходных листов» не рассматривается.

Поскольку ректор, приглашая к разговору, предлагал не кривить душой, редакция газеты позволит себе оспорить два последних пункта. Профилактории названы рудиментным образованием, с сомнительным качеством услуг; в противовес им имеется первоклассный медицинский центр, где гораздо эффективнее следить за своим здоровьем. Но всё же услуги профилактория — массаж, фитобочки, соляные комнаты и проч. — это другое. Профилактории обеспечивают атмосферу заботы, ухода, внимания, в которых все мы нуждаемся.

По поводу «крика души» библиотеки: из-за отмены обходных листов студенты не возвращают учебники, и библиотека катастрофическими темпами теряет книжный фонд. Предложение работать по задолжникам с директорами институтов и замами по воспитательной работе – это подтягивание промежуточных звеньев и коллективная ответственность за чью-то конкретную вину.

В целом полуторачасовой разговор с ректором получился ровным и информативным. Этот опыт ещё можно назвать «пробным шаром». По крайней мере, его результаты участники встречи, разойдясь по подразделениям, тут же начали обсуждать: кто отличился, о чём спросили зря и что точно надо выяснить в следующий раз.

Похожие материалы