Обложка

В шторм через Баренцево и Карское моря

«Надеваем гидрокостюмы и прыгаем с трёхметровой вышки, потом забираемся на плот. Надеюсь, вам это не пригодится». Набор действий при общесудовой тревоге Анжелика ПЕРМИНОВА, студентка 2 курса магистратуры Института фундаментальной биологии и биотехнологий, отрабатывала с другими участниками экспедиции. Не только «спасались» эвакуацией за борт, но ещё «тушили» пожар на судне, «заделывали» пробоины. В общем, готовились ко всем неожиданностям.

90 участников при 3600 заявках

— О программе «Плавучий университет» мы узнали из паблика СФУ, — рассказывает Анжелика. — Надо было подать заявку и найти финансирование на дорогу.

Заявок оказалось много — 3600! Организаторы на столько не рассчитывали. Отобрали 800 человек.

Вместе с одногруппницей Анастасией Волконской мы попали на зимнюю школу «Плавучего университета». Было 7 площадок, где проходило обучение, примерно по 100-120 слушателей на площадке. Мы выбрали Владивосток. Дорогу оплатило Управление молодёжной политики университета, спасибо им за это!

Часть той команды, с которой довелось пройти «испытание водой»

Часть той команды, с которой довелось пройти «испытание водой»

Зимняя школа 5-7 февраля прошла на высоте. Потом предстоял отбор в экспедицию. Опять надо было подать заявку, заполнить анкету, пройти очное собеседование с руководителями программы. Если руководители посчитают, что ваша тема подходит для работы на судне, и там будут преподаватели, которые обеспечат поддержку, то вас берут. Всего отобрали 90 человек.

Моя тема — смертность зоопланктона. Исследования пресноводного зоопланктона важны для изучения кормовой базы рыб. Считают биомассу на кубический метр воды, а из этого уже делается вывод, сколько рыб-планктофагов может развиться за сезон в данном водоёме. С морским зоопланктоном то же самое, но определение смертности с помощью витального окрашивания никто в арктических морях не исследовал, по крайней мере в России.

С документами моряка

Анжелика попала на научно-исследовательское судно «Дальние зеленцы» — старый корабль, но надёжный. Имя получил по названию деревни в Мурманской области, где раньше находился Институт биологии моря РАН. Институт позже перенесли в Мурманск, а название у судна осталось.

— 7 сентября мы прилетели в Мурманск. Поскольку у «Дальних зеленцов» нет пассажирского регистра, всех записывали как работников судна. Соответственно, участники должны были получить документы моряков, т.е. иметь загранпаспорт, удостоверение личности моряка, мореходную книжку и два сертификата обучения по стандартам СОЛАС (международная конвенция по охране человеческой жизни на море). Для этого летали в Москву проходить инструктаж, но и на месте нас инструктировали.

Перед отплытием со всеми познакомились, в том числе с руководителями. Дарья Юрикова была начальником нашего отряда гидробиологов. Ольга Коновалова — начальником экологов и биологов, Дмитрий Фрей руководил физиками, Александр Осадчиев был начальником экспедиции.

Всего на судне нас было 32 человека: 17 исследователей, из них 13 студентов, остальные экипаж. В плавании провели 20 суток. Кстати, другая экспедиция, работавшая на Дальнем Востоке, шла на судне «Профессор Мультановский», оно больше.

Североморская экзотика

Для работы на палубе предназначались тёплые непромокаемые пуховики и ботинки от Центра морских исследований МГУ. И с собой каждый привёз много тёплой одежды. В Баренцовом море в сентябре уже холодно, до -10, плюс ветер, сырость. Часто шёл снег, палуба покрывалась льдом, было скользко работать. Зато в самые холодные дни небо становилось ясное, и однажды на нём разглядели пусть слабое, но северное сияние.

— Всё время были шторма, сильно качало, у всех была морская болезнь. Кто-то прикачался, кто-то нет, а у меня никаких проблем не было, хотя я взяла большое количество таблеток от укачивания. В итоге они пригодились моей соседке.

Некоторые девочки-экологи проводили всё время на палубе, отслеживая проплывающий мусор. И поскольку так проходил почти весь день, то видели и касаток, и китов, и даже семью медведей на одном из островов Новой Земли. Я не видела, проспала. Это было в утреннюю смену, а мы в основном работали ночью.

Распорядок определялся приходом на точки (станцию), которые были размечены на каждые 4-5 часов. Так получалось, что в нужные нам станции приходили по ночам. Это нетяжело, просто день с ночью немного поменялись. Вообще, мы застали остатки полярного дня: хотя в 8 вечера становилось темно, но в час ночи — сумерки, а в 3 утра — уже светло.

Когда не было шторма вид в основном был такой

Когда не было шторма вид в основном был такой

В свободное время смотрели фильмы, в том числе марафон «Шрека», играли в настолки. Наш руководитель Саша принёс много книг, разложил: читайте. Прочла роман Хатльгрима Хельгасона «Шестьдесят килограммов солнечного света» про Исландию начала ХХ века. Супер! За рейс человек пять его прочли.

Гитару брали, но так никто и не попел: кто уходил на смену, кто отсыпался. Телефоны не ловили, и мой большую часть лежал разряженный; даже когда было северное сияние, не смогла снять.

Связь с родными держала через почту: отдаёшь текст в word, и радист передаёт на тот адрес, что указываешь. Так что родители и муж получали письма через день. И могли писать в ответ.

Они плавают в формалине

У каждого были собственные исследовательские задачи. У кого задачи похожи, объединились в команды, чтобы работать вместе.

— Наша команда (четверо человек) брала пробы воды на каждой станции. В районе Баренцева моря проходят несколько водных масс; одна из них атлантическая, тёплая, другие арктические. И вот физики опускали зонд, меряли температуру, определяли солёность, строили график — где какие перепады. Мы на основе этих графиков формировали свои горизонты и брали пробы. Я их окрашивала; живые организмы становятся красными, а мёртвые не окрашиваются. Потом это всё считается (проценты, параметры) и делается вывод.

Вылавливали пробы планктонной сетью Джеди с помощью лебёдки. Сеть довольно большая, входное отверстие около 30 см. Сеть на крючок приделывали вручную, а лебёдка уже была автоматическая. Начальник отряда Дарья стояла на второй палубе и в соответствии с нашими расчётами опускала сеть на определённую глубину. На нужной глубине сеть замыкается, отрезая тот или иной горизонт. Так мы узнавали, на какой глубине в каких водных массах какие организмы живут.

Студенты научились обращаться  с гидробиологическим оборудованием

Студенты научились обращаться с гидробиологическим оборудованием

В каждой пробе — тысячи организмов. В основном это рачки, есть морские стрелки. На более глубоких горизонтах попадались крупные особи. Иногда сборный стакан забивала медуза, и мы не могли вылить пробу. Все приходили смотреть, что мы достали. Физикам всегда было жалко наш улов: чтобы зафиксировать, кто есть кто, организмы надо умертвить.

Всего на четверых 100 проб мы точно достали. Кому-то требовался изотопный анализ морских стрелок, другому — биолюминесцентные организмы, выделение ДНК. Всё это потом предстояло транспортировать: вместе с хладагентами, в специальных термосумках. Я везла домой 25 заформалиненных проб по 100 мл, примерно 2,5 литра. Бумаги мне все оформили, чтобы в самолёте не было вопросов.

В идеале, чтобы завершить цикл обучения в «Плавучем университете» и получить сертификат об этом, надо собранный в экспедиции материал представить на двух профильных конференциях. На первую — международную научно-практическую конференцию «Морские исследования и образование MARESEDU-2023» я уже съездила в конце октября в Москву. Поскольку за короткое время пробы тщательно не обработаешь, это был доклад о первичных результатах.

Такую карту составила Анжелика по нашей просьбе

Такую карту составила Анжелика по нашей просьбе

БЛИЦ

Как ты выбрала тему? Для тех, кто окончил первый курс на отлично, в институте устроили встречу с научными руководителями. Спросили: «Кто любит смотреть на маленьких животных в микроскоп?». Я подняла руку.

И познакомилась со своим научным руководителем? Да, с доктором биологических наук Ольгой Петровной ДУБОВСКОЙ. Так что научными исследованиями занимаюсь с 1 курса.

Когда ещё приходилось работать «в поле»? После 2-3 курсов у нас были производственные практики на озере Шира. Собирали материал для своих курсовых и помогали учёным. Тоже было интересно.

Экспедиция в Северный Ледовитый океан — самое сильное твоё впечатление? Да! Могу сравнить разве что с купанием вместе со слоном. Был и такой опыт, когда отдыхала в Таиланде.

Научный путь планируешь дальше? Надеюсь поступить в аспирантуру на нашу кафедру водных и наземных экосистем или в Институт биофизики.

Похожие материалы