Обложка

«Делай как я или лучше»

Размышления родоначальника Soft-Парада

«Давным-давно я смотрел военный фильм, — говорит мой собеседник. — Там шёл бой, и командир танкового взвода в наступательном порыве дал одну-единственную команду: «Делай как я!». В обучении это главный принцип, особенно в таком направлении, как IT. Единственное, что можно добавить к этой фразе, так это: «…или лучше».

Если ты сам никогда не разрабатывал IT-проекты, не можешь представить цели и организацию проекта, какая кооперация, какие инструменты и какие знания для этого потребуются, то тогда чему ты можешь научить? Декларировать отрывочные известные истины — плохой стиль преподавания. Это сродни армянскому анекдоту. Встречаются двое. Один спрашивает у другого: Ты знаешь, как космический корабль летает? — Знаю. — А почему подводная лодка не тонет? — Знаю. — Ну, если ты такой умный, то скажи, как в конфету «подушечка» повидло попадает? Вот после такого обучения студенты и остаются со своей «подушечкой».

Прямо перед праздниками в Красноярске состоялся юбилейный XХХ смотр-конкурс молодёжных IT-проектов «Soft-Парад». В своё время он появился в КГУ и во многом помог выявлению молодых талантов в области IT и развитию этой сферы.

Софт-парад 1998 г.

Софт-парад 1998 г.

Через Soft-Парад в своё время прошли многие известные разработчики современного программного обеспечения, работающие как в нашей стране, так и за рубежом.

Михаил Третьяков, участник первого Soft-Парада, основатель известных софтверных компаний в г. Красноярске.
Евгений Концевой, победитель Soft-Парада 1996 и 1998, сотрудник американских IT-компаний;
Виталий Филимонов, ныне разработчик ПО в Microsoft Corp (США);
Константин Дунаев, работающий в Германии;
Анатолий Филиппов и Юрий Лукке, сотрудники IT-компаний в Москве;
Егор Савин, призёр многих Soft-Парадов, работавший в Малайзии, Германии;
Юрий Перов, многократный победитель Soft-Парадов, работающий в Швейцарии, Германии, США;
Слава Колтович, активный участник и помощник в организации Soft-Парадов, работает в США; в своё время принёс Обаме дополнительные 2 млн голосов, когда тот баллотировался в президенты, путём использования разработанной Колтовичем системы home-голосования;
Коля Кудашов, абсолютный победитель Soft-Парада, сейчас правая рука Дурова – основателя Telegram;
Андрей Корхов, победитель Soft-Парадов, создавший такой проект, как ЯрМап, предвосхитивший современный ДубльГИС; запустил ряд проектов, в том числе международный стартап подбора одежды по интернету;
Андрей Бархатов, победитель Soft-Парада в области создания интернет-ресурсов, сейчас в СФУ начальник отдела цифрового сопровождения (проектирование и внедрение цифровых сервисов по сопровождению научной деятельности); много сделал для информационной открытости нашего города и края.
• и многие, многие другие.
Вручение награды Юрию Перову, 2011 г.

Вручение награды Юрию Перову, 2011 г.

О роли Soft-Парада в становлении этих людей как профессионалов красноречиво говорят их высказывания — см. http://soft-parade.ru/opinions

Именно в связи с Soft-Парадом (в котором по состоянию на 2024 год было представлено 1139 проектов от 2604 участников) мы решили пообщаться с доцентом базовой кафедры вычислительных и информационных технологий Борисом Васильевичем ОЛЕЙНИКОВЫМ, который в далёком 1993 году основал эту традицию. Но говорили мы не о конкурсе, а о насущном: об оттоке кадров, о потребности в айтишниках и задачах их подготовки.

Сколько не хватает программистов

14 лет назад Олейников написал статью на эту тему (см. http://soft-parade.ru/system/files/it_kadry_i_soft_parad.pdf ). Там он приводил данные, взятые из официальных документов, что для «технологического» (не сырьевого) сценария развития России потребуется 500 тыс. IT–специалистов.

Сегодня Росстат говорит о наличии 847 тыс. айтишников (некоторые исследовательские агентства утверждают, что в стране их более 1,1 миллиона). Чуть раньше от Министерства цифрового развития звучала оценка, что в 2023 году стране ДОПОЛНИТЕЛЬНО потребуется 500-700 тысяч программистов, а глава корпорации «Сбер» Герман Греф озвучил, что нужен миллион, а до 2027 года — 2 млн этих специалистов.

При этом вузы и техникумы страны выпускают в совокупности где-то 80 тысяч IT-специалистов в год. Даже если держать в голове миллион, на это уйдёт 12-13 лет.

А зачем столько и сколько всё-таки нужно?

В 1943 году, в период разработки первых компьютеров, глава IBM Томас Дж. Уотсон (старший) сказал свою знаменитую фразу: «Думаю, что в мире есть спрос, допустим, на пять компьютеров». И тогда он, видимо, был прав. А что мы видим сейчас? В 2010-2020-е годы в связи с развитием анализа данных, искусственного интеллекта, робототехники, коммуникаций, всеобъемлющей е-деятельности и других направлений произошло осознание стратегически решающей роли IT в развитии общества и значения перетока специалистов в эту область.

Традиционно лидером по подготовке и использованию IT-специалистов до недавнего времени (до ковида, появления дистанционки и связанных с этим проблем) являлась Индия, которая начала работать в этом направлении ещё с 1974 года. Есть там хорошая подготовка, свои Кремниевые долины, типа Бангалора, где целенаправленно создавалась инфраструктура для комфортной жизни айтишников и стартапа компаний. И вот вдруг заявляют о проблеме: программистов скоро начнут увольнять пачками. И это не в связи с феноменом «индийского кода».

Два момента сыграли в этом роль: 1) усиление внимания к дистанционке, вызванного ковидом (компании поняли, как минимизировать затраты и повысить оперативность и эффективность разработок, а в Индии ещё не привыкли работать в дистанционном духе), 2) развитие искусственного интеллекта, позволяющего кодить относительно несложные программы без участия программиста, да ещё и на любом языке программирования. Сейчас в этом направлении работают многие ведущие IT-компании: от нашумевшего проекта ChatGPT компании OpenAI до последних, которых насчитываются уже десятки, от таких компаний, как Microsoft, Google, Яндекс и других. Для обучения своих нейросетей они используют как централизованные подходы, так и распределённые. Поэтому и акцент сместился в сторону качества специалиста взамен массовости, и программистов более охотно стали нанимать из Европы, включая Россию, латиноамериканских стран.

Отсюда мнение, что рядовых программистов будут «увольнять пачками». На самом деле это не так. Количество квалифицированных айтишников неуклонно растёт, как в США (1 место по количеству — 4,5 млн), так и в Индии (2 место — около 4 млн). Китай устроил настоящую охоту на IT-специалистов.

Российская ситуация

Если не так давно под информатизацией общества понимался перевод в цифру разных сфер и направлений деятельности (е-правительство, е-образование, е-банки, е-медицина, е-оборона и т.п., необходимость чего актуальна и сейчас), то теперь государство главный упор делает на осознание роли искусственного интеллекта во всех сферах жизнедеятельности и проблему подготовки кадров для этого. И в этом направлении предпринимаются немалые усилия.

Есть намерение уже в 2024 г. вдвое увеличить набор на IT-специальности, соответственно, увеличить и выпуск (т.е. начнём выпускать не 80, а 160 тыс.). Закладываются необходимые инфраструктуры (типа Иннополиса под Казанью). Создаются условия (включая зарплатные) в регионах для работы айтишников. Разрабатываются и реализуются различные проекты: «Цифровые профессии» (запущен Минцифры России в 2021 году в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики»);«Цифровые кафедры» (направлен на создание возможностей для повышения квалификации в сфере информационных технологий среди обучающихся в университетах-участниках программы «Приоритет 2030» и предусматривает открытие в университетах-участниках допобразования для других профессий, что должно покрыть потребность в начальных навыках в области цифровых технологий; будем надеяться, что эти кадры не войдут в цифры по подготовке изначально айти-специалистов).

Для среднего профессионального образования существует федеральный проект «Молодые профессионалы». Целый блок инициатив вводится для того, чтобы заинтересовать этой сферой школьников (федеральный проект «Цифровая образовательная среда», уроки цифры, цифровой учитель, федеральный проект «Современная школа» и др. в рамках нацпроектов «Образование», «Цифровая экономика»). То есть наступление идёт по всем возрастам.

Это постепенно будет решать вопрос с количеством, но как быть с качеством?

Лирическое отступление про искусственный интеллект

Мир не стоит на месте. Ушатом воды для общества, да и самой IT-сферы стало появление дипфейков, т.е. фейков на основе глубокого машинного обучения. В России самый знаменитый дипфейк был создан в «Сбере», где персонаж с внешностью и голосом Леонида Куравлёва рекламирует услуги банка.

Для того чтобы управлять видеоконтентом, требуется обработать огромное количество информации. Делают это нейросети и всё более успешно. («Лично я аннулировал свои биометрические данные в банке, потому что сейчас подделать ваш голос или образ — это раз плюнуть, а воровство и продажа персональных данных стало уже чуть ли не обыденным делом. Поэтому считаю, что такая биометрия — это больше для экспериментов. Для её надёжно защищённого практического повсеместного использования, видимо, время ещё не пришло, что бы там ни говорили сотрудники информационной безопасности», — предупреждает между делом Олейников). Сейчас искусственный интеллект атакует традиционных работников практически по всем направлениям.

Например, можно заменить таксистов, продавцов, юристов, аптекарей, врачей-терапевтов, журналистов и ещё многих других. Искусственный интеллект по части обучения не остановить. И процесс обучения человека должен учитывать эту ситуацию.

Кто будет ставить задачи и как обучать?

Качество IT-образования зависит от немногих факторов: потребность, заинтересованность, наличие необходимых условий. Но кто должен заниматься этим, включая и постановку задач? Те, кто лучше всего знает IT-потребность и IT-ситуацию в регионе, кто заинтересован в развитии IT-составляющей и развитии IT-бизнеса. Это в нашем государстве, вообще-то, делегировано министерствам цифрового развития разного уровня, от общегосударственного до регионального. Они и должны быть главными закопёрщиками (определять области и задачи IT-развития, потребности в IT-специалистах нужных специальностей, налаживать связи с организациями по их подготовке и использованию, привлекать для этого бизнес и многое другое), а не только заниматься развитием разных е- и получением отчётности.

Софт-парад 2024 г.

Софт-парад 2024 г.

По мнению Б. Олейникова, в образование также нужно обязательно втягивать коммерческие айтишные структуры, которые всегда держат руку на пульсе. Без этого целеполагание в образовании и развитие IT-инфраструктуры невозможны. Конечно, минобр при составлении образовательных программ в сфере IT, наверное, проводит определённые исследования и опирается на мнения авторитетных организаций. Но как это происходит — неизвестно, да и свободы в рамках ФГОСов для учебных организаций оставляется немного.

Для сравнения, в тех же США костяк учебных программ в области IT (Computing Curricula, который готовится с периодичностью раз в 10-13 лет) в настоящее время составляют 3 наиболее авторитетные IT-ассоциации: Association for Computing Machinery (ACM), IEEE-Computer Society (IEEE-CS), Association for Advancement of Artificial Intelligence (AAAI). Последняя известная версия — это Computing Science Curricula 2023 (см. https://csed.acm.org/wp-content/uploads/2023/03/Version-Beta-v2.pdf ). В дальнейшем на основе этого костяка каждый вуз разрабатывает или адаптирует свои программы и дисциплины обучения, естественно, по своему усмотрению, что позволяет более оперативно корректировать подготовку кадров и отслеживать потребности региона и бизнеса, оставаясь в основном тренде IT-развития.

«Я приветствую, что у нас заявили об амбициях создать и использовать квантовые компьютеры, это красиво. Но не факт, что в ближайшее время мы этого добьёмся, потому что для таких прорывов нужна на порядок более качественная профессиональная среда, определяющая не только развитие, но и формирующая, в свою очередь, и потребность», — считает Олейников.

Самым крутым айтишникам должно быть всегда интересно. Таких людей надо охаживать, создавать для них все условия, стимулировать к творчеству. (Кстати, «Soft-Парад», который стал поводом для этого разговора, как раз работает на эту мельницу).

Но где в нашем крае Бангалор или свой Иннополис? Нашим творческим, думающим выпускникам зачастую предлагают такие рабочие места, где требуется только провода сзади ПК прикручивать, вот и вся квалификация.

Если судить по запросам и потребностям, то верхом IT-деятельности в нашем крае считается программирование 1С (опять же связанное с е-бухгалтерией, е-финансами, е-учётом и т.п.). Когда велика потребность, то и деньги платят не хилые, на уровне зарубежных зарплат категории junior или даже middle. Так, программист 1С может получать в Красноярске 200 тыс. руб. и выше. Но где за рубежом используется 1С, как это соотносится с прорывными технологиями и каков интерес? Ответ: нигде, никак, и интерес творческих программистов мал. Это, скорее всего, по большей части рутинная, хотя и очень востребованная работа.

Отдушину для творческих айтишников даёт бизнес, связанный с прорывными решениями, но его представителей у нас в крае не так много.

Как готовить IT-кадры, и почему они уезжают

Вернёмся к насущной задаче университета — подготовке кадров. Не «квалифицированных потребителей», как заявил в своё время А. Фурсенко, а тех, кто способен отслеживать насущные потребности развития, ставить и решать задачи.

Сейчас, по заявлениям правительства, вроде бы нет дефицита в финансах, и на поле зарплат это обеспечивается более-менее неплохо. Так почему же они уезжают?

Наверное, дело в том, чтобы появились достойные и реально меняющие ситуацию задачи. Айтишникам (как и другим специалистам) должна быть интересна работа, нужны достойные условия жизни (ведь они более других понимают, что означает комфорт в цифровом мире), возможность общаться для поддержания своей квалификации, профессиональное совершенствование.

Один из путей повышения интереса — вводить в обязательный курс дополнительные дисциплины, которые не декларируются учебной программой, а нацелены на восполнение пробелов в образовании, связаны с IT-отраслью и востребованы на практике.

Следует признать, что, несмотря на принятые меры, отток IT-специалистов из нашей страны продолжается, хотя и не такими темпами, как в 2022 году. В дополнение к уже приведённым выше причинам следует отметить и агрессивную политику США, некоторых европейских стран и даже Китая по рекрутингу наших специалистов. Также значимую роль играет определённая изоляция наших специалистов, вызванная известными санкциями западных недружественных стран. Здесь дело даже не в том, что можно потерять дистанционную работу; программист высокой квалификации боится потерять уровень и оказаться на задворках IT-индустрии.

Выход в том, чтобы снизить давление изоляции, обеспечить открытое взаимодействие айтишников всех уровней. Это возможно через организацию открытых IT-форумов, проведение софтверных стажировок в дружественные нам страны, таких как Китай, Индия, Словакия, Бразилия и других. И денег на это нужно не жалеть.

Какое будущее нас ожидает

В 2013 году как раз на полях газеты нашего университета был разговор примерно на эту тему. Тогда Олейников высказал мнение, что будущее IT будет связано с виртуальными 3D-мирами, с виртуальной реальностью (VR) и дополненной реальностью (AR), которые базируются на техническом обеспечении (шлемы, очки, перчатки и т.п.), программном обеспечении (конструкторы и движки виртуальной реальности) и соответствующем контенте (содержательный аспект, связанный с отображаемой областью знаний, технологий, процессов в виртуальном мире).

Тогда эти технологии начали проявляться в области компьютерных игр. Сейчас это начинает реализовываться в различных других областях, особенно чётко — на поприще обучения. Сейчас на базе VR уже создаётся интерактивный образовательный контент с элементами геймификации, интерактивные 3D-тренажеры и т.п.

Всплеск перехода на эти технологии объяснить просто. Человек около 90% информации получает через зрение. Примерно 30% от увиденного он запоминает в так называемом бездеятельностном режиме, т.е. когда сам не вовлечён в процесс деятельности. Но этот процент запоминания резко подскакивает (до 90%), если человек непосредственно участвует в деятельностном процессе, связанном с увиденным. Виртуальная реальность — как раз и есть та технология, которая позволяет реализовать любую деятельность. Не говоря о том, что это могут быть и совершенно новые области, недоступные для физического взаимодействия. Так, можно организовать виртуальные экскурсии, чтобы познакомиться с устройством Вселенной; можно заглянуть внутрь человеческого тела и понять принцип действия его органов; можно виртуально обучать тушению пожаров, спасению людей, любому технологическому процессу. Вообще, можно смоделировать любую негативную ситуацию и непосредственно участвовать в её разрешении. На этом принципе основаны все тренажёры.

Софт-парад 2024 г.

Софт-парад 2024 г.

«Рискну предположить, — говорит Борис Васильевич, — что в будущем (возможно, и не в таком далёком) искусственный интеллект по любой книге (включая учебники) сможет создать сценарий и реализовать его в виртуальном мире, предполагающем ваше прямое участие в нём. Такой подход чрезвычайно будет способствовать эффективности обучения практически по всем дисциплинам и, наверное, перевернёт всю педагогическую науку в сторону использования искусственного интеллекта, создания виртуального контента и осмысления процесса обучения.

Итак, дело за малым: с помощью искусственного интеллекта создаём (и/или перекладываем) соответствующий виртуальный контент, а далее используем продвинутые конструкторы виртуальной реальности. Думаю, это будет так же доступно, как работа с современным смартфоном».

Возвращаясь к теме нынешнего Soft-Парада. На нём было представлено несколько проектов, связанных с использованием виртуальной реальности. Так, абсолютным победителем стал проект «VR приложение “Сборка МКА Марафон”», посвящённый созданию виртуального тренажёра для конвейерной сборки малых космических аппаратов Марафон-IoT для интернета вещей. В год на предприятии ИСС им. М.Ф. Решетнёва планируется собирать 132 аппарата, поэтому выход только в конвейерной сборке, и этому нужно быстро учить. Этот проект — наш своеобразный ответ Илону Маску с его системой Starlink.

P.S. 17 мая отмечается Всемирный день электросвязи и информационного общества (резолюция 60/252 Генеральной Ассамблеи ООН, март 2006 г.). Государствам-членам ООН предлагается ежегодно отмечать этот день путём организации соответствующих национальных программ с целью стимулирования представления идей и обмена идеями по теме информационного общества и обсуждения различных аспектов этой темы со всеми партнёрами в обществе. Настоящее обсуждение можно рассматривать в рамках выполнения рекомендаций этой резолюции).

Соб. инф.

Много фото с Софт-парадов разных лет

Похожие материалы