Обложка

СемьЯ: 7 портретов

«На фоне Пушкина снимается семейство…». Такая уж строчка вспомнилась. Хотя на самом деле не на фоне Пушкина, а на фоне семей, снятых в национальных костюмах, так и хочется самому сфотографироваться. А ещё просто смотреть, как это красиво: каждая семья и каждая культура в своей самобытности.

Этот проект придумал Центр дружбы народов СФУ и непосредственно его экс-руководитель, ныне наставник Амирбек Алимов. Амирбек — выпускник Юридического института СФУ, по национальности узбек, приехавший учиться в Красноярск из Ташкента. По его инициативе студенты нашли красноярские семьи разных национальностей (узбеков, киргизов, тувинцев, эвенков, армян, поляков, русских), уговорили их на фотосессию, сняли дополнительно видеоролики с рассказами о семьях и культурных традициях. Уговорить, кстати, было непросто: не каждая семья готова впустить в свою жизнь сторонних наблюдателей. И всё же получилась целая выставка — семь прекрасных портретов, снятых фотографом Олесей Павловой.

Девочки в хиджабах

На открытии выставки замечаю маму и двух её дочерей, все в хиджабах. Семья Курбановых, узбечки. Вообще в семье пятеро детей: три дочери и два сына. И старшим, и младшим Курбановым комфортно в России, при этом культурные отличия в традициях, конечно, есть.

«Мы приехали с мужем сюда на заработки 20 лет назад, — рассказывает мама Махлие. — Думали на полгода, но остались. Родились дети, здесь ходили в садик и оканчивали школу. Сейчас работает только муж, я занимаюсь детьми. У них учёба, разные секции — карате, танцы, рисование, флористика, английский. Старший сын хочет стать футболистом, младший — пожарным».

Семья Курбановых

Семья Курбановых

Пока дети росли, Махлие постоянно участвовала в каких-то их детских конкурсах, праздниках, поэтому и позировать для фотовыставки согласилась легко. На семейном фото, кстати, она вместе со своим отцом. В Красноярске уже 25 лет живёт и младший брат Махлие, у него четверо детей. И когда семья собирается вместе, получается многолюдно.

Старшая дочь Ширин учится в медицинском университете. Мусульманский платок она захотела надеть в 10 классе. Но остаётся современной городской девушкой, и Красноярск для неё родной, ей не приходилось привыкать ни к его стилю жизни, ни к людям.

Основные отличия жизни узбекской диаспоры — религиозные. У мусульман три главных праздника: Рамазан, Ураза-байрам, Курбан-байрам. Но празднуют их не только узбекским кругом. «Мы с подружками можем и на азербайджанский, и на осетинский праздник пойти. Это здорово, когда любой праздник как общенациональный».

Если же отмечать отличия, Ширин говорит так: «У меня много русских подруг. Бываю у них в гостях, и, на мой взгляд, у узбеков традиций больше. Мы чаще ходим друг к другу, семейные посиделки устраиваем. У русских это происходит реже, как мне кажется. Даже на дни рождения к ним приходит немного родственников, а у нас — вся родня. И вообще у узбеков больше внимания уделяется семье, а у русских — карьере».

Польские корни

И муж, и жена польской семьи Чубаровых работают в СФУ. Олеся — доцент кафедры информационных систем и базовой кафедры интеллектуальных систем управления. Анатолий — доцент кафедры бизнес-информатики и моделирования бизнес-процессов. В роду у каждого — смесь кровей. У Олеси поляком был дед, у Анатолия — обе бабушки. Кстати, интересная деталь — обеих «украли» как невест; у одной жених был русский, у другой белорус.

Семья Чубаровых

Семья Чубаровых

Среди поляков, литовцев нередко поднимают тему ссыльных, но на самом деле большая часть представителей этих национальностей в своё время приехали в Сибирь добровольно осваивать свободные земли. «Я всегда говорю: мы русские, которые в своих семьях хранят польскую культуру, чтобы передать её детям и внукам и знакомить с ней других людей», — отмечает Анатолий.

Анатолий начал интересоваться национальной культурой 15 лет назад. Его пригласили танцевать в ансамбль при национально-культурной автономии «Полония Железногорска», вот тема и всплыла. До этого в семье разве что отдельные польские словечки проскальзывали да бабушка говорить по-русски не умела.

Анатолий так увлёкся польской культурой, что даже поехал изучать её в Польшу, окончил университет г. Жешув (Хореограф. Инструктор польского фольклора). В 2016 г. организовал Центр польской культуры «Полонез», а в 2019 г. был избран президентом Красноярской региональной польской национально-культурной автономии «Полонез». С 2016 г. является бессменным художественным руководителем польского фольклорного ансамбля «Коралле», которому в 2017 г. было присвоено почётное звание «Народный самодеятельный коллектив». В 2019 г. А. Чубаров был приглашён в Международный Совет по танцу ЮНЕСКО, членом которого является до сих пор. И хотя фамильных следов в Польше уже не найти, появились связи с друзьями по учёбе, знакомые, так что питательная среда для взаимного интереса есть.

С Олесей они познакомились в СФУ. Сейчас оба активно выстраивают деятельность автономии: Анатолий проводит курсы польского языка, клуб интересующихся польской культурой и занятия по народной хореографии (польские танцы и танцы народов мира), Олеся — занятия в творческой мастерской автономии по вышивке, росписи, национальным орнаментам, изготовлению кукол и польской кухне. Две их дочери живут в этом с рождения.

Менять Сибирь на Польшу Чубаровы даже не думали. Во-первых, им здесь хорошо, здесь вся их жизнь. А во-вторых, «наши предки приехали сюда и решили, что здесь будет лучше», — так обосновывает Анатолий своё решение оставаться там, где родился.

Кстати, одна из родовых польских фамилий у него — Шляхта, у Олеси — Богинская.

Амбассадор Эвенкии

В СФУ в проектном офисе работает и Елизавета Кузнецова, о которой недавно мы подробно рассказывали в газете, когда Елизавета получила грант в размере 1 млн рублей на заочное обучение в магистратуре РАНХиГС по направлению «Управление развитием российского Севера».

Семья Гаюльских

Семья Гаюльских

Свои эвенкийские корни она не то что не забывает, а культивирует. Вместе с мужем Артуром ГАЮЛЬСКИМ они работают в Региональной ассоциации коренных малочисленных народов Севера. Реализуют совместные проекты, уже организовали два молодёжных форума КМН Сибирского федерального округа, куда приезжали ребята даже с Камчатки и Ямала. Провели молодёжный суглан (народное собрание) эвенков России в Красноярске, куда прибыли представители из 10 регионов. Прошлой осенью на Х Межнациональном фестивале «Молодёжное содружество» впервые организовали площадку КМНС с утварью и северными угощениями, а ещё представили мюзикл о двух родах — эвенкийском и ненецком.

Тувинца с трёх лет садят на лошадь

Омак Донгак работает старшим преподавателем на кафедре физической культуры. В Красноярск он приехал в 2005 году поступать в Красноярский государственный технический университет на специальность «инженер-гидравлик»; оканчивал уже СФУ. Но поскольку со школы занимался боксом, под руководством тренера Ш.Ш. Байкова в студенческие годы отстаивал честь вуза, а потом получил и второе высшее образование по педагогике.

Семья Донгак

Семья Донгак

В Красноярске он познакомился и с будущей женой Олчей. Она окончила университет в Улан-Удэ (специальность «Международные отношения»), а в Красноярск приехала учиться иностранным языкам в магистратуре КГПУ им. В.П. Астафьева. Владеет корейским и английским и работает в штабе общественной поддержки «Единой России» координатором по обращениям граждан.

Все родственники у них в Туве, поэтому свободное время проводят там. А в Красноярске поддерживают и продвигают национальные обычаи. Омак Донгак — председатель Красноярской тувинской национально-культурной автономии «Бедик сулде» (Жизненная энергия), так что весь календарь российских и национальных праздников пропускает через себя. У тувинцев Новый год отмечается по лунному календарю, в этом году он пришёлся на 11 февраля. В конце мая — праздник животноводов (отмечали на Татышеве), потом — День России, когда каждая автономия организует свои национальные подворья. 1 ноября — День тувинского языка, 4 ноября — День народного единства. «Мы живём со всеми народами как дружная многонациональная семья», — подчёркивает Омак.

А костюмы, в которых семья Донгак сфотографирована, — их личные, подаренные на свадьбу. Есть такой обычай у тувинцев — дарить что-то национальное.

Правильные идеи

Семейные портреты, красота людей разных народов — это первый пласт выставки «Красноярск — одна большая многонациональная семья». Помимо этого, она привлекает внимание к решению социально-демографических проблем, к вопросам возрождения и укрепления семейных отношений, сохранению семейных ценностей, исторической памяти, преемственности поколений многонационального народа России.

Проректор по молодёжной политике Екатерина Сидоренко отметила и то, что это не первый проект Центра дружбы народов СФУ: «Здорово, что большинство идей, рождающихся в университете, находят отклик не только в нашем вузе, но и в администрации города, региона, страны. Потому что эти идеи правильные. И хочется, чтобы молодые люди помнили: чем больше у семьи традиций, тем она крепче».

Выставка будет работать в Библиотеке университета до конца августа. Потом её увидят на других площадках Красноярска.

Похожие материалы