Обложка

Силуэты и формы Красноярского метротрама

Метро в Красноярске ещё строят, а фирменный стиль для него уже придумали. Идеи подсказал сам город. Нынешние выпускники Института архитектуры и дизайна СФУ Елизавета СТЕПАНОВА и Константин АЛЕКСАНДРОВ свой дипломный проект посвятили разработке графического комплекса, который, по их мнению, послужит созданию положительного образа красноярского метротрамвая. Ребята ставили цель — гармонично вписать метро в городское пространство, обеспечить узнаваемость, сделать навигацию комфортной, понятной и безопасной для граждан всех возрастов.

Защита выпускной квалификационной работы состоится в первых числах июля. А мы предлагаем совершить воображаемую прогулку по станциям красноярского метро уже сейчас.

— Впервые наши студенты взяли такую значимую, объёмную, интересную тему, — говорит руководитель проекта старший преподаватель кафедры дизайна ИАиД Ксения Сергеевна КАЖАЕВА. — Разработка айдентики (от английского «identity», идентичность, — прим. редакции) и рекламно-графического комплекса для Красноярского метротрама очень актуальна.

Мы выделили сразу двух дипломников, потому что работы по теме достаточно много. Ребята изучили опыт создания стиля и всей навигации на примере московского метро и мировой опыт многих стран. Проектировали же фирменный стиль с учётом сложившейся в Красноярске транспортной системы.

Сначала исследовали районы города, где будет проходить линия метро, на основе этого создавали концепцию. Стиль, на мой взгляд, получился ярким, интересным, молодёжным. Авторы разработали маскота (mascot — фирменный узнаваемый персонаж, олицетворяющий бренд и подчеркивающий его индивидуальность, — прим. редакции) и сильную, слаженную систему пиктографики.

Оценивать выпускную квалификационную работу будут эксперты из разных областей, не только графические дизайнеры, но и маркетологи, пиарщики. Председатель комиссии — профессор СГИИ имени Дмитрия Хворостовского, член Союза дизайнеров и Союза художников России Степан Степанович ЛИВАК.

Своих дипломников руководитель проекта назвала неординарно мыслящими и талантливыми. Лиза уже работает младшим дизайнером на курорте Красная Поляна в Сочи. Костя имеет прекрасную техническую подготовку и создал добротное мобильное приложение для пользователей будущего метротрама.

— Мы изучили лучшие примеры из разных стран, — рассказывает Константин Александров. — Метро в Токио впечатлило яркими, экспрессивными плакатами о правилах поведения, и мы использовали эту практику, адаптировав под наши реалии. Так как это общественный транспорт, важно, чтобы все люди, включая пенсионеров и инвалидов с плохим зрением, могли хорошо разглядеть навигационные элементы. Пражское метро как раз интересно своей навигацией. Элементы её достаточно крупные, информация быстро считывается, и абсолютно всё понятно.

Красноярский метротрам — это связующий элемент внутри города, символ будущего. Пиктограммы разработать было непросто. Мы хотели сделать их уникальными, неповторимыми, со своим характером. Допустим, смотрит человек на пиктограмму и сразу понимает: это именно красноярское метро. И с первого взгляда ясно: тут лестница, там лифт, а здесь — за линию не заходить.

В логотипе удалось сохранить привычный силуэт буквы «М», в которой достаточно хорошо, но не чрезмерно узнаётся буква «К»

По словам ребят, анализ истории районов Красноярска — их фишка и один из самых захватывающих этапов исследования!

— У нас достаточно контрастный город: прошлое связано с будущим, есть старые исторические районы, а есть строящиеся, современные. В каждом районе, где будут располагаться станции, мы собрали обширный фотоматериал. В снимках города находили какие-то определённые формы, ставшие впоследствии основой для графики. Это помогло раскрыть характер Красноярска и создать графику, пиктограммы и логотип. Абсолютно весь проект построен на этих модулях, — поясняет Елизавета.

— Истории мы узнавали потрясающие! Взять хотя бы станцию «Высотная» в районе улицы Высотная, — подхватывает Константин. — Мы решили использовать для визуального оформления образ Всеволода Михайловича Крутовского и живописные панорамы микрорайона Ветлужанка. Кстати, само это название связано с опытной плодово-ягодной станцией, где раньше выращивали яблоки. Выдающийся помолог Всеволод Крутовский ещё до революции занимался разведением сорта яблони «Ветлужанка», который получил от известного садовода-оригинатора Н.В. Кузьмина из города Ветлуга. Поскольку для каждой станции метро мы подбирали аутентичное цветовое решение, подчёркивающее уникальный облик и энергию района, где станция располагается, то логично, что для станции «Высотная» — это зелёный цвет.

Для оформления станции «Николаевская» на улице Копылова в Октябрьском районе дипломники также предложили использовать изображения, подсказанные историей этой части города. Ещё на втором курсе Костя смог запечатлеть окрестности Николаевки с помощью квадрокоптера и был потрясён красотой развязок, открывшейся с высоты птичьего полёта. И в логотипе Красноярского метро присутствует элемент, взятый из тех фотографий с воздуха. Студенты узнали и то, что название района связано с посещением Красноярска в 1891 году цесаревичем Николаем. Слободку рабочих-железнодорожников назвали Николаевкой в память о том визите. А сегодня этот район – крупный и важный транспортный узел, где всегда кипит энергия, снуют машины, а горизонт украшают современные жилые дома.

Процесс разработки каждого элемента графического комплекса — от поиска пиктограмм до создания документальных роликов об истории районов Красноярска, мерча (значки, кофейная кружка, одежда, наклейки), логотипа (вариантов было под сотню!) — всё это было захватывающе интересно, признаются ребята.

— Считаю, что у нас получилась довольно профессиональной система навигации. В ней использованы уникальные пиктограммы. Ещё одна из ярких деталей проекта — маскот. Честно скажу: разработать его было непросто. Сама по себе тема метро сухая, эмоциям здесь мало места. И для того, чтобы добавить какой-то изюминки, нужен был такой персонаж. Но как найти характер? Поскольку целевая аудитория большая, маскот должен быть и не слишком детским, и не слишком взрослым и строгим. Голова шла крУгом! В итоге родился образ: два человечка, мальчик и девочка. Мне кажется он удачным! — поделилась Елизавета.

Всё ли у дипломников получилось — решать комиссии. Итогом их кропотливого труда стали планшеты, на которых изображены все элементы комплекса и медиа. Работа проделана большая, но оба смотрят далеко вперёд, поэтому, если кто-то из студентов захочет в будущем продолжить тему, советуют дополнить перечень навигационных табличек и расширить ассортимент сувенирной продукции — от одежды до канцелярии.

Пожелаем ребятам на защите ни пуха ни пера!

Похожие материалы