Лекции могут быть и на 600 человек
Полномасштабный переход СФУ на модульную кредитно-рейтинговую систему

Второй год в СФУ ведется работа по переходу на модульную балльно-рейтинговую систему (БРС) с использованием зачетных единиц (кредитов). И если раньше отдельные факультеты по-своему внедряли её в учебный процесс, то теперь необходимо достичь в этом вопросе единства и согласия. С 1 февраля 2009 года БРС начнет работать на всем пространстве СФУ в одном формате.

Наш автобус приехал

На сегодняшний день в СФУ сложились объективные причины для изменения существующей образовательной практики.
Во-первых, в вузе ещё не сформировалась единая система преподавания. Одни и те же дисциплины на разных площадках иногда разительно отличаются, что не позволяет добиться единого стандарта качества образования.
Во-вторых, со стремлением СФУ стать активным членом мирового университетского сообщества очень важно для начала изучить опыт коллег из других стран. Там Болонская система позволила студентам стать по-настоящему мобильными: они не прикованы ни к предмету, ни к преподавателю, ни к вузу, ни даже к стране пребывания. Единые стандарты для общих дисциплин, к чему теперь начинают приходить и у нас, оставляют за студентом выбор: в чьём исполнении, когда и где прослушать тот или иной курс. В нашем случае студенты смогут получать знания на той площадке, которая к ним ближе всего, если там преподается соответствующий курс.
В-третьих, нынешнее время вынуждает вузы быть более гибкими. «Планового распределения специалистов давно нет, – отмечает В.М. Журавлев, проректор по фундаментальной подготовке. – Вузы должны научиться работать в условиях неопределенности», по возможности парировать кризисы и нестабильность рынков труда.
Решением и может стать модульная балльно-рейтинговая система с использованием зачетных единиц (кредитов).

Модули вместо сессий

При модульной системе учебный год разбивается не на два семестра, а на несколько модулей (от 3 до 6). В течение каждого модуля студенты интенсивно изучают ограниченное количество дисциплин.
Количество и качество усвоения материала контролируется большим числом контрольных срезов (тесты, контрольные работы, рефераты, эссе, курсовые работы). Учитывается степень активности студентов на семинарах и практикумах. Всё это позволяет оперативно осуществлять контроль текущей работы (как аудиторной, так и самостоятельной) и знаний студентов и не даёт им «расслабиться». Итоговая оценка складывается из результатов контрольных срезов и письменного промежуточно-сессионного контроля.
Модульная система позволяет стимулировать систематическую работу и увеличить продолжительность процесса обучения (две сокращающиеся сессии в каждом учебном году за пять лет могут экономить 35-40 недель – целый учебный год).

Рейтинг и кредиты

Академическими кредитами при кредитно-рейтинговой системе организации учебного процесса определяются общая нагрузка и продолжительность обучения среднего студента для достижения необходимого результата и получения соответствующей квалификации по данной образовательной программе. Один академический кредит по методике Министерства образования (аналогично с принципами ECTS) соответствует, как правило, 36 академическим часам общей трудоемкости учебного процесса.
Трудоемкость одного учебного года составляет 60 академических кредитов, год разделяется на два семестра по 30 академических кредитов, а в каждом семестре от 3 до 6 модулей учебного процесса. Максимальный объем учебной нагрузки студента составляет 40 астрономических часов или 54 академических часа в неделю по 45 астрономических минут, что составляет 1,5 академических кредита.
Использование кредитно-рейтинговой системы для поощрения, в том числе и для назначения стипендий, прозрачность рейтинга выпускника для работодателей позволяют дополнительно стимулировать активную познавательную деятельность студента.

Риски

27 ноября на площадке № 2 прошла встреча организаторов «реформы» с теми, кому эти изменения придётся внедрять в своей повседневной работе. Последние высказывали некоторые опасения. В частности, не приведет ли такая реструктуризация к увеличению нагрузки на преподавателя?
В.М. Журавлев, руководитель проекта, успокоил коллег, выделив два важных момента: система будет полностью автоматизированной, что позволит избежать бумажной волокиты при заполнении рабочих журналов преподавателей, ведомостей успеваемости, листов контрольных мероприятий. Для этого в университете устанавливаются точки wi-fi, чтобы каждый преподаватель получил доступ к электронным базам данных через собственный ноутбук.
Второй очень важный момент: получив учебный план, каждая кафедра может самостоятельно решать, как она его отработает. Теперь будет возможность высвободить время за счет увеличения количества слушателей на лекциях. Чем больше студентов в аудитории, тем быстрее они освоят необходимые кредиты, а преподаватель сможет посвятить свободное время методической работе.
Другой риск связан с масштабностью проекта. Его апробация проходила на второй площадке под руководством В.М. Журавлева и участвовало в ней 70 кафедр. Сегодня к внутренней «реформе» подключаются еще 110 кафедр. Это охватит практически весь первый курс огромного Сибирского федерального университета. Но организаторы уверены, что точная, слаженная работа всех структур СФУ позволит с наименьшими потерями пройти этот самый трудный начальный этап. В помощь сотрудникам университета созданы электронный глоссарий, база знаний, где содержится несколько сотен документов по данной тематике, и форум, чтобы оперативно решать все возникающие затруднения.

Важный шаг

При всех сложностях запуска БРС в СФУ успех этого начинания вооружит нас системой всеохватного мониторинга образовательного процесса, позволит проверять не только знания студентов, но и их компетенции. Самим студентам БРС поможет более гибко использовать своё время, даст доступ ко всем образовательным ресурсам вуза, расширит их образовательные возможности.
На сегодняшний день, как было сказано, в проекте задействованы только студенты первого курса, но перейти в режим обучения по БРС можно студентам любых курсов и специальностей. А вот первокурсникам 2009 года уже неминуемо придётся играть по новым правилам.

Кирилл Арсеньев
Средняя оценка: 3.7 (проголосовало: 6)