НОВЫЕ УРОКИ конкурса стипендий Оксфордского российского фонда

Совсем недавно Сибирский федеральный университет принимал делегацию Оксфордского Российского фонда, о чем писала газета «Новая университетская жизнь» в №26. Во время визита глава Российского представительства Фонда А.Л. Сергиевская сообщила об итогах конкурса 2008 года: из 100 запланированных стипендий была утверждена только 91 стипендия (таким образом, действующий резерв составляет не 10 человек, как в прошлом году, а 19 человек). Слабым утешением было и то, что в этом году Фонд снизил количество стипендий почти всем университетам – участникам стипендиальной программы. Стипендиатам и претендентам на стипендии необходимо внимательно разобраться в этой ситуации и усвоить уроки, которые принес с собой конкурс 2008-2009 гг.

Урок 1. Лучше меньше, да лучше.

9 стипендий, которых мы лишились, – это те стипендии, где заявки слишком явно заполняли не сами студенты, а один и тот же преподаватель. Так, темы научных работ были написаны словно «под копирку», различаясь лишь окончаниями («на примере …»). Эксперты из Московского государственного университета им. Ломоносова сразу выявили эти заявки и вынесли вердикт: пусть лучше анкеты будут «непричесанные», зато написаны самими студентами. Цель анкетирования – проявить себя, свой характер, свои амбиции и способности. Эксперты сразу же видят несамостоятельный характер заявки, тогда как Фонд поддерживает инициативу и самостоятельность студентов во всем, в том числе и в презентации самого себя.

Урок 2. Что имеем – не храним.

В течение учебного года далеко не все стипендиаты первого года получения стипендий смогли их подтвердить по итогам летней сессии 2007-2008 уч.г. и зимней сессии 2008-2009 уч.г. Более того, оказался полностью исчерпанным и резерв из 10 претендентов, которых рекомендовал ученый совет СФУ в сентябре 2007 г. Стипендиаты получали оценку «удовлетворительно» и по стандарту Фонда были сняты со стипендиальной программы. Но и резервисты порадовали далеко не все. Среди них тоже оказались «троечники». В результате образовалась одна вакансия для студентов 4-го курса. И, пользуясь случаем, сообщаем, что на нее объявлен дополнительный конкурс. Условия конкурса прописаны на сайте СФУ в разделе «Международная деятельность. Оксфорд – Россия».

Урок 3. Слона-то я и не приметил.

Для всех стипендиатов ОРФ в СФУ (как первого, так и второго года получения стипендий) существует возможность за счет 10 % средств от общей суммы стипендий (в этом году это 600 000 рублей) ездить на различные, в том числе и международные конференции, оплачивать подписку на научные журналы, покупать книги по тематике научной работы. В этом году возможностями ОРФ воспользовались только 5 человек (2 участника Всероссийской конференции в Самаре и три участника Летней Школы в Ясной Поляне). Хотя извещались об этом все стипендиаты по электронной почте и с помощью объявлений на сайте СФУ. Призываю стипендиатов Фонда шире пользоваться его возможностями и периодически знакомиться с информацией на сайте. Прошу также обновить перечень своих электронных адресов, чтобы информация доходила точно до адресата.

Урок 4. Корень учения горек.

К сожалению или к счастью, но стипендиальная программа ОРФ – это не социальная помощь, а стимулирование научной работы студентов. Поэтому необходимо готовить отчеты по итогам каждой сессии каждого семестра. Бланк отчета размещен на сайте СФУ. Если не будет научных результатов, то стипендиат снимается со стипендии, которая передается в порядке конкурса более достойным. Это же самое произойдет, если отчет не будет вовремя сдан (сейчас срок определен до 15 февраля 2009 г.). Кроме того, в ходе визита делегации ОРФ стипендиаты и претенденты на стипендии высказали пожелания, чтобы количество стипендий в целом было бы меньше (тогда конкурс будет объективнее), но сумма стипендии стала бы больше. Изначальное назначение стипендии ОРФ – освободить студента от всех забот, кроме учебы и науки. Сумма 3 000 рублей в месяц уже не отвечает этому назначению. Поэтому с 2009 года количество стипендий будет сокращено на одну треть, а размер их увеличится. До какой суммы – пока неизвестно.

Урок 5. К хорошему быстро привыкаешь.

Стипендии ОРФ предоставляются сроком на 3 года. Однако практика показала, что стипендиаты, которые активно участвовали в конкурсе в самом начале, со временем забывают о назначении стипендии и снижают активность в учебе и научных исследованиях. Поэтому с 2009 года конкурс будет проходить каждый год. И стипендиаты все годы получения стипендии будут подтверждать или не подтверждать свое право на них. Таким образом, попечители надеются поднять активность студентов в научной работе.
В ходе визита делегация ОРФ познакомилась с тем, как размещена коллекция книг (дар Фонда) в библиотечном собрании СФУ. В настоящее время список книг по самым актуальным проблемам гуманитарных наук составляет свыше 2500 единиц. Попечители очень заинтересованы, чтобы книги были востребованы студентами и преподавателями СФУ, а также всеми жителями Красноярского края. В настоящее время готовится проект доступа к электронной библиотеке Оксфорда, а также разрабатываются условия конкурса стипендий для молодых преподавателей. Надеемся, что со следующего года наш университет также станет участником этой программы.

Координатор проекта ОРФ в СФУ
Наталья Петровна Копцева

тел. 246-99-41;
e-mail: decanka@mail.ru;
аудитория 32-11 (Свободный, 79)