Готовим новых инженеров
Вечером 31 мая в корпусе «Д» Политехнического института студенты и преподаватели пили чай и обсуждали поездку в Москву. Она состоялась благодаря сетевому договору СФУ и Московского политехнического университета. Восемь преподавателей и пять первокурсников — металлурги, машиностроители и энергетики — посетили МПУ и Роботех (Сколково). Ходили на выставки, наблюдали рабочий и учебный процессы, сами принимали в них участие, в том числе включались в деловые игры и прорабатывали паспорта проектов.
![](/files/gazeta/MPU1.jpg)
Студенты свои впечатления от поездки описывали с воодушевлением. Особенно им понравилась экскурсия в Сколково. Формат был очень интересный — одновременно проходила и конференция, и мастер-классы, и выставка, можно было переходить от одного мероприятия к другому. В самом московском политехе наши студенты выполняли лабораторную работу под названием «Недетские вопросы», она проходила по всей России. Вопросы к ней придумывали дети, но, несмотря на это, ответить на них было довольно сложно. Красноярская делегация в итоге забрала в МПУ три приза из пяти. Вообще, как с юмором отметил сопровождающий группы, наши студенты лучше всего работали в режиме дедлайна — здесь они концентрировались и выдавали лучшие решения.
На вопрос одного из красноярских преподавателей, что бы наши студенты хотели взять из учебного процесса москвичей, студенты незамедлительно ответили: открытое пространство для реализации проектов, куда студенты приходят сами, в удобное для них время. Красноярцы имели возможность наблюдать, как работают над проектами московские студенты, и это их весьма впечатлило. Особенно запомнилась работа над проектом дизайна автомобиля.
![](/files/gazeta/MPU3.jpg)
Также московские студенты имеют «корочки» рабочих специальностей, которые получают без отрыва от учёбы. Необходимый разряд для работы на оборудовании можно получить уже на первом курсе.
Преподаватели были согласны со студентами: самый большой плюс московского университета, по их мнению, — это условия работы студентов, в первую очередь — большое количество разных инженерных проектов на выбор с прекрасной материально-технической базой. В нашем университете студенты для работы над проектами подстраиваются под ленты, а в МПУ из расписания полностью выведена вторая часть дня, и студенты распоряжаются ею, как им удобно — могут хоть пять раз в неделю прийти поработать в производственные помещения, хоть один.
Ещё одно преимущество москвичей: они к работе над проектами могут привлекать любых креативных людей, в том числе с производства. И часто руководитель проекта именно производственник, который может научить студента чему-то эксклюзивному. Ресурсы у Москвы для привлечения таких специалистов имеются , а в СФУ такой опыт только начинает развиваться.
Сегодня в МПУ создана отдельная структура — Центр проектной деятельности, она занимается только студентами. И преподаватель может не совмещать проектную и учебную деятельность. Есть преподаватели, которые устроены в Центр и специализируются на проектах, а есть преподаватели на кафедрах, которые проектами занимаются по желанию.
![](/files/gazeta/MPU2.jpg)
Ситуация со спонсорством там такая, что красноярцам и не снилась, всё-таки Москва — это средоточие представительств мировых концернов и всех крупных российских фирм. Например, один из главных проектов МПУ — это «Лунный ровер», заказ РКК «Энергия». А один из спонсоров всех транспортных проектов МПУ — компания Motul, причём компания нашла вуз сама, как только там стали разрабатывать болиды и мотоциклы.
О том, что даёт СФУ сетевое взаимодействие, мы говорим с Натальей Владимировной ГАФУРОВОЙ, профессором, советником ректора СФУ.
— Как давно СФУ сотрудничает с МПУ?
— С 1 сентября 2016 года. Всё началось с конференции по инженерному образованию, с их игры под названием «Инженерный кластер». Это такая практико-ориентированная, довольно длинная (8 недель) учебная игра, которой мы заинтересовались и попробовали организовать её на нашей почве. Потом это переросло в сетевые отношения, и часть учебного процесса мы передали МПУ в рамках этой игры. В ближайший учебный год, который начнётся 1 сентября, у нас будет сетевое сотрудничество.
В июне мы вместе с коллегами из МПУ представляем в Канаде, в Калгари, наш совместный опыт по инженерному образованию, там будет ежегодная конференция по CDIO.
Далее с начала учебного года почти два месяца — сетевой учебный модуль «Инженерный кластер», планируется совместная работа над одинаковыми студенческими проектами на три университета — включается ещё и Дальневосточный федеральный университет. На конкурсной основе выберутся самые сильные команды, и уже во втором семестре они поедут в МПУ участвовать в очном инженерном соревновании.
А на следующую весну мы договорились о серии учебных занятий для ребят по проектной деятельности, которые будут проходить дистанционно.
— Студенты, которые сегодня рассказывали о поездке в Москву, они…
— …это как раз победители «Инженерного кластера». Сначала они победили в заочном туре с онлайн-поддержкой — шесть недель ребята решали инженерные задачи. Эти задачи разработаны МПУ с участием наших преподавателей. Если учесть, что это студенты-первокурсники, главной задачей «Инженерного кластера» была их мотивация к решению инженерных задач с помощью математики, физики, информатики, инженерной графики и т.д. По результатам итогового очного тура, проводимого в СФУ с участием МПУ, пять студентов поехали в Москву.
Мы надеемся, что из этого прорастут междисциплинарные реальные инженерные проекты. Металлурги, сварщики и энергетики могут очень сильно друг другу помогать в выполнении инженерных проектов.
— Какие перспективы вы видите в сетевом сотрудничестве?
— Сегодня нормой является открытость. Ведь чем более герметичен учебный процесс, тем меньше шансов у него на развитие, соответственно, меньше и возможностей у студентов. Сама инженерия сегодня междисциплинарна, она давно вышла из конкретных предприятий и отраслей, и тот технологический уклад, к которому мы идём, находится сегодня на стыке био-, робототехники, нанотехники, разных гуманитарных подходов.
Учитывая это, мы не всё можем делать, опираясь только на внутренние возможности университета. И вот ту часть работы, которую могут другие вузы и организации делать, мы передаём сетевым партнёрам, организовываем взаимодействие с сильными учебными заведениями, которые позволяют нам компенсировать собственный дефицит.
При этом нам не надо создавать того, что есть у них — например, тот же «Инженерный кластер». Они просто его под нас адаптируют, и дальше мы совместно его реализуем.
Или другое сетевое сотрудничество: наши преподаватели учатся в eNano — «дочке» РосНано, которая выполняет образовательную функцию. В рамках этого сотрудничества мы ввели две новые дисциплины — «Управление изменениями» и «Управление проектам», а третью ставим сейчас — «Системная инженерия». Ведущие преподаватели «Бауманки», МФТИ и так далее обучают наших преподавателей.
Елена НИКИТИНСКАЯ