Высшая ступень высшего

Только пятая часть бакалавров станет магистрами

Дни магистратуры, прошедшие в СФУ впервые, привлекли более тысячи человек. Посетители попали в бурный поток сменяющих
друг друга мероприятий – от показов ультрасовременного оборудования в сияющих стерильностью лабораториях Центра коллективного пользования до мастер-классов и презентаций магистерских программ. Украшением дней стало и выступление Красноярского камерного оркестра под управлением М. Бенюмова, а также большой концерт фортепианной музыки.

В водопаде новой информации чётко ощущалось главное – переход на двухуровневое образование неизбежен, и СФУ готов к нему во всеоружии. Об этом мы беседовали с Ольгой Анатольевной Осипенко, заместителем председателя оргкомитета по проведению Дней магистратуры в СФУ.
– Идея провести такое мероприятие возникла у нас в прошлом году. Но понимая, что магистратура на тот момент была сложно позиционирована во всех группах – и академических, и студенческих – мы решили отложить мероприятие на год, чтобы идея созрела, и у нас просто-напросто накопилось побольше магистров.
– А какова сейчас доля магистров и бакалавров в СФУ?
– Специалитет пока ещё превалирует в университете. Процентов 20-30 обучающихся составляют бакалавры и около 10% – магистры. Это высокий показатель.
– Переход СФУ на двухуровневое образование был неизбежен...
– Действительно, расслоение вузовского образования на два уровня неизбежно, так как массовизация высшего образования крайне отрицательно сказалась на его качестве. Число самих вузов сокращать вряд ли верно, так как общая потребность в высшем образовании сохраняется. Поэтому с 1 сентября 2009 года вступает в силу федеральный закон о двухуровневом образовании, после чего никого спрашивать не будут – хотят ли обучаться по программам 4+2 или нет.
– А мы уже можем говорить о том, что у СФУ есть серьезный опыт в деле подготовки магистров?
–Почти все вузы, вошедшие в СФУ, на момент объединения имели магистерские программы, реализуемые в порядке эксперимента. Поэтому можно сказать, что «трехлетним» Сибирским федеральным университетом накоплен более чем десятилетний опыт двухуровневого (вначале оно называлось двухступенчатым) образования, и мы этим гордимся.
– Так мы – лидеры среди вузов Красноярска?
– Мне не нравятся сравнения с другими – кто лучше, хуже... Скажу лишь, что наш университет будет готовить всесторонне подготовленных магистров, интегрированных в мировое образовательное пространство и направленных не только на научную деятельность, но и на производственную, что особенно актуально в условиях формирующейся в крае инновационной экономики. По Программе развития СФУ около 20% от выпуска бакалавров должны продолжать образование в магистратуре. Это, ещё раз повторюсь, очень высокий показатель.
– Сравнимо с зарубежными показателями?

– За рубежом всё немножко по-другому. Там очень много студентов поступает в магистратуру, многие специалисты имеют даже по две магистерских степени. Что такое магистратура? Это специальное, «заточенное» на определённую специальность образование, дающее обществу великолепно подготовленного специалиста. При этом на Западе магистратура не так жёстко связана с бакалавриатом – на магистерской программе обучаются как 20-летние юнцы, так и 50-летние профессионалы и получают не столько документ об образовании, сколько практические или научно-исследовательские компетенции. В России же долгое время готовили магистров исключительно на научную и педагогическую деятельность, игнорируя производственные нужды. Однако с 2006 года ситуация стала исправляться, и сейчас мы, учитывая пожелания работодателей, готовим магистров для производства.
– Сколько магистерских программ предлагается на выбор студентам нашего университета?
– У нас 29 лицензированных направлений и более ста программ. Представлены и технический, и гуманитарный, и естественно-научный кластеры. Хотя далеко не все специальности охвачены магистратурой. Так, Институт
горного дела, геологии и геотехнологий, факультет физической культуры и спорта, Институт филологии и языковой коммуникации пока не имеют магистерских программ. Но не следует забывать, что идет интенсивная подготовка к лицензированию всё новых и новых программ. Буквально в этом году мы уже получили 7 новых лицензий, например, на специальности «охрана окружающей среды», «градостроительство, строительство и архитектура» (кстати, строительство сейчас – одна из наиболее развивающихся отраслей, и там требуются первоклассные специалисты), «электроэнергетика». Сейчас отправляем на лицензирование ещё 6
наших программ – как раз по языковой коммуникации, физкультуре и некоторым техническим специализациям.
– С 1 сентября бакалавриат и магистратура полностью заменят специальности?
– Нет, вы меня не так поняли. Ряд образовательных программ специалитета (их список определит правительство РФ) останется. А вот на остальные (не попавшие в список) направления со следующего года мы будем набирать только бакалавров. Этот год для магистратуры уникальный – последний, когда специалисты
могут поступить в магистратуру на бюджетной основе. Кстати, наша система на самом деле скорее даже трёхуровневая – вы забыли о послевузовском образовании. Выпускник магистерской программы, как и специалист, получит возможность поступить в аспирантуру СФУ.
– Вернемся к Дням магистратуры. Организаторы довольны их результатом?

– Да! Основную цель – презентовать магистратуру различным академическим группам – мы осуществили. К участию в днях были приглашены как руководители магистерских программ и действующие магистранты, так и специалисты 5 курса, бакалавры 4 курса и вообще все желающие. Более того, к нам приехали делегации из Хакасии, Усть-Илимска, Томска, Норильска – это очень приятно, что мы привлекли столько внимания.
– Видимо, было что посмотреть...
– Во-первых, можно было посетить лекции ведущих визит-профессоров, например, профессор МГУ А. Болдырев прочитал очень интересную лекцию по физико-химической биологии. Мы сами не ожидали, что лекции будут
настолько востребованы, – аудитории были буквально переполнены. Не меньшей популярностью пользовались мастер-классы, самым посещаемым оказался класс В. Кратасюк «Магистерская диссертация», на котором можно было получить ценные советы по написанию этой самой диссертации. Мы также устроили своеобразный день открытых дверей, где руководители магистерских программ представляли их всем интересующимся. Еще прошли два круглых стола – «Состояние и перспективы развития магистерской подготовки в России и СФУ» и «Партнёрство вузов и работодателей в совместной подготовке магистров»; но это были закрытые мероприятия – на них обсуждались важные для нас рабочие вопросы.

В ходе Дней магистратуры заключено соглашение между СФУ и нашими гостями из Томска – Сибирским государственным медицинским университетом. В рамках этого соглашения предполагается реализовать совместную магистерскую программу по медицинскому приборостроению. Это крайне актуально в связи с тем, что медицинские приборы за последние 20 лет значительно усложнились, и краю, как и стране в целом, не хватает квалифицированных специалистов, способных вести разработку новых и обслуживание уже имеющихся приборов. Кадры будет готовить ИИФиРЭ (кафедры приборостроения), а практику магистры будут проходить в Томске.

«Вот такая диалектика»

О задачах магистратуры и итогах тематических дней говорит проректор С.А. Подлесный

«Россия должна построить у себя инновационное образование мирового уровня, без которого карточным домиком рушится возможность запустить в стране нормально функционирующую инновационную экономику.
А инновационной, сетевой, экономике в свою очередь как воздух необходимы квалифицированные специалисты, способные «на лету» овладевать новыми компетенциями. Вот такая диалектика.

С.А. Подлесный и О.А. Осипенко ведут круглый стол с работодателями

Само создание СФУ было обусловлено требованием реформы нашей образовательной системы. Мы уходим от парадигмы «образование навсегда», когда считалось, что знаний, полученных за 5 лет в вузе, хватит на всю жизнь. Новая система 4+2 более гибкая: базовое образование (бакалавр) и приобретение углублённых компетенций (магистратура). Причем СФУ стремится к тому, чтобы наши магистры овладели искусством не только придумать/создать проект или изобретение, но и внедрить его, коммерциализовать. В отличие от специалитета, в магистратуре очень серьёзное внимание уделяется вопросам моделирования, системного мышления и решению методологических проблем.
В СФУ за последний год были преодолены многие препятствия в подготовке магистров. Прежде всего, магистра нельзя подготовить, не имея современнейшего оборудования. И за этот год университет освоил и запустил это оборудование – в ЦКП, в обсерватории университета, в исследовательских лабораториях, на базовых кафедрах, которые создаются совместно с предприятиями. Появился ряд совместных структур и с институтами РАН (как Сибирского отделения, так и в Москве).
Ещё одна проблема, которую необходимо решить в ближайшем будущем – «включить» обратную связь с работодателем. На Западе именно работодатели через требования к принимаемым на работу специалистам (профессиональные стандарты) задают стандарты образовательные. И в ходе Дней магистратуры мы установили контакт с работодателями, ведь без согласования с ними по стандартам 3-его поколения мы вообще не имеем права разрабатывать учебные планы и программы дисциплин. Показательно, что наиболее легко общий язык мы нашли с представителями наукоёмкого производства – они заинтересованы в компетентных специалистах.
Надеюсь, что Дни магистратуры станут новой ежегодной традицией нашего университета. И вообще считаю – это был настоящий праздник магистратуры».

Материалы страницы подготовил Александр ЛЕШОК
Фото _ Ольга КУКШИНА

Похожие материалы