Окольцованные

На малой сцене — русская народная музыка в современном звучании без использования электронных инструментов (ансамбль «Звоны», г. Абакан)

У Шукшина есть герой – чудик, который носится с идеей разумного устройства государства: у этого героя в тетрадках описано, как должны по справедливости жить люди. Герой при этом сравнивает жизнь людей с муравьиной (в пользу этих симпатичных насекомых, разумеется). То же можно сказать про Саянское кольцо: почти у каждой группы людей, вовлечённых в его организацию, проведение или участие, есть своё мнение, как всё это разумно устроить. Что говорить, происходящее на Саянском кольце очень напоминает муравейник. Надеюсь, никто не спорит с тем, что жизнь в муравейнике при внешней её хаотичности весьма рациональна. Так вот, начну с того, что никаких предложений по изменению и улучшению Саянского кольца у меня нет. Я принимаю его таким, какое оно есть, с его милыми недостатками, будоражащими нелепостями в организации, нелогичностью программы. Потому что при всех недостатках у Саянского кольца есть главное – энергия творчества. Она растворена в воздухе шушенского стадиона, где и происходят основные события фестиваля.


Событий много. И музыкальных, и просветительских. Первые проходили на большой сцене, где вручали премии в разных номинациях, а перед награждением номинанты и лауреаты выступали. Поздним вечером большую сцену украшали своей игрой почётные гости фестиваля. В прошлом году их называли хэдлайнерами, чтобы подчеркнуть их международный статус. Музыка звучала самая разнообразная: тувинское и алтайское горловое пение групп «Алаш» и «АлтайКай», англо-пакистанский техно-коктейль группы «Fundamentl» и разнообразие стилей группы «Kultur Shock» (название оправдывает прозвучавшее в их исполнении), виртуозные переливы балалаечника А. Архиповского и арфотерапия (как он сам назвал своё выступление) венгерского музыканта Элизбара, этно-рок известной за рубежом тувинской группы «Ятха» и многое другое, что невозможно перечислить в небольшом рассказе.

На малой сцене проходили мастер-классы. Это то, что я назвала просветительской частью Саянского кольца, потому что здесь ансамбли непосредственно общались со зрителями. Хотя зря я их назвала зрителями, мы были участниками мастер-классов. Без них на фестивале было бы меньше творчества. Общение с мастером своего дела запоминается надолго.

Можно сколь угодно критиковать Саянское кольцо за недостаточную этничность, подтрунивать над «международностью» этого фестиваля, морщиться от потуг современных Баянов создать миф о Золотой Ирии (это, конечно, моя ложка дёгтя. Ну нет достоверных лингвистических данных о существовании мифической Сибирии, а восходит топоним «Сибирь» к монгольскому Sibir, что значит «заросль, сырая местность». Впервые Seberga’la «крепость себеров» упоминается персидским историком Рашид-ад-дином в 13 в.). Вся критика, скорее всего, будет выглядеть обоснованной. Но знаете - караван-то идёт! Люди приезжают, слушают и участвуют во всём происходящем весьма активно. Может, это элементарная нехватка экзотики? Или тяга к первозданности и «сермяжности»? Или отсутствие музыкальной взыскательности? Конечно, Саянское кольцо - это приключение, конечно, это путешествие. Не на Гавайи, в Таиланд, Египет или Грецию. Но вполне сопоставимо по эмоциям. Ведь главные изменения происходят внутри человека.

Нет, это целый спектр ощущений, которые лучше не анализировать, а предаваться красивому голосу исполнителя, отдаться во власть музыки (разного качества). Пусть звучит музыка, а люди ходят, сидят, лежат, беседуют - проводят время. Пусть каждый возьмёт то, что ему по силам, и то, что он ищет: интересную музыкальную программу, хороший досуг, заряженную творчеством атмосферу, новые знакомства, крутую тусовку, ночную дискотеку, обретение истоков (вот от этого контингента стараюсь держаться подальше) и прочая, и прочая, и прочая. Всем найдётся место в этом музыкальном Ноевом ковчеге.

Мне воздух Саянского кольца нравится. Он какой-то доморощенный со всеми положительными и отрицательными последствиями, насыщенный тёплым воздухом и очень радушным приёмом шушенцев.

А в общем, как говорили древние, о вкусах не спорят. Русские, по свидетельству В.И. Даля, в этом случае могли выразиться более изощрённо: у каждого свой вкус, один другому не указчик: кто любит арбуз, а кто свиной хрящик. Так что я за Саянское кольцо.

Алевтина СПЕРАНСКАЯ, преподаватель СФУ

Похожие материалы