Да пребудет с нами Мудрость!

Примерно год назад я прочитал книгу Маргарет Марк и Кэрол Пирсон «Герой и бунтарь». В ней утверждается, что для успешности организация сознательно или не очень должна выстроить свою корпоративную культуру в соответствии с одним из двенадцати архетипов. Какие это архетипы я здесь распространяться не буду: интересующиеся могут сами почитать первоисточник.

Но, по мнению М. Марк и К. Пирсон, для любой образовательной организации, в том числе для университетов (а значит и для СФУ) наиболее подходящим будет архетип Мудреца, для которого главная цель – «использовать интеллект и анализ для постижения мира». Структура и ценности в таких организациях поощряют постоянное обучение. Упор делается на анализ, обучение, исследования и планирование. Качество рассматривается как результат компетентности работников, чья свобода мнений должна быть гарантирована. Темп работы ставится в зависимость от сложности задачи. При этом работники-мудрецы хотят приходить и уходить, когда им удобно. Они скептически относятся к способности менеджера любого ранга принимать решения, касающиеся их работы.

Корпоративная культура с базовым архетипом мудреца предполагает децентрализованную структуру с упором на повышение квалификации, а не на контроль. Администрация, обычно малочисленная, ведает коммерческой и маркетинговой стороной, а большинство важных решений – касающихся учебных планов, методик преподавания, даже карьерного роста и трудовых договоров – принимается профессорско-преподавательским составом через громоздкую систему комиссий. Преподаватели свободны и в выборе режима работы, ведь именно они ведут занятия и утверждают присутственные часы. В условиях академической свободы они проводят любые интересующие их исследования.

При всей притягательности такой корпоративной культуры, есть опасность, что мудрец выродится в свою тень. И тогда организация превратится из места, где ищут и находят истину, постоянно развиваются, в неприступную крепость, оторванную от реальности, где нет ничего, кроме раз и навсегда утвержденных догматов, где происходят постоянные пустые дискуссии, но при этом реально не делается абсолютно ничего.

Сейчас Сибирский федеральный переживает этап становления своей корпоративной культуры. В ее создании участвуют все: и студенты, и преподаватели, и сотрудники. И от каждого зависит каков будет стиль нашего университета. Да пребудет с нами Мудрость!

Денис Львов, аспирант кафедры социологии СФУ