Что для русских хорошо, то немцам – отлично!

С 12 по 25 августа в рамках договора о сотрудничестве между СФУ и Ганноверским университетом имени Лейбница (ФРГ) состоялась совместная научно-образовательная геологическая экспедиция, в которой приняли участие 19 студентов и 4 сотрудника с немецкой стороны и 10 студентов и 4 сотрудника – от ИГДГиГ СФУ. Экспедиция успешно решила свои основные задачи: налаживание контактов между вузами; организация совместных научных исследований (изучение почвенного покрова нашего региона и ознакомление с геологией месторождений Красноярского края и Хакасии) и итогового семинара – «круглого стола».

Программа мероприятия состояла из трёх этапов. Первый проходил на геологическом полигоне в районе озера Иткуль (Хакасия, база «Комета» ИГДГиГ СФУ, на фото). Второй – в районе поселка Мотыгино (Красноярский край). Третий (камеральный) – в Красноярске.

Естественно, в столь сжатые сроки (14 дней!) объять необъятное не удалось, но попытка вышла в целом удачная: из списка осмотренных месторождений следует упомянуть Сорское (молибден), Васильевское и Коммунар (золото), Тёйское (железо), Татарское (ниобий). Студенты знакомились с общим строением месторождений, искали и отбирали образцы руд и вмещающих пород. Иногда интересный образец не сразу удавалось отколоть даже с помощью кувалды, иногда выветрелые руды рассыпались от лёгкого прикосновения.
Нам – студентам и сотрудникам СФУ – было интересно ознакомиться с методикой работы зарубежных коллег. Конечно, всего не расскажешь, но если в общих чертах…

И геологи, и почвоведы для своих задач роют колодцеобразные ямы-шурфы, но на этом сходство заканчивается. Геолога в первую очередь интересуют горные породы на дне шурфа, а почвоведа – стенки. Количество и качество почвенных горизонтов, подпочвенные наносы – всё это подвергалось тщательному изучению. Закладывалось, как правило, три шурфа. Каждый коллективно изучался и документировался, затем следовал доклад о результатах работы.

Вместе с учебной практикой шла научная работа. С помощью переносного газоанализатора изучалось количество углекислого газа, выделяемого почвой, – своеобразное почвенное дыхание, являющееся важной составляющей глобального цикла углерода на нашей планете.

На состоявшемся в Красноярске «круглом столе», помимо подведения итогов экспедиции, были заслушаны два доклада по выпускным работам магистров Ганноверского университета и два – выпускников-геологов ИГДГиГ. Присутствующие отметили более академический подход в работе немецких студентов и большую практическую направленность студентов СФУ. Например, тема одного из докладов гостей звучала следующим образом: «Накопление и поведение Ba и Sr, поступающих при проведении праздничных фейерверков, в почвах центрального парка Ганновера».

Представители Ганноверского университета единодушно признали, что геологический полигон СФУ является уникальным комплексом разнотипных геологических объектов, сконцентрированных на сравнительно небольшой площади и доступных для изучения. Несмотря на некоторую бытовую неустроенность и нехватку площадей (количество студентов, проходящих практику, за последние 5 лет увеличилось вдвое!), планируется дальнейшее сотрудничество наших вузов в совместном обучении студентов и научной работе.

П.Н. Самородский, зам. декана ГГФ ИГДГиГ СФУ

Впечатления организаторов и участников поездки

Владимир Александрович Макаров, директор ИГДГиГ

«Благодаря совместной экспедиции сделан конкретный шаг к практическому обмену студентами и молодыми сотрудниками нашего института и университетов Германии. Интерес геологов с немецкой стороны понятен – наш регион располагает уникальной геологической обстановкой с многообразными минеральными ресурсами. За короткий период можно увидеть и изучить большое разнообразие геологических объектов. К тому же Сибирь для европейцев пока ещё остаётся экзотикой не меньшей, чем Африка. Не удивительно, что количество студентов Ганноверского университета, желавших принять участие в поездке, превысило число реально возможных мест.
Полагаю, что для наших студентов общение с зарубежными коллегами-ровесниками тоже дало немало. Первое – стимул к изучению языка. Например, все студенты с немецкой стороны сделали геологические презентации по особенностям геологического строения и месторождениям нашего региона на английском языке – для них это норма.
Сейчас нами начата подготовка делегации студентов для ответного визита в Германию, намеченного на сентябрь 2010 г., который состоится при частичной поддержке фонда ДААД».

В поисках пирохлора (Татарское месторождение, Мотыгинский р-н)

Владимир Князев, доцент кафедры ГМиМР, руководитель мероприятия от СФУ

«Что ж, полевую конференцию провели, остались яркие впечатления, получен опыт. Мы впервые проводим подобные мероприятия, и нам хватило всего – и смеха, и головной боли. Так, германские студенты отказались ехать в горы на голец «Подлунный» на относительно комфортной «газели» и с восторгом поехали под дождем в кузове ГАЗ-66, весело смеялись на каждой кочке горной дороги, с интересом мыли шлихи, ковырялись в рудах Коммунара, выискивая крупицы золота, и копались руками в грязи коры выветривания Татарского месторождения в поисках кристаллов пирохлора.

Результат? Новые совместные проекты, которые мы вместе с коллегами из Университета имени Лейбница намерены реализовать и сейчас планируем создать международные студенческие коллективы.

Так выглядит кристалл пирохлора

Впечатления? Во-первых, все немецкие студенты свободно говорят на английском (этот язык был у нас «рабочим»), чего, к великому сожалению, нельзя сказать о подавляющем большинстве наших студентов и аспирантов. Во-вторых, мы посетили множество рудников и везде встретили благожелательный приём, за что приносим благодарность руководству предприятий. Достаточно сказать, что горнодобывающие компании не так часто пускают на свои месторождения экскурсии, а за рубежом нередко требуют оплаты. В-третьих, стиль общения немецких студентов и профессоров для нас несколько необычен, но лично мне напомнил КЛШ. Вообще, студенты из Германии имеют гораздо больше возможностей посещения разных мест. Эти образовательные поездки поддерживаются ДААД (Германской службой академических обменов), университетом, да и сами студенты вносят свои деньги. Конечно, большинство немецких студентов относятся к категории обеспеченных. Многие из них побывали с подобными поездками во многих странах. Например, часть студентов недавно побывала в Омане, где они знакомились с офиолитами; наш коллега Ренат Альмеев – выпускник МГУ, работающий в Ганновере, прибыл в Красноярск с Камчатки, где с группой германских студентов и профессоров изучал современный вулканизм. Сейчас он от университета поехал в Японию. Одна из участниц конференции – Конни – сейчас на Гавайях занимается исследованием железомарганцевых конкреций. Нам такая мобильность и не снилась.

Я окончательно убедился, что попытка внедрения у нас системы образования в области наук о Земле с включением всего понемногу (я говорю о дисциплинах) в рамках Болонского соглашения, – неприемлема для российских условий. Такая система будет губительна для качества подготовки специалистов: они просто никому здесь в России не будут нужны. Такое же мнение высказывали и коллеги из Ганновера, где внедрены только отдельные пункты этого соглашения».

Кирилл Веселов

«В первый вечер, как только мы приехали, была очень хорошая погода, и мы все дружно пошли купаться. Немецким друзьям очень понравилась чистая, прозрачная и прохладная вода озера Иткуль, они купались несколько часов, пока им не стало холодно. Позже в этот же вечер в лагере был устроен большой костёр, и здесь все познакомились, узнали много друг о друге и просто подружились.
Каждый день мы ездили на экскурсии. Немецкой делегации очень понравился русский транспорт и русские дороги. На ПАЗиках разъезжать по бездорожью Хакасии – это такой адреналин, которого наши друзья, думаю, долго не забудут. А когда мы ехали в кузове ГАЗа по горной дороге, немцы радостно фотографировались со словами: «А теперь последнее фото» – но обошлось.
А еще мы показали им русскую баню. Сначала, когда им объяснили, что это такое и как надо париться вениками, они испугались, но когда попробовали, то просто влюбились в неё».

Средняя оценка: 5 (проголосовало: 2)