Европа становится ближе

Все большее число институтов СФУ переходит на обучение по кредитно-рейтинговой системе. Среди студентов университета есть те, кто в этой системе уже прекрасно разбирается, другие – боятся этого перехода, а многие – ничего об этом не знают.

Огромную работу по формированию новой схемы ведения учебного процесса вместе с университетской рабочей группой провел Институт фундаментальной подготовки: подготовлены нормативная база, программы, учебно-методические комплексы дисциплин – единые для университета.

В прошлом учебном году, начиная со второго семестра, модульная кредитно-рейтинговая схема прошла апробацию на первом курсе. Перемены приближают наш вуз к болонским стандартам, а это и мобильность студента, и международное признание – аккредитация образовательно-профессиональных программ.

Для справки. При модульной системе учебный год может разбиваться не на два семестра, а на несколько модулей (от 3 до 6). В течение каждого модуля студенты интенсивно изучают ограниченное количество дисциплин. Один академический кредит по методике Министерства образования соответствует 36 академическим часам или 27 астрономическим часам общей трудоемкости учебного процесса.
Флагманом внедрения болонских стандартов является Российский университет дружбы народов. СФУ – тоже в числе лидеров. Суть в том, что оценка знаний студентов проводится не единоразово, на экзамене, а мониторится в течение всего периода обучения. Только 50% будущей средневзвешенной оценки студент получает на экзамене, другую половину – за текущую работу. Это мотивирует его к постоянным занятиям, исключает момент случайности.

– Не секрет, что отсутствие у студента мотивации к самостоятельной работе – наш бич, – признает директор Института фундаментальной подготовки СФУ В.М. Журавлев. – Человек должен 27 часов в неделю работать дома и столько же – в аудитории. Опросы показали совсем другую картину: дома студент работает в среднем не более 12 часов в неделю. Кредитно-рейтинговая схема как раз стимулирует на самостоятельную работу. Университет предлагает и другие плюсы системы: студент может изучать дисциплину поближе к месту жительства или выбрать кафедры, более оснащенные, на его взгляд, или те, где выше лекторское мастерство. Словом, студент свободен в выборе. Ещё одно преимущество – большое количество дисциплин по выбору. Причем студент какие-то курсы может слушать в одном университете, а какие-то – в другом.
– Вы имеете в виду исключительно российские вузы?
– Отнюдь. Новая схема подразумевает и международную мобильность студентов. Наш университет будет готов заключить соглашения с университетами Российской Федерации и всего мира по принятым стандартным соглашениям. Взаимное признание образовательных программ позволит студенту получать образование по сложным траекториям. Он не будет привязан к отдельной академической группе, а получив случайную «тройку», не лишится стипендии.
– Но студентам, а в особенности первокурсникам, очевидно, нужен будет компас, чтобы не растеряться и не заблудиться в столь бурном учебном потоке…
– С группой студентов должен работать тьютор. Миссия академического наставника как раз в том и состоит, чтобы помочь сориентироваться, выбрать образовательную траекторию. К примеру, поступил человек на техническую специальность, тьютор так поможет организовать учебный процесс, чтобы его подопечный мог с наименьшими усилиями сменить специальность или получить второе высшее образование – экономическое, юридическое и т.п. Наставник может показать студенту, какие горизонты ему откроются, если он сдаст дополнительно ту или иную группу дисциплин из разряда «курсы по выбору».
– Какие ещё преимущества таит в себе кредитно-рейтинговая схема?
– Она позволяет студенту оценивать себя среди товарищей по рейтингу в группе, на курсе, в университете. Перед началом обучения студент получает лист контрольных мероприятий, где отмечено, какие дисциплины и когда он должен сдать, какие кредиты (зачетные единицы) он зарабатывает. Можно распределять свои усилия: допустим, меньше времени потратить на физкультуру и больше – на математику. Студент точно знает, за какие виды работы и сколько зачетных единиц ему будет начисляться. В течение года он должен освоить не менее 60 зачетных единиц.
– Как воспринимается новшество?
– Не все студенты привыкли и хотят работать непрерывно. Преподаватели, ознакомившись с системой оценки знаний, структурировав свои курсы, теперь являются ярыми сторонниками новой схемы организации учебного процесса.
– Ваш институт разработал инновационные учебно-методические комплексы дисциплин (УМКД). В чем их особенность?
– Особую ценность представляют презентации лекций, электронные задачники, тестирующие электронные системы, которые дают студенту полную картину того, какие разделы он ещё не освоил. Материалы УМКД структурированы, разделены на модули и четко указано время, когда и какой модуль может изучаться.

В помощь первокурсникам ИФП готов предоставить адаптационные курсы – дополнительные занятия по программе общего полного среднего образования.

– А не проще ли начинать такую работу раньше, со школьниками – потенциальными абитуриентами?
– В ближайшей перспективе, а возможно уже 1 октября этого года, мы готовы открыть интерактивную школу для старшеклассников. Школьники смогли бы осваивать учебные материалы, сдавать тесты и получать подробнейшие консультации. Не секрет, что многие ученики имеют слабую подготовку за курс общего среднего образования, не понимают терминологию, а впоследствии не могут осваивать университетскую программу. Не хватает начальных стартовых знаний. Задача интерактивной школы так провести занятия, чтобы ликвидировать пробелы в знаниях, сделать процесс обучения, во-первых, интересным, а во-вторых, посильным для слушателей.

Вера КИРИЧЕНКО

Похожие материалы