Что препятствует новому научному качеству

О Центре коллективного пользования газета рассказывала не раз, подчёркивая его уникальность как структурного звена в новой концепции реформирования высшего образования. И на этот раз повод достаточно красноречивый: в конце прошлого года коллективу рентгеновского отделения ЦКП удалось выиграть сразу два гранта федеральной программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы по направлению «Физические методы исследования химических соединений». Руководителем одного из них является начальник отделения Игорь Якимов, кандидат технических наук, известный специалист в области рентгеноструктурного анализа поликристаллов.

– Игорь Степанович, получить сразу два гранта по одному направлению в масштабах России – достижение исключительное?

– Скажу честно, хотя мы подали две заявки, но более чем на один грант не рассчитывали. С удивлением узнали результаты конкурсов. По первому гранту мы заняли 2-е место из 79, а по второму – 5-е из 72 поданных заявок, опередив ведущие университеты и институты РАН. При этом общее количество выданных грантов составило около 25% от числа заявителей.

– Чему посвящена тематика грантов?

– Развитию методов рентгеновского дифракционного анализа поликристаллических веществ и материалов. Такой анализ является универсальным и весьма эффективным инструментом для исследований в различных областях: от минерального сырья и продуктов его переработки до новых функциональных материалов, фармацевтических препаратов и нанокомпозитов. Темой первого гранта является разработка методов и математического обеспечения структурно-чувствительного фазового анализа сложных многофазных поликристаллов. Темой второго – разработка метода эволюционной глобальной оптимизации для определения атомной кристаллической структуры новых поликристаллических веществ. В последнее время в этих направлениях работают учёные в десятках университетских и исследовательских лабораторий мира. Мы предложили своё решение ряда проблем в этих областях.


На фото: молодёжная часть рентгеновского отделения ЦКП с И.С. Якимовым

– По-видимому, у коллектива есть существенные достижения в этих направлениях?

– Не побоюсь сказать, что за последние десятилетия в Красноярске сложилась неформальная научная школа мирового уровня в области некоторых направлений рентгеноструктурного анализа. В области исследований структуры и фазовых переходов в кристаллах её возглавляет академик К.С. Александров. В области рентгеноструктурного анализа поликристаллов и мезоструктурированных наноматериалов лидером является зав. лабораторией структурных и спектральных исследований Института химии и химической технологии СО РАН д.х.н. С.Д. Кирик. В области рентгеноструктурного фазового анализа – ваш покорный слуга. Чтобы не быть голословным, сошлюсь, например, на свою разработку «Информационно-поисковая система рентгенофазовой идентификации состава материалов», которая заняла 2-е место в конкурсе Search-Match Round Robin-2002, проведённом под эгидой международного союза кристаллографов, опередив такие известные идентификационные системы, как CSM – Oxsford Cryosystems и Highscore – Philips. Сейчас эта система внедрена в десятках лабораторий России.

Поэтому естественно, что хотя ядром коллективов обоих грантов являются сотрудники и аспиранты рентгеновского отделения ЦКП, в работу вовлечены и известные красноярские учёные. Это уже упомянутый профессор С.Д. Кирик, крупный специалист в области эволюционных алгоритмов профессор СибГАУ, д.т.н. Е.С. Семёнкин, научный сотрудник ИХХТ СО РАН Л.А. Соловьёв, который, по данным междисциплинарного научного сервера РФФИ (www.scientific.ru), является самым цитируемым учёным Красноярска за период 2002-2009 гг., имеющим индекс цитирования CI7, равный 498. Конечно, с такими силами мы рассчитываем на успешное выполнение грантов.

– Расскажите подробнее о рентгеновском отделении ЦКП.

– Отделение имеет богатую 30-летнюю историю, ряд достижений и... проблем. В 1978 году в Институте цветных металлов была образована общеинститутская научно-исследовательская физико-химическая лаборатория (НИФХЛ), укомплектованная Норильским ГМК первоклассными на тот период рентгеновскими и другими научными приборами. Лаборатория выполняла аналитическое обеспечение НИР и учебного процесса, функционировала как центр коллективного пользования и имела в штате около 20 научных сотрудников плюс сервисный персонал – всего до 30 человек. В трудные 90-е годы штат пришлось сократить вдвое, тем не менее, руководство института сохранило кадровое ядро специалистов-аналитиков, поскольку современная наука невозможна без использования научной приборной и аналитической базы.

В 2000 году был проведён уникальный образовательный эксперимент – создана учебно-исследовательская кафедра-лаборатория «Физико-химия процессов и материалов» под руководством профессора А.Ф. Шиманского, в состав которой в качестве исследовательского подразделения целиком вошла НИФХЛ (с сохранением за ней также и функций ЦКП). Основной задачей кафедры-лаборатории являлась подготовка инженеров-физиков, владеющих комплексом физико-химических методов исследования и анализа. В штате НИФХЛ в тот период было 12 научных сотрудников.

В начале 2008 г. НИФХЛ была выведена из состава кафедры и на её базе было сформировано рентгеновское отделение ЦКП, состоящее из двух лабораторий, оснащённых новейшими современными научными приборами. К сожалению, при этом все сотрудники были переведены из категории научных сотрудников в категорию учебно-вспомогательного персонала с понижением ставок на 1-2 разряда, например, из с.н.с. 15-го разряда в электроника 13-го разряда и из н.с. 13-го разряда – в инженера 11 разряда. Более того, были отменены надбавки за научную степень как непредусмотренные для УВП. Сотрудникам было дано объяснение, что это временно и связано с переходным периодом, однако «воз и ныне там». Разумеется, вследствие этого некоторые специалисты, в том числе один доктор наук, уволились.

Учитывая то, что основным сотрудникам уже давно за пятьдесят, мы с профессором А.Ф. Шиманским ещё в период работы в составе кафедры-лаборатории взяли курс на подготовку молодых научных кадров. Аспиранты и подающие надежды студенты 3-5 курсов привлекаются к участию в НИР (в т.ч. и в вышеупомянутых грантах), для них проводятся регулярные научные семинары, в ходе которых подбираются новые кандидатуры в аспирантуру. Сейчас в штате рентгеновского отделения 5 кандидатов наук, двое из которых успешно защитили диссертации, уже работая в ЦКП, и 4 аспиранта; сам я в этом году планирую защиту докторской диссертации.

В отделении выполняются аналитические исследования около двух с половиной тысяч образцов самых разнообразных материалов для 15-20 кафедр из шести институтов СФУ ежегодно. При решении насущных проблем мы могли бы увеличить их количество ещё в полтора-два раза, хотя и сейчас выполняем анализов значительно больше, чем все остальные лаборатории ЦКП.

– Какие проблемы Вы имеете в виду?

– Во-первых, это статус и оплата сотрудников. Рентгеновские методы исследования, как и большинство других методов в ЦКП, являются наукоёмкими и требуют научной квалификации аналитиков. Такая работа должна выполняться отнюдь не учебно-вспомогательным персоналом; это как если бы вас лечили не врачи, а медсёстры. Все кандидаты наук в ЦКП должны занимать должности научных или старших научных сотрудников с соответствующей зарплатой и получать надбавки за научную степень, сотрудники – аспиранты, начиная со второго года обучения, должность младших научных сотрудников, завлабы – избираться по конкурсу. Тогда для молодёжи будет ясная перспектива роста, которая сейчас в ЦКП напрочь отсутствует.

Что касается других проблем отделения: в декабре прошлого года комиссия по аттестации рабочих мест СФУ приняла решение о снижении с 24% до 4% надбавок к зарплате за работу с вредным для здоровья рентгеновским излучением. Основанием являлось то, что все приборы имеют защиту, а сделанные замеры радиации показывают, что облучение сотрудников не превышает нормы, и поэтому, якобы, работа на приборах – безопасна. При этом риски облучения, связанные с настройкой и нештатными ситуациями работы приборов, за что, собственно, законодательством и предусмотрена надбавка, не учтены. Это же не флюорографический кабинет, где «трубка» включается на секунду, чтобы сделать снимок, здесь рентгеновские приборы той же мощности работают весь день. В результате уровень зарплаты понизился ещё на 20%. Очевидно, всё вышеперечисленное, если руководство СФУ не примет соответствующих решений, рано или поздно приведёт к увольнению специалистов и развалу нашего успешно развивавшегося в течение 30 лет подразделения.

– А как же гранты?

– Гранты выигрываются не всегда. К тому же это оплата за научные исследования и трудоёмкую разработку математического обеспечения, а не за анализ тысяч не имеющих к ним отношения образцов. Другое дело, что всё разработанное математическое обеспечение будет внедрено в ЦКП и повысит производительность и качество рентгеновских исследований, но это будет ещё через два года.

Если говорить в целом о ЦКП, в СФУ он образован в 2007 году в рамках инновационной образовательной программы, одним из разработчиков которой являлся и я. Речь шла о четырёх этапах создания и развития ЦКП. Первые два этапа, заключавшиеся в закупке и запуске современных научных аналитических приборов и подборе кадрового ядра специалистов, успешно выполнены. Здесь надо отдать должное директору ЦКП С.В. Качину, который почти на одном энтузиазме сумел привлечь высококвалифицированных аналитиков – докторов и кандидатов наук, в т.ч. и мирового уровня. На третьем этапе предусматривалось формирование и обучение необходимого штата аналитиков и параллельное внедрение механизма взаимодействия между учёными СФУ и специалистами ЦКП, стимулирующего использование базы Центра в научных исследованиях и учебном процессе. При этом именно механизм взаимодействия, наряду с концентрацией в одном месте взаимодополняющих друг друга аналитических методов и кадров, и ставился во главу проекта, т.к. должен был обеспечить синергетический эффект, направленный на развитие научных исследований в СФУ.

Однако, этот этап не был выполнен из-за отсутствия соответствующих ставок. Для эффективного использования приборной базы необходимо, в среднем, по два человека на каждый наукоёмкий прибор. Условно, лаборант для непосредственной работы на приборе и специалист по методам анализа (кандидат наук) для квалифицированной обработки сложных аналитических данных и разработки новых методов анализа различных классов исследуемых объектов.

Пока этого не будет сделано, получится, что почти полмиллиарда рублей, затраченных на приобретение наисовременнейшего оборудования, останутся без должной отдачи.

Четвёртый этап предусматривал инновационный путь развития с частичной самоокупаемостью ЦКП. Замечу, что попытки подтолкнуть ЦКП со второго сразу на четвёртый этап вряд ли приведут к чему-нибудь хорошему.

– И всё же каким Вам представляется будущее ЦКП?

– ЦКП СФУ – довольно уникальное явление в системе высшего образования России, а его целесообразность для университета очевидна. Поэтому я в этом плане – оптимист! Надеюсь, что с переходом СФУ в статус автономного учреждения у руководства будет больше возможностей, оно найдёт решение существующих проблем, и ЦКП, как и было запланировано, заработает с полной отдачей.

Любовь Габербуш

Похожие материалы