«Чем дальнее, тем страньше!»

В кино ходила Анна МЕРЗЛЯКОВА

Фильм: Алиса в стране чудес
Режиссёр: Тим Бёртон
США, 2010

«Что остаётся от сказки потом, после того, как её рассказали?»
Виниловый диск «Алиса в стране чудес» 1976 года. Тексты и мелодии Владимира Высоцкого

Киноинтерпретаций «Алисы в стране чудес» за полуторавековую историю книги Льюиса Кэррола было тысяча и одна: немой чёрно-белый фильм 1903 года Сесиля Хепуорта, диснеевская мультверсия 1951 года, где Алиса похожа одновременно и на Золушку, и на Белоснежку, «сделанный в СССР» мультик Пружанского, страшная и сюрреалистичная «Алиса» Яна Шванкмайера и др. Вот и главный поп-фантазёр Голливуда Тим Бёртон взялся за известный сюжет, и, как водится, по-своему его перекроил.

Тоненькая 19-летняя Алиса (Миа Васиковска), сбегая от скучного аристократического общества и потенциального жениха с расстройством желудка, снова ныряет в нору за Белым Кроликом и оказывается в стране чудес. Только спустя много лет «чудесатого» в подземной стране осталось мало: власть захвачена большеголовой крикливой Королевой Червей (Хелена Бонем Картер), держащей у себя под каблуком то ли войско карт, то ли рыжих тараканов, Червового Валета-фаворита и таинственного Бормоглота. По-своему «с прибабахом» Белая Королева (Энн Хэтэуэй) сидит в опале в своём замке, а мирные граждане страны чудес во главе с Безумным Шляпником (Джони Депп) и воинственной мышью Соней мечтают о свержении жестокой Королевы. Придурковатые жители сомневаются, их ли это Алиса, которая в «Бравный день» должна убить Бормоглота и восстановить мир? «Это всего лишь сон», – по привычке подумает Алиса, больно ущипнёт себя и тоже засомневается.

Разгадать кэрроловскую загадку «Чем ворон похож на письменный стол?» едва ли кому-то удастся, а вот ответы на вопрос «Чем фильм Бёртона отличается от книги Чарльза Джонсона?» дать вполне по силам. Режиссёр даёт своей Алисе ключик не от бредовой вселенной, а от вполне понятного нам мира, в котором реальность и абсурд превращаются в пугающую гротескную смесь. У Бёртона все по-взрослому. Многолетняя война Белой и Красной Королевы покрыта семейной тайной, страна чудес условно расколота на «тиранов» и «либералов», от имени которых Шляпник, словно на демонстрации, призывает угнетённых жителей к оружию. Сама же Алиса неожиданно сталкивается с недетской проблемой выбора. Бессмысленные блуждания кэролловской Алисы сменяются знакомой миссионерской схемой: принять добрую сторону / добыть оружие / выиграть смертельный бой. Бёртоновская героиня уже не плывёт по течению в «море слёз», она – юная Жанна Д`Арк в блестящих доспехах.

Рассказать о мрачноватой реальности, чехарде власти и мировом сумасшествии, конечно, эффективнее через призму сказки. И Бёртон, наделив волшебных персонажей человеческим состраданием, отчаянием, рефлексией и острым умом, выигрывает. Ведь в то, что мир будет спасён, зритель скорее поверит словам обаятельного Чеширского кота, чем взрослому дяденьке с бицепсами и крутой пушкой. Но обаяние кэролловской сказки заканчивается там, где начинается логика и здравый смысл, где перестают задаваться глупыми вопросами (вроде «Едят ли мошки кошек?») и решают глобальные проблемы, где знают, куда идти и что делать, где на пути неизвестного встаёт знакомое. Побежав не за Белым Кроликом, а за студией Disney, компьютерной графикой и модным 3D, Тим Бёртон проиграл, превратив «Алису в стране чудес» в хорошо сделанный волшебный блокбастер и лишив себя возможности присоединиться к «любопытственным» интерпретаторам любимой всеми сказки. Да и самого Бёртона, способного создавать уникальные авторские миры, как в «Крупной рыбе» или «Эдварде Руки-Ножницы», в новом фильме оказывается предательски мало. Ярче всего о том, что создатель «Кошмара перед Рождеством» приложил свою руку, говорит мрачный готический лес с фирменными завитушками и сцена безумного чаепития у Шляпника. А светящиеся грибы, небо в тревожных облаках и чудо-юдо Бормоглота могут нарисовать создатели «Гарри Поттера», «Хроник Нарнии» и прочие любители тиражировать сказки.

Похожие материалы