Хотите ли вы быть хозяином природы?
Абитуриенту-2010

Мы привыкли к тому, что все вещи имеют своих владельцев. Но есть объекты, у которых владельцев нет. Это воздух, воды рек и океанов, многие растения и животные, обитающие на суше, в воде и в воздухе, озоновый слой, защищающий нас от губительного излучения Солнца, наконец, генетические ресурсы, проявляющиеся в разнообразии живой природы. Можно говорить, что владельцем этих экологических ресурсов являются все люди на планете.


Действительно, нам не нужно платить за потребление такого природного ресурса, как воздух. Но это не значит, что не нужно управлять использованием экологических ресурсов. Современному обществу требуются специалисты-экологи, которые могли бы управлять использованием экологических ресурсов.

Экология и природопользование сегодня – это комплекс знаний и методов, позволяющих изучать и управлять природными ресурсами на основании принципов рационального природопользования. Именно таких высококвалифицированных специалистов в области управления состоянием природной среды и поддержания её в устойчивом состоянии, управления отношениями между людьми по поводу окружающей среды, организации неистощительного использования природных ресурсов готовят в СФУ.


Важнейшими из экологических объектов, которые изучаются экологами университета, являются лес, популяции животных и птиц, вредные лесные насекомые.

Сибирские леса –

не только источник древесины, ягод, грибов, лекарственных трав. Наши сибирские леса «помнят», какими были климатические условия на планете в далёком прошлом. В годичных кольцах древесных растений на особом «языке» записана информация о климатических условиях в годы формирования колец сотни и тысячи лет назад. В СФУ готовят специалистов в области дендроклиматологии, владеющих методами извлечения климатической информации из особенностей строения древесных колец и способных проводить модельные реконструкции климата в прошлом.

Но для того, чтобы можно было пользоваться лесными ресурсами, их нужно защищать – прежде всего от лесных насекомых, способных за два-три года уничтожить насаждение. Популяция сибирского шелкопряда, например, в ходе вспышки массового размножения может уничтожить насаждения на территории в сотни тысяч гектаров. Такая вспышка массового размножения – явление планетарного масштаба, экологическая катастрофа. И не случайно три с половиной тысячи лет назад в первом в мировой литературе упоминании об экологических катастрофах – в библейской книге Исхода – описывалась именно вспышка массового размножения насекомых. «И напала саранча на всю землю Египетскую… она покрыла лицо всей земли, так что земли не было видно, и поела всю траву и все плоды древесные, и не осталось никакой зелени на деревьях и травы полевой во всей земле Египетской...». Понять механизм формирования вспышки массового размножения, определить условия, при которых возникает вспышка, спрогнозировать, что произойдёт с популяциями насекомых в ходе возможных глобальных изменений климата (не съедят ли тайгу лесные вредители) – всему этому учат в СФУ. Если российские студенты, да и студенты из других стран мира, хотят стать энтомологами – специалистами по популяционной динамике, им нужно приезжать в Красноярск. Именно здесь Александр ИСАЕВ и Рем ХЛЕБОПРОС (ныне профессор СФУ) создали оригинальную научную школу специалистов по лесной энтомологии.

Оценка состояния природной среды –

важная задача экологии. Часто данные о концентрации в окружающей среде различных загрязнителей не позволяют ответить на вопрос о том, насколько ситуация опасна для живой природы. И поэтому нужны подготавливаемые в СФУ специалисты по биологическому контролю состояния окружающей среды, способные по биологическим тестам и биоиндикаторам определять состояние и степень воздействия загрязнения на биологические объекты (леса, водоёмы, почву), уровень загрязнения окружающей среды и состояния природных ландшафтов. Иногда экологические объекты – источник риска для человека, и тогда нужно изучать, например, способны ли перелётные птицы приносить вирусы гриппа. Специалистов, способных решать такие проблемы, также готовят в СФУ.

Современная экология – полевая наука: сотрудники и студенты СФУ работают в многочисленных экспедициях – и не только в России, но и в странах Северной Америки, Центральной Азии, Европы. Многочисленные доклады на престижных международных конференциях, статьи, монографии поддерживают престиж сибирских экологов. Учёные-экологи СФУ – лауреаты Национальной экологической премии им.
В.И. Вернадского за 2009 год.


В современной науке трудно решать проблемы без участия коллег-учёных из других городов и других стран. Поэтому научными партнёрами СФУ являются институты Красноярского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук (Институт леса им. В.Н. Сукачёва, Институт биофизики), Центрально-Европейский университет (Венгрия), Междисциплинарный центр биологии/экологии Университета Фрайберга (Германия) и другие российские и международные научные и образовательные структуры, занятые проблемами экологии и оптимизации природопользования. Финансирование научных исследований экологических систем Сибири осуществляют такие авторитетные организации, как Российский фонд фундаментальных исследований, Американский фонд поддержки гражданских исследований, банк Santander (Испания).

Где работают выпускники отделения

>> Департамент природопользования администрации Красноярского края,
>> Управление по охране природы администрации г. Красноярска,
>> Государственные природные заповедники Сибири,
>> Кадастровая палата,
>> Российское отделение WWF,
>> Дирекция по особо охраняемым природным территориям Красноярского края,
>> Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору,
>> Сибирский федеральный университет,
>> Красноярский геологический центр «КрасГеоНац»,
>> Управление Россельхознадзора по Красноярскому краю,
>> Краевая метеослужба,
>> Горно-химический комбинат (г. Железногорск),
>> Золотодобывающая компания «Полюс» (г. Северо-Енисейск),
>> Красноярский научно-исследовательский производственный институт нефти.

Набор 2010 года

На специальность «Экология» (обучение 5 лет, набор 15 человек) требуется сдать следующие экзамены: биология, математика, русский язык.

На направление «Экология и природопользование» (обучение 4 года, присуждается степень «Бакалавр экологии и природопользования», набор 30 человек): география, математика, русский язык.

После бакалавриата возможно поступить в магистратуру по направлению «Экология и природопользование» (обучение 2 года), по окончании которой присуждается степень «Магистр экологии и природопользования».