С инновационного дна
Россию вытащат магистры

На прошлом – апрельском – учёном совете с докладом о состоянии научно-исследовательской работы СФУ выступил С.В. Верховец. Проректор по науке и международному сотрудничеству представил достаточно информативную презентацию.
Ppt0000002(.ppt, 6.96 Мб )

А мы хотим обратить особое внимание читателей на два момента: необходимость «скачка» инновационных процессов с первого на пятыйэтап развития и создание в СФУ сети магистерских центров.

Зададимся вопросом: почему экономические реформы в нашей стране идут с таким трудом? Потому что из пяти этапов эволюции инновационного процесса (по Рою Росвеллу) Россия находится фактически на ПЕРВОМ, сильно деградировав за период 90-х годов. Ещё хуже то, что за этот уровень продолжает цепляться сознание специалистов, производственников, преподавателей вузов и даже учёных РАН, и в этом-то, по мнению С.В. Верховца, заключается основная проблема.

Если наша задача перейти на 4-5 уровени — то вопрос: чем они в первую очередь характеризуются? На четвёртом уровне над одним и тем же запросом рынка параллельно работают несколько групп, и вся инновационная система прошита развитыми горизонтальными и вертикальными связями. Пятый уровень в дополнение к этому интенсивно использует информационные технологии, являющиеся сильнейшим катализатором инновационных процессов.

По мнению С.В. Верховца, для эффективности университета в этом смысле требуется, во-первых, переход от «чистых аудиторных часов» к кейсовой подготовке магистров. А во-вторых, от классической системы «институт — кафедра» к системе «колледж — магистерский центр», где колледж — это высшая школа, готовящая кадры с высшим образованием (способные работать на производстве), а магистерский центр — это подготовка специалистов для работы на более высоком уровне (развитие научно-технического прогресса). В этом направлении, кстати, идут МИСИС, ГУ ВШЭ и другие продвинутые вузы России.

Необходимыми условиями этого формата является обязательное наличие заказа (хоздоговоров, научно-исследовательских проектов, конструкторских работ в рамках федеральных и региональных целевых программ) по данному направлению, когда студент решает реальную задачу и получает зарплату за счёт проекта. И второе условие — конкурсность и академическая мобильность как преподавателей, так и студентов. Идти этим путём сложно, но придётся. Пока возможно поэтапное внедрение магистерских центров, в первую очередь — создание их по приоритетным направлениям СФУ, а также в рамках мощных научных школ.

Как именно всё это будет реализовываться? С.В. Верховец: «Учёный совет принял решение о формировании таких центров как концепцию. Фактически они в какой-то мере уже действуют в СФУ — такие как кафедра ЮНЕСКО (А. Лепешев), Центр научно-технических инновационных разработок (В. Кирко), Центр коллективного пользования (С. Качин). В таком формате работают Р. Хлебопрос, И. Гительзон.

Надеемся, и другие ведущие учёные университета будут формировать подобные расширенные — межинститутские и междисциплинарные — магистерские кафедры и центры».

Соб. инф.