Лаборатория альтернатив

Вы всё ещё считаете, что снеговик – это три снежных шара, взгромождённых один на другой? Тогда мы идём к вам...

Нижний ярус Красноярского музейного центра охвачен поясом произведений-фотоснимков. Это — очередной отчёт молодых архитекторов, представителей Лаборатории архитектуры и дизайна (ЛАД), о зимнем Арх-варении — выездном семинаре, «сезонном» выплеске креативных идей и возможностей их претворения.

У творческого союза ЛАД чёткие координаты: временные — существует с сентября 2007 года, человеческие — у истоков стоит выпускник архитектурного факультета СФУ АРТЁМ БЕГИШЕВ.

— Артём, поделитесь, пожалуйста, каким образом сформировалась концепция этого сообщества?

— Я выделю, пожалуй, несколько предпосылок. Во-первых, с самого начала обучения в институте в среде моих одногруппников (возможно, и на факультете в целом) витала мысль о недостаточности архитектурного образования в том виде, в каком оно традиционно существует в нашем вузе. Причём дело не в профессионализме преподавателей, а в образовательных стандартах. Теоретическая работа с будущими архитекторами ведётся в форме лекций, практическая сторона обучения заключается в том, что ты получаешь задание и в одиночестве трудишься над его выполнением, консультируясь исключительно с руководителем. Преобладает такой «школьно-ученический» подход: с каждого студента — по завершённому проекту, чтобы оценить: научился — не научился.

Мы, участники лаборатории, убеждены: один архитектор «в поле не воин», огромное значение имеет коллективное творчество. Именно поэтому предложили альтернативные формы работы — семинары и тренинги, позволяющие студентам собираться и совместными усилиями решать профессиональные проблемы, отвечать на те вопросы, которые реально волнуют на данный момент времени. Человек к нам приходит не для того, чтобы пассивно усвоить «разжёванный» лекционный материал, но приносит найденную (в книгах, журналах, Интернете) заранее осмысленную информацию по обсуждаемой проблеме; он готов поделиться ею с остальными, задаёт вопросы, вступает в диалог со своими коллегами. Подчёркиваю: это обмен актуальными сведениями из современных источников, ведь мы живём в ежесекундно меняющемся мире, и это в полной мере касается сферы искусства, архитектуры…

Во-вторых, в иностранных (и некоторых отечественных) вузах действует отлично зарекомендовавший себя принцип организации занятий «workshop» (в переводе с английского «мастерская»). Специальным образом организованный процесс работы в группе позволяет взглянуть на конкретную проблему объёмно, порой с самых неожиданных ракурсов. Именно этот принцип участники ЛАД сделали основой ежегодных (точнее даже — ежеполугодных, летних и зимних) арх-варений. Поверьте, это ни с чем не сравнимый опыт: выехать за город (нынешней зимой наш лагерь базировался на реке Шумиха за Дивногорском) недели на две и совместно, общими усилиями студентов, выпускников, аспирантов, при участии преподавателей пережить процесс сотворения арт-объектов от момента зарождения идеи до полного её визуального воплощения! Это настоящий мозговой штурм, концентрация всех умений, испытание способностей молодых людей, возможность реализовать самые неожиданные, нешаблонные профессиональные решения.

— Сколько участников обычно собирается для проведения этих самых «мастерских»?

— Человек 50, может чуть больше, с учётом гостей: профессиональных красноярских архитекторов и наших единомышленников — инициативных студентов из других городов Сибири. Вообще представители лаборатории очень стараются обзаводиться контактами как с российскими, так и особенно с зарубежными специалистами в области архитектуры и дизайна. Например, уже больше года ведётся переписка с представителями знаковой для современного архитектурного сообщества датской компании BIG – Bjarke Ingels Group (Бьорк Ингельс Групп). В мечтах и планах – пригласить в наш вуз датских, голландских, английских специалистов, тех, кто сейчас задаёт тон в мире архитектуры и строительства: очень важно «обогащаться» такого рода встречами, чтобы не застревать в рамках одного города, одной профессиональной школы.

— Расскажите о первой выставке, организованной участниками лаборатории. Два года назад она вызвала повышенный интерес представителей власти и городских СМИ...

— Действительно, прошедшую в апреле 2008 г. в стенах красноярского Дома художников выставку «Красноярск. Город. Среда» посетили заместитель губернатора Н.С. Глушков и руководитель краевой службы по контролю в области градостроительной деятельности К.Ю. Шумов. Спонсорскую поддержку в проведении мероприятия оказало руководство компании «Монолитхолдинг». Замечательно, что мы с первых же шагов оказались услышанными и «увиденными». Кстати, поддержка со стороны краевых и городских властей выразилась, в том числе, в привлечении студентов к обустройству Красноярска; в частности, будущие архитекторы участвовали в конкурсе проектов реконструкции улицы Цветочной наряду с опытными профессионалами, работниками проектных бюро.

— Название следующей выставки, в которой участвовали представители ЛАД, — «Красноярск — город-магнит». Очевидно, что в основе этих ежегодных выставок лежат идеи развития и благоустройства городской среды. А вокруг каких тем «варятся» сезонные арх-варения?

— О, темы самые разнообразные и по возможности философские, «ёмкие», оставляющие простор для осмысления и интерпретаций. Например, нынешняя выставка в музейном центре — это фотофиксация произведений на тему «Заблуждение». Снег, лёд, лес, полузамерзшие речные проруби, студенты-творцы и их творения. Вот девушка сидит под чем-то эдаким (напоминающим гигантский перевёрнутый валенок. — прим. корреспондента). Как думаете, что это? Ответ — снеговик. Так что очень может статься, «традиционные» колобково-морковные человечки — это всего лишь заблуждение.

— Как вы считаете, строительный бум последнего десятилетия идёт на пользу архитектурному облику Красноярска?

— Скорее наоборот. Появление новых спальных районов и особенно торопливая, не всегда корректная застройка исторического центра размывает и без того неустойчивый образ нашего города. Хотя это не местечковая проблема, то же самое происходит в столице. Больше всего удивляет позиция горожан, точнее, её отсутствие. В тех же Британии или Дании застройщику приходится считаться с мнением жителей города, которые могут вмешаться, если планирующиеся объекты угрожают нарушить гармонию и целостность архитектурной среды.

Участники Лаборатории архитектуры и дизайна сейчас обсуждают возможность приглашать на тренинги и семинары людей, не имеющих архитектурного образования. Возможно, это станет импульсом к ликвидации архитектурной безграмотности и, следовательно, безразличия. Лаборатория открыта для всех заинтересованных, объявления о её работе выкладываются в том числе на сайте Красноярского союза архитекторов.

Татьяна МОРДВИНОВА

Похожие материалы