Life style: формат, который в тренде

Этой весной конкурс «ТЭФИ-Регион» вновь собрал журналистов со всех уголков России, на этот раз – работающих в направлении «развлекательное телевещание».

Журналисты съехались в Ярославль перед празднованием тысячелетия этого города. Дату грандиозного праздника из-за масштабной подготовки перенесли с мая на сентябрь, так что у Ярославля в запасе есть ещё несколько месяцев. Участники же «ТЭФИ-Регион» такого подарка, как дополнительное время, не получили. Трёхдневный марафон по повышению квалификации размыл границу между сутками и превратился в длинное, но, между тем, яркое событие — один день из тысячи лет в истории древнего города. Мастер-классы шли один за другим в темпе бешеного вальса. Один из них — тренинг «Жанр Life style…», посвящённый программам об образе жизни, от Елены АФАНАСЬЕВОЙ, директора дирекции креативного планирования Первого канала.

Редкий региональный канал может вещать самостоятельно – без помощи сетевого партнёра, даже полдня. Обычно его программная сетка очень лаконична, если не сказать, бедна: новости в одинаковых сине-зелёно-красных студиях с похожими друг на друга ведущими; развлекательная программа наподобие «Афиши» — о том, что будет на выходных; возможно, какой-нибудь документальный фильм раз в месяц или программа для детей. Красноярскому зрителю в этом смысле, с одной стороны, повезло. Кроме новостей местные телеканалы предлагают и деловые («Дела»), и автомобильные («Коробка передач»), и утренние («Новое утро») программы; передачи, посвящённые техническим новинкам («Веб-экспресс») и известным личностям города («Мой Красноярск», «Истории успеха»). С другой стороны, большинство развлекательных передач делаются в одном ключе: студия, ведущий, гость, сюжеты (нужное подчеркнуть). Поэтому при всём формальном многообразии выбор у зрителя, по сути, небольшой – между монотонной программой местных телевизионщиков, федеральным каналом-конкурентом и красной кнопкой «выкл.». То, что ни одна из красноярских программ, заявленных в конкурсе «ТЭФИ-Регион», не попала в тройку финалистов, тоже печальный показатель.

У скудного телерациона, конечно же, есть свои причины. Ни один из каналов не хочет рисковать и экспериментировать в поисках свежей подачи информационного или развлекательного блюда. Зачем? Ведь всё уже придумано. И эта мысль не лишена смысла. Конечно, здорово выпускать свои программы, но и в заимствовании тоже нет ничего плохого. Например, «Поле чудес» — это формат американской телекомпании АВС. Влад Листьев честно скопировал программу, сидя во французском кафе вместе с Анатолием Лысенко в 1990-м году. Тогда на советском ТВ ещё не знали о возможности купить идею. Но за годы в эфире «Поле чудес» настолько изменилось и стало отличаться от оригинала, что когда уже в 2000-х представители АВС хотели подать в суд за незаконное использование формата, их юристы оказались бессильны. Они просто не смогли найти предмета для иска, придя к выводу, что это уже не передача-кроссворд, где угадывают слово, а шоу общения игроков с ведущим. Таким образом, появился «новый формат — общение страны с Леонидом Якубовичем». Проблема как раз не в отсутствии идеи, а в её воплощении.

Просматривая конкурсные работы, Елена Афанасьева заметила, что во многих утренних информационных программах есть много любопытных Life style-рубрик (кулинария, мода и т.д.), которые вполне могли бы стать отдельными Life style-шоу: «На Первом канале, как минимум, две программы «выросли» из «Доброго утра». «ОТК» превратилось в «Контрольную закупку», и сейчас Елена Чекалова дебютировала в программе «Счастье есть!». Если это интересно зрителю, и они смотрят это в коротком формате, то дальше ваша задача —из трёх минут придумать программу».

Любопытно, что на западном ТВ, в отличие от нашего, передачи об образе жизни — «основной хлеб»; это программы, делающие рейтинг на местных каналах. У нас же мыслят старыми формами и облекают, например, тему истории какого-нибудь места в городе в формат нудного документального фильма с унылой кинохроникой.

А между тем, если театр начинается с вешалки, то передача начинается как раз с формата. Формат — это тоже своего рода «вешалка». Но, видимо, для многих она слишком причудливой формы, потому как большинство журналистов, слушавших тренинг Елены, на её вопрос «Что такое формат?» начинали пересказывать сюжет либо называть отдельные форматообразующие элементы своей программы.

По мнению же тренера, структура любой успешной передачи должна напоминать аттракцион «Американские горки», с его захватывающими взлётами и леденящими падениями, интервалы между которыми очень точно просчитаны. Вот некоторые советы по таким теле-инженерно-сценарным выкладкам: «Нужно разбить всю программу на отдельные рубрики. Появляется специалист, который даёт ценные практические советы. Плюс компьютерная графика… В идеале, надо придумывать соревнования. Когда появляется азарт состязания, зрители включаются и болеют за кого-то…А в конце происходит вот это финальное «Ах!». Именно ради него, этого финального катарсиса, зритель всё равно будет ждать конца программы, даже если ему не интересны герои».

Жанр Life style не требует колоссальных финансовых вложений, и это несомненный плюс. Всё может сниматься в рамках аристократической аскезы или же наоборот. Интерьеры, в которых развивалось действие, после первого же выпуска программы войдут во все учебники по журналистике как последнее слово коммуникативного дизайна. К тому же сами создатели передачи в жанре Life style могут на ней неплохо заработать: «Показывайте и называйте стоимость вещей из магазин спонсора, — предлагает Елена. — Тогда всё это из навязанного вставного спонсорского сюжета превращается у вас в конкретную информацию. Соответственно, тоже самое работает и с программой переделки домов. Например, какие-то конторы на вашем рынке хотели бы продвигать свои технологии строительства, свои материалы».

Существуют и неудачные примеры Life style. Например, программа «То, что ты ешь» на телеканале «Россия-1», скопированная с британского образца. Проект убедительно доказал, что в России люди не следят за своим питанием столь тщательно, как это делают англичане. Провальные передачи, кстати говоря, может спасти привлечение медийных персон. К слову, звёзды подозрительно приблизились к земле, если не упали на неё. Сегодня в России отсутствует институт звёзд, как таковой; каковым является, например, Голливуд в Америке. Так, по теории Константина Эрнста, звёзды для наших зрителей и слушателей — это люди, которых мы знаем. Мы часто не видим их фильмы, мы не читали их книг, но мы знаем, в каком году они женились, когда развелись. Мы относимся к ним, как к нашим соседям. Я про него что-то знаю. Он это умеет. Значит, и я смогу.

От провала спасает и грамотное ведение. Причём, ведущий — это тот самый случай, когда человек может «попасть в телевизор» буквально с улицы. Просто мимо проходил… Елена Афанасьева: «Ищите ведущего… Вам интересно слушать вашего соседа в магазине? Зовите его в кадр. Вам понравился человек за прилавком на рынке — зовите. Ведущий — это 90% успеха в кадре. То, что вы за него делаете за кадром —этого никто не видит. Он же, ведущий, может испортить всё».

В общем, жанр Life style — это большое королевство, в котором есть где развернуться и поэкспериментировать. Темы подобных передач окружают нас в течение 24 часов в сутки: преображение, ремонт, кулинария, сделай сам, дизайн, экология и так далее. Самое интересное —это понять, что сейчас «выстрелит» — в какой именно информации нуждается аудитория, что ей интересно. Отчасти, определить это помогает профессиональное чутьё, умение держать хвост по ветру и чувствовать малейшее изменение его направления. Но, во многом, попадёт проект в аудиторию или нет — это лотерея, ведь каким бы хитрым лисом ни был автор, задача понять, а уж, тем более, предугадать зрительские желания и мотивацию их выбора, порой становится из разряда «миссия невыполнима», но возможна.

Анна СИНЬКОВА

Похожие материалы