Институт со стажем

К 70-летию Лесосибирского педагогического

С момента создания Енисейского учительского института в 1940 году прошло уже 70 лет. Все эти годы наш институт занимал и занимает достойное место в сфере образования и науки Красноярского края.

Сегодня Лесосибирский педагогический институт — филиал Сибирского федерального университета — активно влияет на формирование духовной, социальной и экономической структуры в регионе. Заслуги института признаны педагогическим сообществом Российской Федерации, благодаря сложившимся в институте традициям, современным инновационным процессам и активному внедрению новых педагогических идей в единое образовательное пространство.

Несмотря на достигнутые успехи, коллектив прекрасно осознаёт, что в ближайшие годы потребуется ещё больше усилий по совершенствованию качества обучения, развитию материальной базы, интеграции образовательных технологий с научной и производственной сферой.

В наш юбилей хочется пожелать коллегам новых плодотворных исканий, научных идей, крепкого здоровья и счастья. Ваша творческая деятельность приумножает интеллектуальное богат­ство России.

М.Ю. Реушев, директор института

В Год учителя в Лесосибирском педагогическом институте – филиале Сибирского федерального университета двойной праздник – институту исполняется 70 лет. Возраст солидный. Много сделано, но еще больше предстоит сделать. В преддверии юбилейных торжеств мы обратились к коллегам из Лесосибирского педагогического с просьбой рассказать, чем живет вуз сегодня и каковы перспективы развития института.

— Что нового должно появиться в учебном процессе и в оценке его качества в связи с введением новых федеральных государственных образовательных стандартов ВПО и уровневой подготовки?

Храмова Л.Н., зам. директора по учебной работе, канд. эконом. наук, доцент:

— Переход на уровневую подготовку и ФГОС ВПО ставит перед нами ряд задач, которые касаются, прежде всего, переработки учебных планов и рабочих программ дисциплин, расширения бакалавриата, введения новых дисциплин и курсов по выбору, модернизации системы оценки освоения студентом основных образовательных программ и др. К реализации уровневой системы образования Лесосибирский педагогический институт приступил еще в 1993 году, когда были введены образовательные программы подготовки бакалавров по двум направлениям «Математика» и «Филология». Первые выпускники бакалавриата продолжили образование по соответствующей специальности на основе транзитных учебных планов, в которых были учены особенности двухуровневой подготовки специалистов. Это был первый положительный опыт работы института в системе уровневой подготовки. Доподготовка специалиста в течение 1 года реализовывалась через профилизацию бакалавра с ориентацией на программу специалитета. При этом такие выпускники получили два диплома о высшем образовании: бакалавра и специалиста. Второй этап начался в 2008 году, когда в институте был осуществлен набор по направлению «Филологическое образование» на филологическом факультете, в 2009 году – уже по двум направлениям на двух факультетах, в 2010 году – по трем направлениям на трех факультетах.

В настоящее время выпускник бакалавриата ЛПИ – филиала СФУ может выбрать две траектории дальнейшего обучения: специалитет в ЛПИ (доподготовка по программам специалитета) и непосредственно в СФУ (по программам магистратуры).

— Как оценивают качество подготовки выпускников работодатели? Проводится ли мониторинг трудоустройства выпускников?

— Рынок труда действительно является объективным показателем востребованности выпускников и опосредованно свидетельствует о качестве подготовки специалиста. В нашем институте существует система содействия трудоустройству выпускников и организации практики студентов. Значительная часть выпускников института находит работу по специальности в образовательных учреждениях. ЛПИ сохранил распределение выпускников на работу, считая при этом основными задачами как оказание помощи студентам в трудоустройстве, так и выполнение социально значимой функции вуза – укомплектование педагогическими кадрами учреждений образования. В 2010 году на работу по специальности устроено более 40% выпуска. За последние 5 лет доля выпускников, трудоустроившихся по заявкам организаций и предприятий составила более 50 %, в т.ч. доля выпускников, подготовленных непосредственно по договорам с предприятиями – 14 %. Из каждых 10 выпускников 6-7 остаются работать в городских и сельских школах. С 2007 г. по 2010 г. в рамках целевой подготовки более 100 выпускников получили направление на работу в те образовательные учреждения, которыми были направлены на обучение. Большинство опрошенных руководителей образовательных учреждений удовлетворены уровнем профессиональной подготовки работающих у них выпускников. Особенно востребованы на региональном рынке труда учителя английского языка, физики, информатики.

— Какие, на ваш взгляд, формы и методы работы со студентами способствуют повышению качества образования?

— Одним и прогрессивных и эффективных способов организации и повышения качества учебного процесса можно считать модульный подход, который позволяет дифференцировать и индивидуализировать обучение, создает условия для активной познавательной и самостоятельной деятельности студентов. Модульно-рейтинговая технология внедряется в институте с 2005 года, а с 2009/10 учебного года – балльно-рейтинговая и кредитно-зачетная системы. Кроме того, в содержание программ учебных дисциплин вводится приложение «Трудоемкость модулей и видов учебной деятельности в относительных единицах». С 2008/09 учебного года рабочие учебные планы бакалавриата создаются с использованием зачетных единиц.

— Назовите основные достижения последних лет в области учебной работы.

— Подводя итоги в области учебно-методической работы за последние 3 года, хотелось бы отметить следующее.

• получены лицензии на ведение образовательной деятельности по двум направлениям высшего профессионального образования;
• развивается система менеджмента качества, соответствующая международному стандарту ISО 9001:2008;
• разрабатываются и совершенствуются электронные ресурсы по всем образовательным программам, реализуемым в институте;
• годовой контингент слушателей, обучающихся по программам повышения квалификации, увеличился с 71 до 180 человек.

В Лесосибирском педагогическом институте 4 факультета. Филологический факультет – старейший. Именно здесь на отделении русского языка и литературы в 1940 году началась подготовка учителей по специальности «Русский язык», первый выпуск специалистов в количестве 25 человек состоялся в 1945 году. Мы задали декану факультета ряд вопросов.

— Определите основные тенденции развития вашего факультета.

Бахор Т. А. , декан филологического факультета, канд. филол. наук, доцент:

— Развитие филологического факультета ознаменовано открытием новых специальностей, специализаций и направлений, требующим от коллектива факультета большой подготовительной работы.

Так, в начале 1990-х гг. осуществлялась подготовка учителей русского языка литературы с дополнительными специальностями «История», «Иностранный язык». В 1996 года был проведен первый набор абитуриентов для обучения по направлению «Филология». В 2001 году была открыта подготовка учителей по специальности «Иностранный язык».

С 2008 года перечень специальностей, по которым ведется подготовка на факультете, постоянно расширяется: осуществляется набор абитуриентов по направлению «Филологическое образование», в рамках которого ведется обучение по 3-м профилям: «Русский язык и литература», «Иностранный язык», «Родной язык и психолингвистика».

Многолетняя работа коллектива факультета и института по формированию учебных планов специальностей и направлений получила в 2010 году признание Национального центра общественно – профессиональной аккредитации, включившего образовательную программу 050301 – Русский язык и литература, по которой ведется подготовка на нашем факультете, в число лучших образовательных программ инновационной России. Такое признание особенно отрадно, так как проект «Лучшие образовательные программы России» разрабатывается при участии широкой академической и профессиональной общественности. Это ректоры ведущих вузов страны – члены региональных советов ректоров; сертифицированные эксперты, привлекаемые к экспертизе деятельности вуза в процессе государственной и общественно-профессиональной аккредитации; учебно-методические объединения; руководители крупнейших предприятий и организаций регионов; центры занятости и кадровые агентства.

Безусловно, успехи факультета связаны с деятельностью высококвалифицированных специалистов, работающих на выпускающих кафедрах: д.ф.н., профессора, члена Гильдии лингвистов-экспертов по документационным и информационным спорам (ГЛЭДИС), члена-корреспондента Российской академии наук высшей школы Б.Я. Шарифуллина, к.п.н., доцента, научного сотрудника Восточно-Сибирского Центра развития педагогической науки и образования, члена-корреспондента Международной Академии наук педагогического образования (МАНПО) Е.В. Семеновой, к.ф.н., доцентов Т.А. Бахор, М.В. Веккессер, И.В. Евсеевой, З.М. Ивановой, О.А. Кашпур, В.С. Лобаревой, Т. А. Лузгиной, Н.А. Мазуровой, И.А. Славкиной, Ф.В. Степановой, Л.С. Шмульской, к.п.н., доцента, автора школьных учебников по литературе И.Н. Гуйс, к.ф.н., С.В. Мамаевой, ст. преп. О.Н. Зыряновой, Н.В. Немчиновой и др.

— Каковы достижения коллектива вашего факультета в научно-исследовательской деятельности?

— Выпускающие кафедры факультета определили перспективные направления научно-исследовательской работы преподавателей и студентов. В настоящее время кафедра русского языка и литературы занимается разработкой проблем русских диалектов Сибири, гендерных особенностей языковой личности, речевыми жанрами современного сибирского города, языком художественной литературы, литературным краеведением, поэтикой художественного текста и др. Интересы преподавателей кафедры иностранных языков связаны с решением проблем методики обучения английскому языку, кросс-культурных исследований в области лингвострановедения, исследованием современного интеркультурного образовательного пространства и др.

В разные годы победителями грантовых конкурсов Красноярского краевого фонда науки «Поддержка молодых ученых» стали к.ф.н., доцент Евсеева И.В., к.ф.н., доцент Шмульская Л.С., к.ф.н., доцент Славкина И.А. Индивидуальный грант СФУ «Поддержка молодежных проектов студентов, аспирантов, молодых ученых» выиграла к.ф.н. Мамаева С.В.

Начиная с 1996 г., по инициативе и непосредственном участии членов кафедры русского языка в институте проводятся научно-педагогические чтения имени проф. Р.Т. Гриб, внесшей большой вклад в изучение сибирских диалектов русского языка. В Чтениях активное участие принимают преподаватели вузов и педагогических колледжей края, Кемеровского госуниверситета, учителя школ Енисейского района и города Лесосибирска. В 2010 году Чтения получили международный статус. В их работе участвуют ученые Москвы, Санкт- Петербурга, Кемерово, Тюмени и др. городов страны, а также коллеги из-за рубежа: Австрии, Польши, Киргизии, Казахстана. Усилиями к.ф.н., доцента И.В.Евсеевой был получен грант РГГНФ на поддержку этой конференции. По итогам чтений выходят сборники научных материалов. Положительные отклики ученых из различных российских и зарубежных вузов позволяют говорить о высоком научном потенциале конференции.

Итогом активной научно-исследовательской деятельности студентов является участие студентов в различных научных конференциях, ежегодная публикация 35-40 студенческих тезисов и статей. Студенты факультета стали победителями в грантовом конкурсе научно-исследовательских молодежных проектов «Семейные ценности, воплощенные в обычаях, верованиях и обрядах жителей Красноярского края». Результаты проекта, направленного на выявление этнокультурных параллелей в фольклоре народов нашего края, будут представлены в учебно-методическом пособии, которое готовится к печати.

— Как в деятельности факультета проявляется статус вашего института как филиала Сибирского федерального университета?

— Вхождение Лесосибирского педагогического института в состав Сибирского федерального университета стало мощным импульсом для развития всего нашего вуза, и нашего факультета особенно. В рамках инновационной программы «Развитие бакалавриата в филиалах СФУ» у нас был расширен перечень специальностей, направлений и профилей подготовки, существенно улучшилась материальная база факультета, активнее стали внедряться новые технологии обучения. С 2008 г. выпускающие кафедры в рамках программы развития СФУ активно используют возможность приглашения визит – профессоров для чтения лекций студентам филологического факультета. За прошедшие годы лекционные курсы студентам – филологам читали ученые из ведущих университетов и научных центров страны: д.ф.н., профессор, директор Института лингвистики РГГУ Кронгауз М.А. (Москва), д.ф.н., профессор кафедры русского языка Института лингвистики РГГУ Крейдлин Г.Е. (Москва), д.ф.н., профессор, зав. кафедрой риторики и стилистики КемГУ Араева Л.А. (Кемерово), д.ф.н., профессор кафедры английской филологии Лингвистического института Алтайской государственной педагогической академии Добричев С.А. (Барнаул), д.ф.н., профессор кафедры английского языка МГПУ Самохина Т.С. (Москва) и др.

Физико-математический факультет — чуть моложе филологического и по праву гордится своей историей.

— Как все начиналось?

Яковлева Е.Н., , декан физико-математического факультета, канд. ф-м наук, доцент:

— В 1946 году в Енисейском учительском институте открылось отделение физики и математики с двухлетним сроком обучения, отделение по совместительству на должность профессора кафедры физики и математики был принят политический ссыльный Ю.Б. Руммер, выпускник физико-математического факультета МГУ (профессор, доктор физико-математических наук).

В 1954 году в Енисейском педагогическом институте организован физико-математический факультет, коллектив которого постоянно пополнялся преподавателями математики и физики, внесшими значительный вклад в развитие института: Майер Р.А., Патюкова З.М. и Патюков К.А., назначенный первым деканом ФМФ.

В 1956 году физико-математический факультет был преобразован в факультет физики, математики и черчения со сроком обучения 5 лет. Готовили учителей широкого профиля для средней школы. С 1959 года дисциплина «Черчение» выводится из учебного плана, что приводит к возвращению прежнего названия факультета. В 1962 - 68 гг. осуществлялась подготовка учителей математики по заочной форме обучения.

— Какие кадры вы готовите сегодня?

— На факультете ведется подготовка по специальностям: «Математика и информатика» (квалификация – учитель математики и информатики); «Информатика и физика» (квалификация – учитель информатики и физики); «Математика» (квалификация – учитель математики); «Информатика» (квалификация – учитель информатики); «Физика» (квалификация – учитель физики).

С 2009 года открыта подготовка бакалавров по направлению «Математика» (квалификация – бакалавр математики, профиль: «Математическое и программное обеспечение вычислительных систем и компьютерных сетей»).

— Каковы, на ваш взгляд наиболее значимые события студенческой жизни на ФМФ?

— Студенты физико-математического факультета активно занимаются научной деятельностью, о чем свидетельствуют занимаемые ими призовые места на Всероссийских, зональных и региональных олимпиадах: III место в командном первенстве по математике в IV Региональной олимпиаде среди студентов педагогических ВУЗов Сибири (г.Новосибирск, 2007 г.), II место в Региональной студенческой олимпиаде по педагогике (г.Красноярск, 2008 г), III место в командном первенстве по теории и методике обучения математике в V Региональной олимпиаде среди студентов педагогических ВУЗов Сибири, которая проходила в Куйбышевском филиале ГОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет» (2009 г.); II место в Сибирском туре Всероссийской олимпиады педагогических вузов по информатике (г.Красноярск, 2010 г.), II место во II Региональном туре Всероссийской олимпиады по теории и методике обучения физике среди студентов педагогических вузов (г.Новосибирск, 2010 г.), III место в Региональной студенческой олимпиаде по педагогике (г.Красноярск, 2010 г.). В 2010 году студент 4 курса (специальность «Физика») Мутовин А.С. занял III место во втором туре Международной открытой студенческой интернет-олимпиады по математике.

Первые шаги в науку студенты совершают, участвуя в традиционных «Днях науки», декадах математики, информатики и физики и выступая на ежегодной вузовской научно-практической конференции. Приобретенный опыт дает им возможность успешно выступать и на конференциях более высокого уровня.

Студенты принимают участие в различных грантовых программах. Победителем грантового конкурса фонда М. Прохорова стал проект «Страницы истории института». Творческий коллектив студентов, реализующих этот проект, стал ядром телевидения физмата и второй год выпускает еженедельные программы «Новости FM», которые транслируются не только в институте, но и по каналам телевидения г. Лесосибирска, г. Енисейска и Енисейского района. Значимым событием в жизни факультета и института стала реализация проекта «Музей истории образования», выигравшего грант СФУ в молодежном научно-исследовательском конкурсе. Логическим продолжением реализации этого проекта стало участие студентов в подготовке музейных экспозиций и проведении экскурсий.

На факультете студенты реализуют свои таланты во многих областях. Солисты коллектива «Team Rockets» поражают своим умением и мастерством в таком стиле, как брейк-данс; команда КВН «Сама по себе» - участница фестиваля «КВН на Енисее», «Лига Гданьск»; студентов интересует современный и классический танец (группа «Twix»), эстрадный вокал (группы «Горизонт», «Braz@» и др.), театральное мастерство (театр «Око») и др.

Традиционными на факультете стали конкурсы «Лучшая студенческая группа ФМФ», «Староста факультета».

Факультет педагогики и методики начального образования был открыт, когда педагогический институт перевели из Енисейска в Лесосибирск и сразу стал самым «конкурсным» факультетом в институте.

— На специальность «Педагогика и методика начального образования» в институте традиционно высокий конкурс. В чем, по вашему мнению, заключается популярность факультета среди абитуриентов?

Славкина И.А., и.о.декана факультета ПиМНО,канд.филол.наук,доцент:

— С одной стороны, это объясняется спецификой самой профессии. Ведь учитель начальных классов – это и учитель математики, и русского языка, и литературы, и музыки, и биологии, и психолог в одном лице. Поэтому выпускник нашего факультета в момент трудоустройства, в некотором смысле, имеет ряд очевидных преимуществ перед другими специалистами.

С другой стороны, факультет, отдавая преимущество основной специальности, – «Педагогика и методика начального образования» - чутко реагирует на изменение социальных потребностей региона. Так, в 1990-ые годы под руководством кандидата педагогических наук, доцента А.И. Денисова на факультете стала осуществляться подготовка студентов по дополнительным специальностям: «Биология в основной школе», «Иностранный язык в начальных классах», «Педагогика по работе с детьми с отклонениями в развитии». В эти годы факультет активно сотрудничал с Енисейским педагогическим училищем, выпускники которого обучались по программе непрерывного образования: после трёх лет обучения в училище студенты продолжали образование в вузе, получая дополнительные специальности «Русский язык и литература в основной школе», «Математика в основной школе», «Развивающее обучение по русскому языку в 1-5 классах» (по системе Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова). С 2002 года факультет начал готовить студентов по специальности «Педагог-психолог», на базе которой в 2004 году был образован новый и на сегодняшний день самый молодой факультет в институте  педагогики и психологии.

В 2005 году на факультете была открыта подготовка специалистов с дополнительной специальностью «Иностранный язык». В 2000-ые годы в учебные планы специалистов стали вводится специализации: «Коррекционно-педагогическая деятельность учителя», «Краеведение», «Физическое развитие и воспитание», «Художественное воспитание», «Риторика». В 2010 году на факультете осуществлен первый набор абитуриентов для обучения по направлению «Педагогика» с профилями подготовки «Начальное образование», «Психологическое сопровождение образования лиц с проблемами в развитии». Осуществлен набор по направлению «Физическая культура». Бакалавры по направлению «Физическая культура» будут готовиться для педагогической и тренерской деятельности во всех типах образовательных учреждений, в организациях, на предприятиях различной формы собственности; для управленческой деятельности в сфере физической культуры и спорта; для выполнения научно-исследовательской деятельности в области физической культуры и спорта; к выполнению рекреационных и реабилитационных задач средствами физической культуры и спорта в физкультурно-спортивных, спортивно-зрелищных, туристских, лечебных, реабилитационных и профилактических учреждениях любой формы собственности.

— Известно, что на факультете не первый год функционируют агентства студенческого самоуправления. Какова целесообразность их введения?

— Агентства студенческого самоуправления являются общественной студенческой некоммерческой организацией, ставящей своей целью создание оптимальных условий для развития каждого студента, формирование социально компетентной, творчески мыслящей личности, готовой к сознательному участию в общественной жизни государства. На факультете функционируют следующие агентства: агентство науки (студенческое научное общество), агентства досуга и дизайна, проектно-методическое агентство, агентства труда и быта, информации и печати, спорта и туризма.

Участие в работе органов ССУ способствует развитию студента, поскольку по отношению к личности ССУ выполняет следующие функции:
1) адаптационную (обеспечивает личности гармонию взаимоотношений в коллективе);
2) интегративную (даёт возможность сочетать коллективные и индивидуальные виды деятельности; объединяет усилия преподавателей и студентов для результативной деятельности);
3) освоение управленческой культуры (появляется возможность осуществить самостоятельный выбор в принятии решения, важного для себя и коллектива, осознание свободы и ответственности).
Процесс развития ССУ направлен на придание ему социально-практического характера, то есть, развитие таких качеств личности студента, как: целеустремлённость, организованность, коммуникативность, толерантность, доброжелательность, психологическая стабильность, социальная активность. ССУ выступает фактором развития социальной компетенции студенческой молодёжи

Факультет педагогики и психологии – самый молодой. Ему всего 6 лет, но он уже внес существенный вклад в развитие вуза.

— Как происходило становление вашего факультета?

Артюхова Т.Ю., декан факультета педагогики и психологии, канд. психол. наук,доцент:

— Факультет педагогики и психологии был организован в 2004 году в результате реорганизации факультета Педагогики и методики начального образования. Подготовку специалистов на факультете осуществляют две выпускающие кафедры: кафедра психологии образования и кафедра педагогики и психологии.

История кафедры психологии образования начинается в 2000 году, когда была создана общеинститутская кафедра психологии образования, которая стала в 2004 году одной из выпускающих кафедр факультета, что способствовало дифференциации в обучении студентов, а также специализации научных интересов преподавателей факультета. Большой вклад в становление кафедры и факультета в целом внесла кандидат психологических наук, доцент, первый декан факультета И.О. Логинова. Среди психологов, стоявших у истоков кафедры, следует назвать также кандидатов психологических наук, доцентов Г.С. Пьянкову, В.Б. Чупину, Н.В. Басалаеву. После слияния кафедр психологии образования и педагогики, кафедру педагогики и психологии возглавила кандидат педагогических наук, доцент С.В. Митросенко. На сегодняшний день на кафедре трудятся высококвалифицированные специалисты, профессионалы своего дела кандидаты педагогических наук, доценты З.У. Колокольникова, О.Б. Лобанова, кандидат психол.наук, доцент Н.В. Басалаева. Перспективы развития кафедры связаны с научной и образовательной деятельностью старших преподавателей Паркайкиной Г.А., Живаевой Ю.В., Кутугиной В.И., а также с деятельностью молодых перспективных преподавателей, ассистентов кафедры Казаковой Т.В., Русалеевой О.В., Карповой Ю.В.
Неоценимый вклад в обучение и воспитание студентов вносят кандидат психологических наук О.А. Бенькова, кандидат философских наук Т.В. Луговская, кандидат биологических наук О.В. Шеломенцева, кандидат медицинских наук С.В. Бороздун. Перспективы развития кафедры связаны с научной деятельностью старших преподавателей Смирновой Н.В., Левшуновой Ж.А., а также с деятельностью молодых преподавателей, ассистентов кафедры Мартыновой М.А., Шелкуновой Т.В., Фиц А.Н.

— Какие специальности представлены на факультете педагогики и психологии?

— На сегодняшний день на факультете педагогики и психологии по очной и заочной формам обучается 770 студентов по двум специальностям высшего профессионального образования: «Дошкольная педагогики и психологии» (специализации «Детское художественное творчество», «Детская практическая психология», «Методика развития и коррекция речи»), «Педагогика и психология» (специализации «Юридическая психология» и «Организационная психология»).

— Мы знаем, что на факультете существуют уже сложившиеся традиции. Например, вы празднуете день рождения факультета...

— Вы правы. Ежегодно 1 октября мы празднуем день рождения факультета. Традиционным стало проведение Дня первокурсника, адаптационного тренинга и тренинга «Знакомство» для первокурсников, недели психологии, региональной олимпиады по психологии среди школьников, региональной научно-практической конференции, Всероссийского методологического семинара, празднование Нового года на факультете, Дня матери, и др.

— Расскажите о перспективах развития факультета педагогики и психологии.

— Перспективы развития факультета мы видим в развитии связей с предприятиями гг. Лесосибирска, Енисейска, близлежащих районов. В настоящее время мы заключили договора о сотрудничестве с ОАО «Лесосибирский порт», ОАО «Маклаковский лесопильнодеревообрабатывающий комбинат». Кроме того, мы считаем целесообразным открытие новых направлений подготовки на нашем факультете.

И в завершение вопрос заместителю директора по научной и воспитательной работе канд пед наук, доценту Семенову В.И.

— Лесосибирск – город небольшой. Как и чем живут студенты вашего вуза?

— Сейчас понятие «провинция» сильно изменилось. Наши студенты практически не чувствуют себя на периферии событий уже потому, что они оказываются постоянно вовлеченными в поток дел, которые полезны и интересны и им самим, и окружающим их людям. В жизнь в институте носит событийный характер. И надо сказать, что студенты активно откликаются на все предложения, часто выступают инициаторами разных акций, будь то спортивные соревнования, дополнительное образование, творческие коллективы. В результате выпускник нашего вуза адаптирован к жизни и к профессиональной деятельности. Считаю это одной из лучших традиций нашего вуза.

Похожие материалы