Три измерения вуза
Лесосибирскому педагогическому институту — филиалу Сибирского федерального университета исполнилось 80 лет. Событие знаковое, оно позволяет соединить в одной временной точке прошлое, настоящее и будущее одного из старейших вузов Красноярского края.

80-летие ЛПИ — это не просто страница истории высшего педагогического образования Красноярского края, но и часть личной истории каждого, кто имел или имеет отношение к небольшому вузу. Институт оставил яркий след в жизни тех, кто здесь работал, учился, продолжает трудиться и размышляет о его дальнейшей судьбе.

Прошлое

История любого учебного заведения определяется конкретными условиями, в которых оно возникло и развивалось. Лесосибирский институт (начинался он как Енисейский учительский) — не исключение.

На приказе Министерства просвещения об открытии Енисейского учительского института стоит дата 22 июня 1940 года. Впереди был ещё один год мирной жизни, но страна уже жила в ожидании суровых перемен. Сейчас можно предположить, что открытие в далёком Енисейске не какого-нибудь промышленного объекта, а мирного педагогического вуза имело прежде всего политический посыл. Школы красноярского Севера нуждались в квалифицированных, идеологически подкованных кадрах, поэтому открытие учительского института в Енисейске было очень ко времени.

Трудностей хватало: недобор студентов, платное обучение в год открытия института, суровые условия учёбы и быта преподавателей и студентов в военные и послевоенные годы, нехватка литературы и кадров высшей квалификации, географическая отдалённость от научных и учебных центров страны. Но эти трудности не сломили молодой вуз, а только укрепили его: динамика развития института все годы его существования была положительная. Почему это удалось? Ответ прост: главным героем этой истории были люди, связавшие свою жизнь с институтом.

Взять хотя бы когорту фронтовиков-участников Великой Отечественной войны, преподавателей, которые самоотверженно сражались на фронтах за свободу Родины, а потом учили студентов самой мирной из всех профессий на Земле. П.Я. Гриб, И.И. Семёнов, В.И. Макаров, К.А. Патюков, З.М. Патюкова, Д.А. Пономарёв — эти имена золотом вписаны в летопись Лесосибирского (Енисейского) педагогического.

В истории вуза были вехи, которые можно считать переломными.

  • 1940-1954 — Енисейский учительский институт;
  • 1954-1977 — Енисейский государственный педагогический институт;
  • 1977-1990 — Лесосибирский государственный педагогический институт;
  • 1990-2006 — Лесосибирский педагогический институт Красноярского госуниверситета.
  • 2006 — по настоящее время — Лесосибирский педагогический институт — филиал СФУ.

Каждая новая ступень — не простая смена вывески, а своего рода «повышение», признание тех заслуг, которых достиг вуз. Проводился тщательный анализ проделанной работы, достижений преподавателей, студентов и особенно выпускников, которых сегодня можно считать десятками тысяч. Именно они ежегодно пополняли ряды учителей малых и больших школ в городах и селах не только Красноярского края, но страны в целом. Некоторые успешно реализовывали себя в органах власти, учреждениях культуры, спорта, в министерствах. Эта история продолжается и сегодня. И вот что интересно: выпускников Лесосибирского педагогического можно «вычислить» по особому стилю работы, суть которого заключается в верности делу, которому они служат.

Особого внимания заслуживает история взаимоотношений института и науки. Ведь не секрет, что любой педагогический вуз призван прежде всего учить будущих учителей, а наука в «чистом виде» никогда не была приоритетом в педагогическом образовании. Но это правило не было в чести у преподавателей Лесосибирского (Енисейского) педагогического.

Напротив, все годы своей истории в институте проводились научные исследования, многие из которых стали новым словом в лингвистике, педагогике, общественных науках и даже в освоении космического пространства, когда в 1961 году при институте была открыта Станция наблюдений за искусственными спутниками Земли.

Прошло немало лет, но многие из исследований не теряют своей актуальности и сегодня. Может, это оттого, что за ними стоят имена, ставшие легендой вуза: А.И. Малютина, Р.Т. Гриб, Ю.В. Сенько, В.А. Адольф, Ю.Ю. Логинов, Б.Я. Шарифуллин. Удивительный исторический факт: в далёкие послевоенные годы в институте издавались «Учёные записки», что было показателем научной деятельности высокого уровня.

А ещё в институте были студенческие отряды, выступления студентов на конференциях, художественная самодеятельность, спортивные достижения, поездки по Советскому Союзу. Вообще история Лесосибирского (Енисейского) педагогического института — это история единства преподавателей и студентов, где рождались традиции, на годы определившие лицо вуза, его особый почерк.

Настоящее

За точку отсчёта возьмём исторический момент обретения нового статуса в 2006 году, когда институт становится филиалом Сибирского федерального. Формирование федерального университета на территории Красноярского края было прорывом в развитии краевого высшего образования. ЛПИ предстояло найти свою нишу во времена, когда требования к высшей школе усложнялись с каждым днём. Институт справился.

Директор ЛПИ Л.Н. Храмова

Директор ЛПИ Л.Н. Храмова

Для этого были серьёзные основания: коллектив единомышленников, традиции, открывшиеся перспективы. К перемене статуса институт подошёл, как говорится, не с пустыми руками. Ещё в 2001 году в вузе были открыты новые специальности: информатика, иностранный язык, физика, психология образования. Каждый год возникали и реализовывались новые идеи. Практически все они имели веские основания в виде запросов управлений и отделов образования на новые специальности и кадры, чей острый дефицит испытывали школы края. Соответственно этим запросам менялись и условия обучения. И вот уже в вузе появляются новые компьютерные классы, библиотека активно помогает студентам осваивать информационное пространство с помощью интернета, новейшей литературы и электронной библиотечной системы. В институт приезжают ведущие учёные Москвы, Кемерова, Барнаула, Иркутска читать лекции студентам.

Выпускники института убедительно выступают на ежегодных конкурсах «Учитель года». Этот высокий уровень можно объяснить тем, что за годы обучения в вузе будущие учителя прошли через различные социальные практики: от побед в конкурсе «Ратная слава России» до выступления на студенческих научных конференциях и выполнения грантов различного уровня, от участия в студенческом учебном театре на английском языке «Глобус» до благотворительных концертов и ставших традиционными туристических походов.

Всё это признаки нового времени, как и факт активной научно-просветительской жизни института в это время. С 2000 года в институте было защищено около 20 кандидатских и 5 докторских диссертаций, выполнены работы в рамках грантов РФФИ, краевых конкурсов, ежегодно издаются монографии, проводятся научно-практические конференции, куда стремятся попасть многие учёные края и России и публикуются учёные из-за рубежа.

В 2016 году в институте был первый выпуск бакалавров, причём не только по направлению «Педагогическое образование», но и целому ряду других, а главным вектором работы стал компетентностный подход. Работа вуза в статусе филиала СФУ была высоко оценена, и в 2019-2020 годах институт успешно прошёл процедуру аккредитации всех направлений и специальностей.

Будущее

Предсказывать —− весьма неблагодарное дело. И всё же попытаемся не помечтать, а спланировать тот путь, по которому пойдёт Лесосибирский педагогический в следующем своём уже девятом десятилетии.

Итак, основным направлением работы института будет привычная подготовка педагогических кадров. Но в контексте социально-экономического развития города и региона, носящего прогрессивный характер, должна произойти оптимизация спектра образовательных программ высшего образования. Это не случайно, потому что учитель будущего — это профессионал, умеющий быстро реагировать на вызовы времени, что особенно проявляется в информационном пространстве и в коммуникации. Вот почему востребованы будут такие профили подготовки, как «Математика и компьютерная безопасность», «Физика и информационные технологии», «Педагог-тьютор». Чрезвычайно важным для будущего является подготовка специалистов в области преемственности дошкольного и начального образования. Институт готов к этим нововведениям.

XXI век — это век психологии, поэтому серьёзные наработки института позволят ему внедрить образовательные программы «Практическая психология в ЧС», «Юридическая психология», «Медиация в образовании» и др. Не менее серьёзная задача будущего − аккредитации магистратуры в области образования и педагогических наук.

За последние годы институт стал популярен среди педагогов региона: многие из них повысили у нас свою квалификацию. Мы продолжим взаимодействие с работниками образования всех уровней (от дошкольного до ДПО) для профессионального роста и развития кадрового потенциала национальной системы образования.

При этом система дополнительного образования имеет конкретные ориентиры, скажем, разработка и реализация образовательных программ в рамках федерального проекта «Успех каждого ребёнка» для детей от 5 до 18 лет. Для этого ЛПИ станет региональной площадкой дополнительных занятий с детьми и будет участвовать в системе персонифицированного финансирования дополнительных занятий. Эта работа уже начата: институт зарегистрирован на сайте «Навигатор дополнительного образования».

Для взрослого населения разрабатывается целый пакет культурно-просветительских и научно-образовательных программ: «Управление персоналом», «PR-маркетинг», «Информационная безопасность», «Компьютерная безопасность», «Электронная коммерция», «Медиатор в школе», «Вожатый», «Домашний психолог», «Сказкотерапия» и др. Всё это будет способствовать повышению качества жизни в Лесосибирске и регионе.

В ближайших планах — создание на базе ЛПИ регионального «центра компетенций», который станет своеобразным медиатором организационного, технического и методического сопровождения учебного процесса в образовательных учреждениях различного уровня. Основной акцент будет сделан на цифровизации учебного процесса – главном вызове времени.

Коллектив института намерен продолжать разрабатывать научные проекты, такие как «Национально-культурная специфика жителей Енисейской Сибири: механизмы конструирования региональной идентичности населения Енисейской Сибири», «Педагогическое образование в Енисейской Сибири», «Организационно-педагогические условия повышения качества образования детей в условиях Севера» и др.

Патриотическое воспитание молодёжи всегда было близко преподавателям и студентам института, а сейчас можно говорить об актуализации этой общероссийской тенденции. Не меньшее внимание будет уделено поддержке молодёжных инициатив, таких как «Волонтёр ЛПИ» и др.

В институте разрабатывается проект «ЛПИ — современная комфортная среда», где приоритет отдан не только благоустройству территории с устройством покрытия из тротуарной плитки и освещением, но и открытию образовательных площадок с функциональным зонированием, устройством малых архитектурных форм. В результате будут созданы более комфортные и безопасные условия для отдыха работников и студентов ЛПИ, жителей и гостей города, в том числе малоподвижных групп населения. Улучшатся санитарно-экологические условия, территория ЛПИ приобретёт более ухоженный и привлекательный вид и станет ещё одной визитной карточкой города.

С 80-летним юбилеем, Лесосибирский педагогический!

Л.Н. Храмова, директор филиала;
Е.В. Семёнова, доцент кафедры филологии и языковой коммуникации

Цифры и факты 
из 80-летней истории

2020 год у Лесосибирского педагогического института — 
филиала Сибирского федерального университета — юбилейный

>> 22 июня 1940 года — Енисейский учительский институт создан ровно за год до войны.

>> Енисейск — здесь вуз находился до 1977 года, затем был переведён в Лесосибирск.

>> 1990 г. — институт вошёл в структуру Красноярского госуниверситета.

>> Профессор А.И. Малютина, профессор Р.Т. Гриб, профессор Б.Я. Шарифуллин — имена, с деятельностью которых неразрывно связан институт.

>> Более 20 тысяч — столько учителей и специалистов в сфере образования выпустил ЛПИ за 80 лет.

>> 1 факультет, 5 кафедр, 7 лабораторий включает структура института сегодня.

>> В ЛПИ формируется научно-педагогическая школа «Человек и язык в коммуникативном пространстве» (под руководством Т.А. Бахор).

>> В школах Лесосибирска под кураторством ЛПИ созданы два класса — педагогический «Учёный будущего» и социально-экономический «Управленец будущего», а также научно-внедренческая площадка на базе дошкольной организации.

>> Стипендиатами стипендии Президента РФ, стипендии Правительства РФ, Оксфордского Российского фонда стали более 100 обучающихся.

>> Поддержано около 300 грантов, выполненных под руководством научно-педагогических работников института.