Целевое обучение: проблемы и перспективы
«Забудьте, чему вас учили в институте!» — так зачастую встречают наших выпускников на предприятиях. Знакомая фраза. Правда, она как-то сразу вызывает неприятное ощущение, что годы обучения были потрачены впустую, а приобретённые знания почему-то работодателю не нужны. Так ли это в действительности? Попробуем разобраться.
Любое учебное заведение работает исключительно по утверждённому образовательному стандарту. Сегодня — это уже стандарт III-го поколения. Поскольку нашей «продукцией» являются подготовленные специалисты, можно говорить о том, что уровень их подготовки также стандартен и отличается только оценками в зачётной книжке — т.е. качеством усвоенного опять-таки стандартного материала. К возможным исключениям относятся студенты, которые во время обучения занимались чем-то дополнительно, сверх программы. Например, научной работой, если им повезло попасть к преподавателю, который сумел их увлечь интересными исследованиями. Таких студентов может быть и немало, но получение новой информации и приобретение дополнительных навыков представляет интерес больше для научного руководителя. К будущей работе это, как правило, не имеет никакого отношения.
Так кого и, главное, для кого мы готовим? Ответа целых три.
- Стандартно подготовленных специалистов для неизвестного работодателя неизвестной специализации. Например, бакалавра-строителя — для рыбоохраны или налоговой инспекции.
Этот вариант понятен без комментариев. Готовим кадры и выпускаем их в белый свет, как мальков с рыбозавода в реку. Без сопровождения.
- Стандартно подготовленных специалистов для определённого работодателя, оплачивающего его обучение.
Более гуманный вариант, поскольку предприятие не только оплачивает учёбу, но и гарантирует дальнейшее трудоустройство молодого специалиста. Но в каком подразделении и кем он будет работать, как правило, становится известным только после защиты диплома. Говоря современным языком — для студента не определён заранее перечень и уровень компетенций, необходимых для предприятия. Стандартную «продукцию» подгоняют под освободившуюся к этому времени вакансию. - Специально подготовленных специалистов для определённого работодателя, который оплачивает не только основное, но и дополнительное обучение, полностью отвечающее как текущим нуждам производства, так и планам его стратегического развития.
Самый идеальный, а значит, и самый труднодостижимый вариант. И понятно почему.
Предприятие должно проводить непрерывный кадровый мониторинг, чтобы осуществлять среднесрочное (на три-пять лет) планирование и оплачивать дополнительное профильное обучение.
Рассмотрим это на близком мне примере специальности «Водоснабжение и водоотведение».
Основными местами трудоустройства наших выпускников являются краевые предприятия системы ЖКХ, из которых самым крупным, естественно, является «Крас-Ком». В идеале эти организации должны за три-четыре года вперёд заказать нам обучение определённого количества специалистов определённой же специализации. Допустим, «КрасКому» понадобятся к этому времени четыре специалиста на водозабор «Гремячий Лог», два оператора на левобережные очистные сооружения, мастер бригады аварийно-восстановительного ремонта и инженер производственно-технического отдела.
Подавая эту заявку, заказчик согласовывает и оплачивает дополнительную программу обучения этих студентов. А далее происходит вот что:
>> студенты проходят ознакомительную практику на своём будущем рабочем месте (для страховки можно ввести туда же студента-дублёра, как у космонавтов);
>> курсовые проекты по профильным для этой специальности предметам они выполняют с учётом специфики будущей работы;
>> первую технологическую практику они проходят по рабочим специальностям, чтобы знать профессию с самых азов;
>> на второй технологической практике могут попробовать себя непосредственно на своём будущем рабочем месте;
>> дипломная работа выполняется на актуальную для предприятия тему;
>> после защиты ставший уже родным коллектив принимает готового специалиста, обладающего необходимыми навыками и опытом работы.
Картина — радужная, но на практике в Инженерно-строительном институте такое случалось всего единожды — предприятие «Монолитстрой» согласовало небольшую дополнительную учебную программу по отдельным строительным дисциплинам и оплатило её проведение для группы своих студентов-целевиков. На этом пока всё.
Почему же руководители предприятий, учреждений и организаций не прибегают к такой форме обучения?
Причин, на мой взгляд, несколько:
>> многие просто не знают, что есть такая возможность;
>> некоторые не видят в этом смысла — им кажется, что проще и быстрее переобучить готового специалиста под свои задачи;
>> некогда этим заниматься — есть более важные текущие дела;
>> трудно подсчитать реальный экономический эффект от такой формы обучения;
>> нет денег.
Чтобы устранить все указанные причины и перейти к широкомасштабной целевой подготовке специалистов по всем, без исключения, специальностям в нашем университете, необходим системный анализ этой проблемы и выработка единой стратегии в рамках университета. Не обойтись и без большой информационно-воспитательной работы среди широких масс работодателей всех форм собственности. А если будет понимание и поддержка краевого правительства — то есть шанс, что большинство наших студентов будут знать место своей
будущей работы.
Отсюда автоматически вытекает повышенная мотивация к учёбе, интенсивное самообразование и совсем уж пока фантастическая картина, когда студенты бегают за преподавателями в неутомимой жажде новых профессиональных знаний, а не наоборот.
В.Е. АФАНАСЬЕВ, заместитель руководителя отделения cтроительства инженерной инфраструктуры и дорог ИСИ, к.т.н.