Целевое обучение: проблемы и перспективы

«Забудьте, чему вас учили в институте!» — так зачастую встречают наших выпускников на предприятиях. Знакомая фраза. Правда, она как-то сразу вызывает неприятное ощущение, что годы обучения были потрачены впустую, а приобретённые знания почему-то работодателю не нужны. Так ли это в действительности? Попробуем разобраться.

Любое учебное заведение работает исключительно по утверждённому образовательному стандарту. Сегодня — это уже стандарт III-го поколения. Поскольку нашей «продукцией» являются подготовленные специалисты, можно говорить о том, что уровень их подготовки также стандартен и отличается только оценками в зачётной книжке — т.е. качеством усвоенного опять-таки стандартного материала. К возможным исключениям относятся студенты, которые во время обучения занимались чем-то дополнительно, сверх программы. Например, научной работой, если им повезло попасть к преподавателю, который сумел их увлечь интересными исследованиями. Таких студентов может быть и немало, но получение новой информации и приобретение дополнительных навыков представляет интерес больше для научного руководителя. К будущей работе это, как правило, не имеет никакого отношения.
Так кого и, главное, для кого мы готовим? Ответа целых три.

1. Стандартно подготовленных специалистов для неизвестного работодателя неизвестной специализации. Например, бакалавра-строителя — для рыбоохраны или налоговой инспекции.

Этот вариант понятен без комментариев. Готовим кадры и выпускаем их в белый свет, как мальков с рыбозавода в реку. Без сопровождения.

2. Стандартно подготовленных специалистов для определённого работодателя, оплачивающего его обучение.
Более гуманный вариант, поскольку предприятие не только оплачивает учёбу, но и гарантирует дальнейшее трудоустройство молодого специалиста. Но в каком подразделении и кем он будет работать, как правило, становится известным только после защиты диплома. Говоря современным языком — для студента не определён заранее перечень и уровень компетенций, необходимых для предприятия. Стандартную «продукцию» подгоняют под освободившуюся к этому времени вакансию.

3. Специально подготовленных специалистов для определённого работодателя, который оплачивает не только основное, но и дополнительное обучение, полностью отвечающее как текущим нуждам производства, так и планам его стратегического развития.

Самый идеальный, а значит, и самый труднодостижимый вариант. И понятно почему.

Предприятие должно проводить непрерывный кадровый мониторинг, чтобы осуществлять среднесрочное (на три-пять лет) планирование и оплачивать дополнительное профильное обучение.

Рассмотрим это на близком мне примере специальности «Водоснабжение и водоотведение».

Основными местами трудоустройства наших выпускников являются краевые предприятия системы ЖКХ, из которых самым крупным, естественно, является «Крас-Ком». В идеале эти организации должны за три-четыре года вперёд заказать нам обучение определённого количества специалистов определённой же специализации. Допустим, «КрасКому» понадобятся к этому времени четыре специалиста на водозабор «Гремячий Лог», два оператора на левобережные очистные сооружения, мастер бригады аварийно-восстановительного ремонта и инженер производственно-технического отдела.

Подавая эту заявку, заказчик согласовывает и оплачивает дополнительную программу обучения этих студентов. А далее происходит вот что:

>> студенты проходят ознакомительную практику на своём будущем рабочем месте (для страховки можно ввести туда же студента-дублёра, как у космонавтов);

>> курсовые проекты по профильным для этой специальности предметам они выполняют с учётом специфики будущей работы;

>> первую технологическую практику они проходят по рабочим специальностям, чтобы знать профессию с самых азов;

>> на второй технологической практике могут попробовать себя непосредственно на своём будущем рабочем месте;

>> дипломная работа выполняется на актуальную для предприятия тему;

>> после защиты ставший уже родным коллектив принимает готового специалиста, обладающего необходимыми навыками и опытом работы.

Картина — радужная, но на практике в Инженерно-строительном институте такое случалось всего единожды — предприятие «Монолитстрой» согласовало небольшую дополнительную учебную программу по отдельным строительным дисциплинам и оплатило её проведение для группы своих студентов-целевиков. На этом пока всё.
Почему же руководители предприятий, учреждений и организаций не прибегают к такой форме обучения?

Причин, на мой взгляд, несколько:

>> многие просто не знают, что есть такая возможность;

>> некоторые не видят в этом смысла — им кажется, что проще и быстрее переобучить готового специалиста под свои задачи;

>> некогда этим заниматься — есть более важные текущие дела;

>> трудно подсчитать реальный экономический эффект от такой формы обучения;

>> нет денег.

Чтобы устранить все указанные причины и перейти к широкомасштабной целевой подготовке специалистов по всем, без исключения, специальностям в нашем университете, необходим системный анализ этой проблемы и выработка единой стратегии в рамках университета. Не обойтись и без большой информационно-воспитательной работы среди широких масс работодателей всех форм собственности. А если будет понимание и поддержка краевого правительства — то есть шанс, что большинство наших студентов будут знать место своей
будущей работы.

Отсюда автоматически вытекает повышенная мотивация к учёбе, интенсивное самообразование и совсем уж пока фантастическая картина, когда студенты бегают за преподавателями в неутомимой жажде новых профессиональных знаний, а не наоборот.

В.Е. АФАНАСЬЕВ, заместитель руководителя отделения cтроительства
инженерной инфраструктуры и дорог ИСИ, к.т.н.
Средняя оценка: 4.2 (проголосовало: 13)