Журналисты на своей волне

Медиа-форум «Енисей.РФ-2011» на наших берегах

Стоя перед телекамерой в холле библиотеки СФУ, отвечаю ровеснице с местного канала: «Вы здесь как участник или победитель?» — «Как представитель победителей». Имею в виду старшего брата «УЖа» — издание «Сибирский форум. Интеллектуальный диалог», получать награды которого, а заодно и освещать форум я и командирована. Закончив со мной, девушка уходит вслед за губернатором на фотовыставку «Глазами «Русского репортёра». «Здесь впервые война показана с цветочками…», — представляет работы Льву КУЗНЕЦОВУ небезызвестный Виталий ЛЕЙБИН. Вокруг них — первые лица края и первые журналисты округа разговаривают о журналистике. Так начался четырёхдневный июльский межрегиональный корпоратив.

С ног на голову

Журналистикой были пропитаны не только слова, но и телодвижения. Торжественное открытие форума, энергичный танцевальный номер. «Наша профессия похожа на этот танец, — подходит к микрофону секретарь Союза журналистов России Владимир КАСЮТИН. — Нам тоже приходится кувыркаться, стоять на голове, балансировать на одной ноге... Журналистика сегодня — это масса вызовов, новые технологии, определённое отношение общества. Прошлогодний «Енисей.РФ» для меня стал самым представительным региональным форумом по количеству экспертов, участников и обсуждаемых ими тем. Надеюсь, второй форум будет также полезен и насыщен».

На этот раз организаторы собрали 348 человек из 17 субъектов России и более 30 экспертов федерального уровня. Некоторые из них уже были знакомы участникам с прошлогоднего «Енисея», например, заместитель главного редактора НГС Константин ПОНОМАРЁВ или главный оператор Центра подготовки работников компаний «Практика» Михаил СЛАДКОВ. Кстати, именно интервью со Сладковым принесло победу второкурснику ИФиЯК Антону БУРЛАКОВУ в деловой игре, и, как следствие, стажировку в журнале «Русский репортёр».

Репортёры любят поиграть

Ожидаемый участниками двухдневный круиз на теплоходе предварили два рабочих дня на суше — в стенах СФУ. Площадок было слишком много, чтобы успеть на все. Фёдор ШУМИЛОВ, руководитель дизайн-студии «Паровоз», настаивал на значении нестандартной вёрстки газеты. Опытом работы в СМИ в период выборов делился Глеб ЧЕРКАСОВ, руководитель отдела политики газеты «Коммерсант». На семинаре Оксаны СИЛАНТЬЕВОЙ, единственного в России магистра мультимедиа журналистики, участники пытались создать два медиа-объединения. Одни задумали общественно-политический холдинг, другие — глянцевый журнал с приложениями. Благородная цель первого проекта в итоге проиграла перспективности второго.

Высокая концентрация слушателей была на мастер-классе Виталия Лейбина. «Мы готовим не репортажи, а истории. Я призываю сохранять эмоциональный накал героя, а не просто вести повествование», — учил редактор «РР», выделяя в «историях» жанровые признаки. На подготовку таких историй у журналистов «РР» уходит иногда несколько месяцев — в зависимости от серьёзности темы. Материал о крушении самолета готовили полгода; про Григория ПЕРЕЛЬМАНА, замкнутого гения математики, писали два месяца. В обычном режиме — три дня на работу и полдня на написание.

Никто не ожидал, что лекция выльется в игру «Суд над Рупертом Мердоком» (речь идёт о скандале с прослушками, которые организовали таблоиды, принадлежащие медиамагнату). Одна половина зала обвиняла Мердока, другая — защищала, вновь пришедшие становились присяжными. Но независимо от роли каждый должен был принять чью-то сторону. Как в профессии: работая над темой, выслушать несколько сторон и вынести приговор.

Образование — хорошо. Но мировоззрение важнее

Не нашлось свободных мест на дискуссионной площадке «Профессиональное образование и журналист нового типа». Почему снижается качество журналистского образования и как этому помешать? Некоторые суждения хлестали по больным местам. Телеведущая Анастасия СОЛОПЕКО была категорична: зарплатные ожидания выпускников не соответствуют их подготовленности. Узкий кругозор, незнание ситуации в мире, нежелание читать газеты и книги, неграмотная речь — за это начинающие корреспонденты просят от 25 тыс. рублей?!

«Самым большим грехом журналиста я считаю незнание русского языка. Это вопрос его репутации — когда он сдаёт текст, который потом должен править корректор. Небрежное отношение к тексту ведёт за собой и небрежное отношение к факту», — председатель правления Омского Союза журналистов Татьяна БЕССОНОВА высказалась о навыках выпускников. Незадолго до этого участники дискуссии рассудили, как прививать студенту тягу к английскому: вписывать в программу международные стажировки, рекомендовать иноязычные монографии, общаться по Skype с зарубежными мастерами.

Благодаря диалогу на круглом столе родился (и почти утверждён) проект. Директор ИФиЯК Людмила КУЛИКОВА предложила создать сообщество руководителей СМИ и университета: «Если СМИ берут студентов на работу, они все пять лет их ведут, следят, как они учатся». По общему замыслу, это решит вечный вопрос: «корочка» или опыт. «Для журналиста главное не специальное образование, а законченное мировоззрение», — заставил снова задуматься о кругозоре Лейбин, у которого в редакции далеко не каждый с дипломом журналиста.

«Газета — это эмоции»

Наконец мы на палубе теплохода. Здесь обсуждают уже не образование журналистов, а плоды их трудов — конкурсные работы. Печать разбирает Владимир Касютин. Одним предлагает верстальщика, разместившего белый текст на сером фоне, «вешать на рее». Другим — вносить в заголовок конкретные имена. «А-а, «Сибирский форум»! — разворачивает наш номер. Коллеги улыбаются не слишком удобному длинному формату. — Вас вчера много чествовали…».

«Много» — это дважды вызвали на сцену за наградами в межрегиональном конкурсе журналистского мастерства «Сибирь – территория надежд». Редакция «СФ» заняла 1 место в специальной номинации «Территория интеллекта», а главный редактор Валентина ЕФАНОВА получила третье место среди авторов печатных изданий в жанре интервью. В другом конкурсе творческих работ («Енисей.РФ») материалы «Сибирского форума» вошли в шорт-лист. Значит, не зря в блокноте записаны советы всех тех, кто знает, как сделать ещё эффективнее печатные СМИ.

Елена НИКОЛАЕВА

Похожие материалы