Где учат помогать пингвинам?

По следам межрегиональной научно-практической конференции «Опыт, проблемы и перспективы развития профессиональной ориентации в контексте обеспечения трудовыми ресурсами потребностей региона»...

В Антарктике есть очень редкая, но при этом чрезвычайно добрая профессия. Когда над вечной мерзлотой пролетает очередной самолёт или вертолёт, заворожённые необычными звуками пингвины, обитающие вблизи аэродрома, так высоко задирают головы от любопытства, что, теряя всякую естественную координацию, падают на спину. И как в случае с жуком из детского стихотворения, ждут — кто же им поможет. На этот случай и есть в Антарктике специальный человек — переворачиватель пингвинов. Интересно, как представлял свою будущую работу этот отважный спасатель пингвинов, сидя много лет назад на курсах профориентации?

Прошедшая в начале ноября межрегиональная научная конференция по проблемам профессиональной ориентации школьников, студентов и безработных граждан в очередной раз затронула важнейшую тему самоопределения — как помочь человеку найти своё призвание. Недавние исследования, проведённые среди выпускников вузов по заказу агентства труда и занятости населения Красноярского края, показали, что хотя половина опрошенных собирается после получения диплома трудиться по специальности и даже примерно представляет будущее место работы, подавляющее большинство рассчитывает попасть на службу через родственников или знакомых. При этом на первый план выходит не род деятельности, а заработная плата, которая согласно этому же опросу должна составлять в среднем около 20 тыс. рублей.

«Наши коллеги из Софийского университета в Болгарии не придают особого значения тому, чтобы выпускник устроился именно на ту специальность, по которой он обучался в вузе, — отмечает Александр НОВОБРАНЦЕВ, директор центра трудоустройства и сопровождения карьеры студентов и выпускников КГПУ. — Для них важно, что человек после окончания университета смог построить карьеру и добиться какого-то финансового благополучия. Мир профессий шире, чем мир специальностей, и нам в вузах важно об этом не забывать». Живым подтверждением этого высказывания стал участник конференции Олег ПОЛЕЖАЕВ, начальник отдела подготовки кадров ОАО «Красмаш». В прошлом выпускник КГПУ, сегодня он занимается на заводе почти «педагогической» деятельностью, отвечая за обучение и профессиональное развитие сотрудников.

Похоже, что мир призваний на деле оказывается ещё шире, чем мир профессий. Исследования, представленные Оксаной ШТЕЙНЕРБРЕЙС, менеджером по маркетингу и PR федеральной компании Headhunter, наглядно продемонстрировали реальные ожидания будущих специалистов. Отвечая на вопрос «Кем вы видите себя через 5 лет?», студенты называли не конкретные профессии, а род деятельности или статус, которые для них наиболее привлекательны, например, «сотрудник крупной компании», «руководитель отдела» и т.д. Возможно, что само слово «профориентация» как ориентация на конкретную профессию или профессиональную среду становится несостоятельным, ведь в реальной жизни человек может работать в школе, на заводе, в общественной организации или магазине, но сохранять и развивать свои склонности к управленческой или трудовой деятельности.

«До 70% школьников к выпуску слабо представляют будущую профессию, — отметил участник конференции Александр КОНДРАТЬЕВ, независимый эксперт аппарата губернатора и правительства Ленинградской области по вопросам оценки и отбора персонала. — Им требуется качественная профессиональная диагностика, в которой они сами, в первую очередь, должны быть заинтересованы. Всем не обязательно идти в вузы, и об этом надо честно говорить и детям, и родителям. Не каждый ребёнок в силу своих интеллектуальных ресурсов способен воспринять высшее образование, поэтому нужна грамотная оценка склонностей и качеств подростка для определения вектора его профессионального развития. В целом же профориентация — это не какая-то однократная процедура общения со специалистом, а планомерный процесс формирования взвешенного решения, от которого, в конце концов, будет зависеть успех в жизни человека».

Кирилл АРСЕНЬЕВ
Средняя оценка: 3.3 (проголосовало: 4)