Преподаватель глазами студентов

Не только студенты получают оценки во время сессии, но и работа преподавателей оценивается ежегодно, в том числе — с помощью анкетирования студентов, в котором нынче приняли участие все институты. Анкета была разработана комиссией, состоящей из профессиональных психологов и социологов, и включала 17-20 вопросов, позволяющих оценить качество работы каждого преподавателя. Опрос проводился в соответствии с положением и регламентом, принятыми на учёном совете СФУ.

Результаты анкетирования не просто принимаются к сведению для общих выводов начальства. Средний балл анкеты — составная часть рейтинга, от которого зависит назначение единовременной стимулирующей надбавки к зарплате преподавателя.

— Студент имеет право высказаться о качестве преподавания той или иной дисциплины и о самой личности преподавателя, — говорит начальник учебно-методического управления СФУ Александр Юрьевич СМОЛИН. — Заполнено и обработано порядка 40 тысяч анкет! Такое масштабное анкетирование было проведено в нашем вузе впервые и в очень сжатые сроки: начали мы эту работу первого сентября, а закончили в середине ноября. Поскольку процесс пока полностью не автоматизирован, сотрудникам нашего управления пришлось задерживаться допоздна, чтобы побыстрее обработать полученные данные.

— В какой форме проходило анкетирование?

Анкеты для 3-4 курсов

Анкеты для 3-4 курсов

— Бумажные анкеты выдавались на руки, ответы проставлялись галочкой. Поэтому анонимность полная. Получилось так, что на отдельных преподавателей заполняли анкеты студенты разных групп, иногда они совершенно по-разному оценивали одного и того же человека. Анализ результатов будет проведен в институтах. Результаты анкетирования, согласно регламенту, выданы директорам институтов.

— Какую конечную цель преследовало анкетирование и как к этому отнеслись сами преподаватели?

— Полученная картина поможет выработать какие-то коррективы и оптимизировать учебный процесс. Следующее анкетирование, я думаю, будет проходить иначе. Например, преподаватели просили у нас полную расшифровку всех показателей (и это понятно: интересна не «средняя температура по больнице», а как раз крайние точки). Постараемся в следующий раз исправить ситуацию, чтобы каждый преподаватель мог увидеть, по каким позициям у него обнаружились слабые места. Процесс работы с анкетами строго конфиденциальный. Сотрудники, непосредственно имеющие доступ к анкетам, дают подписку о неразглашении.

— Какие ещё моменты будете учитывать, приступая к следующему анкетированию?

— Прежде чем анкету утвердили (в июне на учёном совете), она долго обсуждалась в преподавательской среде. Однако, как показала практика, есть пункты, которые ещё необходимо корректировать. Взять хотя бы вопрос, касающийся использования в учебном процессе технических средств обучения. Есть дисциплины, та же математика, где преподавателю не особенно эти ТСО и нужны — им достаточно доски и мела, чтобы писать формулы. Поэтому преподаватели заведомо оказываются в разных «весовых категориях», у них принципиально отличаются подходы к образовательной деятельности. Одним студенты поставят максимальный балл, а другим — нули, и это отразится на общем результате, хотя и те, и другие профессионально преподают свою дисциплину.

При составлении анкет мы учитывали и российский опыт, и зарубежный, и дальше будем совершенствовать этот процесс, поскольку обязательная обратная связь — требование системы менеджмента качества.

Мы получили очень серьёзный первый опыт и с первого декабря начнём подготовку к анкетированию, которое должно состояться в следующем учебном году. Есть задумка организовать анонимное добровольное анкетирование студентов через электронные терминалы.

Соб. инф.

Послесловие

Анкетирование студентов в западных университетах — очень давняя традиция. И обе стороны учебного процесса (и студент, и педагог) ещё до начала курса знают, что по завершении предмета пройдёт обязательное оценивание. В этой процедуре нет ничего скандального ни для тех, ни для других — обычный рабочий момент.

Студенты могут не волноваться, что результаты анкетирования повлияют на их оценки на экзамене: во-первых, анкетирование анонимное, во-вторых, учащимся представлены на оценивание педагоги, которые уже завершили курсы у данных студентов. Наши преподаватели переживают, что на заполнении анкет могут отразиться личные неприязненные отношения студента к педагогу («завалил на экзамене!»)… Тут необходимо отметить, что мстительность, конечно, возможна, но не стоит подозревать в этом студентов. А в целом: постепенно традиция анкетирования и в наших университетах станет рядовым моментом, и ещё раз подчёркиваем — отнюдь не карательным (совсем не эта цель преследуется), а эффективным способом обратной связи. Ну как без неё?

Анкета ещё доводится до оптимального образца, и те, у кого есть важные и интересные предложения по её усовершенствованию, могут присылать их на asmolin@sfu-kras.ru.

Похожие материалы