«Северный взгляд» России и Канады

На международную конференцию «Сибирский Север и Арктика в условиях глобальных вызовов XXI века» в СФУ съехались представители науки, власти, бизнеса из двух стран — России и Канады.

Львиная доля всех докладов была посвящена освоению ресурсного потенциала сибирского Севера и Арктики. Только в завершение конференции, в соответствии с регламентом, стали говорить о Человеке на Севере.

В этой связи приведу гуманный тезис, который прозвучал из уст председателя научного совета РАН по геологии и разработке нефтяных и газовых месторождений Алексея КОНТОРОВИЧА: «Нам пора привыкнуть, что в Арктику надо приходить с тем, чтобы развивать весь спектр направлений, а не прибежать, схватить плохо лежащие ресурсы и убежать. В Арктику надо приходить всерьёз и надолго, надо приходить туда аккуратно, не нарушая её природы». Впрочем, обо всём по порядку.

Колоссальное количество неразработанных энергоресурсов — нефти и газа, углеводородного сырья (на шельфе) — не может не привлекать внимание международного сообщества к этой территории. Почему же на конференцию приехали только канадцы? Очевидно, что в силу географического расположения у России и Канады — много общих интересов в арктической зоне. К слову, в декабре 2011 года исполняется десять лет российско-канадской программе «Обмен опытом управления северными территориями».

Арктический мост

В мае нынешнего года рабочая группа по Арктике и Северу российско-канадской Межправительственной экономической комиссии одобрила намерение Красноярского края и провинции Манитоба (канадского побратима Красноярского края) приступить к совместной реализации проекта «Северный воздушный мост». Предлагается развернуть в Арктике системы космической связи и интенсифицировать грузовые авиаперевозки по кросс-полярным маршрутам. В перспективе через Северный полюс начнут летать и пассажирские лайнеры.

Воздушный мост через аэропорт Виннипега (город в провинции Манитоба) позволит значительно сократить время полёта из Европы и Азии в Америку. В частности, экспериментальные полёты из Нью-Дели в Виннипег через Красноярск показали, что на таком протяжённом маршруте экономия времени составила 10%.

Участник конференции — исполнительный директор «CentrePort» Альберто ВЕЛАСКО поделился планами в отношении реализации проекта «единого окна» через Виннипег, образующего цепочку связей Канады, Америки, Мексики с европейскими и азиатскими странами. Пока полёты в арктической зоне выполняются без гарантированной связи. Создание специализированной системы космической связи на высокоэллиптической орбите — тоже российско-канадская задача.

Морской путь от канадского порта Черчилль до Мурманска — другое связующее звено между Канадой и Россией — это наиболее короткий маршрут через Атлантику. «Если первоначально перевозилось только зерно, то сейчас происходит диверсификация грузоперевозок, например, доставка удобрений», — сообщил участникам конференции исполнительный директор Корпорации развития морского порта «Черчилль» Джефф МАКИКЭРН.

И Россия, и Канада намерены форсировать строительство арктического флота. Как заявил на форуме исполнительный директор некоммерческого партнёрства по координации использования Северного морского пути Владимир МИХАЙЛИЧЕНКО, строительство новых ледоколов в России должно начаться не позднее 2012 года, и средства на реализацию проекта уже заложены в бюджет. По словам чрезвычайного и полномочного посла Канады в России Джона Слоана, в его стране приняты новые законы, которые должны защитить воды Арктики от загрязнения, будут строиться новые ледоколы полярного класса и арктические патрульные суда.

Парадоксы северной политики

На чём же строится федеральная северная политика России? Директор Центра экономики Севера и Арктики совета по изучению производительных сил, доктор географических наук Александр ПИЛЯСОВ открыл участникам конференции страшный секрет: «Концепция государственной поддержки экономического и социального развития районов Севера, подписанная Президентом РФ 7 марта 2000 года, опирается на несуществующий закон ФЗ-78 о госрегулировании (ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 19.06.96 №78-ФЗ «Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации» — прим. автора). Концепции уже 11 лет, нового документа не принято. При этом неослабного внимания требуют национальные школы, земельные вопросы, северный завоз, модернизация ЖКХ».

Такие регионы, как Красноярский край, у которого 80 процентов территории (около миллиона квадратных километров) относится к северной и арктической зоне, — крайне нуждаются в федеральной поддержке. Это касается как реконструкции и расширения существующих морских портов на Северном морском пути, так и развития авиационного транспорта, включая малую авиацию.

«На сегодняшний день базовые северные аэропорты края — Диксон, Ванавара, Байкит, Тура, Туруханск, Хатанга нуждаются в модернизации и реконструкции», — констатировал заместитель губернатора края Виктор ТОМЕНКО. Он отметил, что Федерация должна субсидировать авиаперевозки в удалённых территориях, где нет иного транспортного сообщения.

Мировой вызов

Формат конференции не предусматривал обсуждения докладов и свободной дискуссии. Однако выступление директора Главной геофизической обсерватории им. А.И. Воейкова Росгидромета, доктора физико-математических наук Владимира КАТЦОВА всех заставило встрепенуться и почувствовать хрупкость человеческого существования в этом мире. Отошли на второй план все вызовы, все земные реалии, кроме одной — глобальное изменение климата. Катцов сообщил, что рост температуры в Арктике будет более чем вдвое превосходить показатель в среднем по Земному шару. Таяние вечной мерзлоты, по мнению некоторых исследователей, чревато резким увеличением выделения в атмосферу углекислого газа и усилением парникового эффекта.

Изменения климата уже оказывают серьёзные воздействия на экосистемы, население и хозяйственную инфраструктуру в Арктике, не говоря уже о вопросах, относящихся к сфере международной политики.

Невольно вспомнился доклад генерального директора ОАО «СибНАЦ» Анатолия БРЕХУНЦОВА. Излагая «планов громадьё» в отношении создания нового экономического региона в богатой ресурсами центральной Арктике, он посетовал, что «наше правительство в последние годы практически не выделяет деньги на геологоразведку». Подумалось: а может, это и к лучшему? Может, лучше не рисковать, не трогать «царство холодного льда», не усугублять непредсказуемое будущее человечества? Но, похоже, процесс уже необратим, и Арктика —это действительно «всерьёз и надолго».

О человеке

Заключительная сессия конференции была посвящена теме «Человек на Севере и в Арктике». И тут впору обратиться к опыту Канады. «Я бы хотела говорить с точки зрения тех, кто живёт и работает на Севере. Например, мои дети там родились и ходят в школу, и поэтому мне хочется делать всё, чтобы развить этот край и улучшить условия жизни», — начала свою речь Андреа БАКЛИ, руководитель отдела межбюджетных отношений Исполнительного совета Правительства провинции Юкон.

Далее последовал увлекательный рассказ о том, как поживает самая маленькая северная канадская провинция (35 тыс. человек). «По данным последней переписи, мы занимаем 6 место по притоку мигрантов, а 90% бизнеса непосредственно связано с работой Интернета», — рассказывала г-жа Бакли и показывала на слайде красные линии хорошо развитых автострад. Кстати, в Юконе находится самая северная дорога Канады, а в зимние месяцы действует ещё и ледовая трасса. Кроме того (и это факт не из области фантастики!), в провинции есть международный аэропорт, откуда осуществляются прямые рейсы, например, в Германию, в Швейцарию и другие страны. Коренным народам, именуемым в Канаде «первой нацией», делегировано право самим управлять своей территорией — активно влиять на решения, от которых зависит качество их жизни. В Юконе (не в пример нашему краю) хорошо развит туризм.

Жители Канады, как и мы, обеспокоены глобальным потеплением, судьбой коренных народов (алкоголизм и наркомания их не обошли). В связи с дефицитом энергоресурсов здесь всерьёз подумывают об альтернативных источниках энергии: это сланцевый газ и газогидраты, которые пока не применяются, но могут служить дополнительным источником углеводородов.

Предоставили слово и уполномоченному по правам коренных малочисленных народов Красноярского края Семёну ПАЛЬЧИНУ. Он привёл неожиданное сравнение: «Нефть и газ имеют свойство заканчиваться, а олень вечен!». Семён Яковлевич обеспокоен тем, что сегодня многие вопросы малочисленных народов (например, о границах оленьих пастбищ и охотничьих угодий) решаются не на местах в муниципалитетах, а на уровне субъекта Федерации. «Мои земляки тендер и конкурс выиграли у матушки природы, и нам непонятен такой подход! — заявил омбудсмен. — Мы ходим по нефти и газу, а высокооктановый бензин вынуждены завозить на Север по баснословным ценам, значительно выше европейских. Мало того, сейчас за снегоход коренной житель Севера должен платить налог, хотя здесь нет ни дорог, ни другой развитой инфраструктуры».

Если оглянуться на Юкон, где «аборигены» вправе иметь даже собственную полицию, то вывод, увы, пока такой: у нас ещё далеко не Канада.

Вера КИРИЧЕНКО
Фото Л. ШОСТАК

Похожие материалы