Гениально. Даже если наивно...

С 6 по 10 февраля на оздоровительной базе «Салют» (г. Канск) состоялся зимний модуль краевой интенсивной школы технической и технологической культуры. Автору сей статьи выпала замечательная возможность вспомнить свои школьные годы, проведённые на многочисленных олимпиадах по химии и астрономии — но на этот раз я выступал в качестве эксперта.

Общеизвестно, что школьное образование в том виде, в каком мы все его проходили, направлено не столько на раскрытие творческого потенциала будущих гениев, сколько на приобретение и зазубривание некоего начального багажа знаний для дальнейшего освоения будущей профессии в университете. Поэтому олимпиады, тренинги и выездные школы — настоящая отдушина для одарённых детей, которые получают возможность реализовать свой творческий потенциал. Потребительское отношение к знанию, усваиваемому часто из-под палки школьной дисциплины, здесь сменяется желанием не брать, а приумножать, создавая нечто новое и предлагая изменить окружающий мир к лучшему. Заражаясь вдохновением один от другого, дети получают возможность стать подлинными творцами.

Честь стать экспертом интенсивной школы и шанс снова окунуться в олимпиадную молодость выпала мне благодаря Совету молодых учёных СФУ, председатель которого А. ТЕРЕШКОВА наладила тесное сотрудничество с краевым Дворцом пионеров. Вместе со мной СМУ командировал и Василия НИКУЛЕНКОВА — сотрудника кафедры истории России ГИ СФУ, председателя Союза молодёжных СМИ СФО. Василий должен был курировать экономическую обоснованность и продвижение предложенных школьниками проектов, а ваш покорный слуга-химик — беспокоиться о вопросах экологии, принципиальной реализуемости и безопасности. Остальные эксперты, специалисты по техническим наукам, рассматривали конструкторские вопросы и принимали действующие макеты изобретений.

Школа работала в режиме интенсивного мозгового штурма — на всё про всё было отведено 4 дня, которые мы плодотворно занимались с детьми в обстановке гостеприимной базы отдыха, любезно предоставленной нам Канским педагогическим колледжем.

Рабочий день начинался с чтения познавательных лекций по своей специальности — особенно хотелось бы отметить блестящее выступление Г.Я. ШАЙДУРОВА (на фото вверху), в котором он дал интереснейший обзор современных методов радиолокации. После лекций и обеденного перерыва мы, эксперты, расходились по своим кабинетам и занимались с детьми в индивидуальном порядке — рассматривая их проекты и корректируя полёт фантазии.

На последний день отчётной конференции были представлены 33 проекта от территориальных команд и отдельных авторов (всего в зимнем модуле приняли участие 96 старшеклассников со всего Красноярского края). Проекты были посвящены самой разнообразной тематике и, что особенно порадовало, продемонстрировали неожиданно широкий кругозор и глубокую эрудицию для учеников 7-10 классов. Чего только нам не предлагали: действующую модель робота-уборщика, дамскую сумочку со светодиодной подсветкой, проекты городов будущего и колонизации Марса.

Заседает экспертная комиссия

Заседает экспертная комиссия

За кадром остались дружеские чаепития, за которыми экспертный совет засиживался далеко за полночь, и яростные споры: какие именно работы считать лучшими — почти все были достойны звания победителя! Тем не менее — лишь 8 работ были отмечены свидетельством «Юный инженер» и допущены к участию в краевом слёте юных техников, который пройдёт 22-24 марта в стенах Сибирского федерального университета.

Александр ЛЕШОК

Предлагаем вашему вниманию краткое описание нескольких детских проектов

Проект ОЦCD (очиститель CD-дисков); Л. Силкин, А. Гарипов (7 класс СОШ № 1, г. Бородино)
Разработан и создан действующий макет для шлифовки поцарапанных CD, DVD и Blu-Ray-дисков с целью восстановления нечитаемой информации. Шлифовка производится с помощью пасты ГОИ, процесс занимает 2-3 минуты с 90% гарантией положительного результата (из 10 дисков прочитаются 9).

Проект дамской сумочки с подсветкой; В. Епишина (10 класс СОШ № 13, п. Чунояр Богучанского района)
Предложена эстетичная и практичная идея дамской сумочки со светодиодной подсветкой. Известны брендовые аналоги, но там подсветка играет чисто декоративную роль. Здесь же светодиодный шнур оплетает внутренности сумки, позволяя не только украсить аксессуар, но и облегчить поиск ключей/денег в тёмное время суток.

Проект колонизации Марса Россией; А. Рыбак (10 класс) и Р. Алхименко (7 класс, Нижнеингашский район, МБОУ Тинская СОШ)
Дана характеристика марсианскому климату и существующим космическим технологиям, рассмотрены различные варианты компоновки космического корабля, энергетической установки, численности и состава экипажа. Предложен пятиэтапный процесс колонизации: беспилотная разведка, пробная высадка, создание наблюдательной базы, создание изолированного постоянного поселения, изменение климата и переход к жизни без скафандров. Несмотря на отсутствие прямого выхода на практику, данный проект можно рекомендовать в научно-образовательных целях.

Проект универсальной лопаты дачника для посадки картофеля; А. Трусова (10 класс), М. Епишина (9 класс СОШ № 13, п. Чунояр Богучанского района)
Предложен проект лопаты с полой рукоятью, вмещающей 15-25 картофелин, и затвором, позволяющим картофелинам выкатываться сразу же в выкопанную ямку. Данный проект не является однозначно выигрышным (так как всё равно требуется «перезаряжать» лопату), но демонстрирует практическую смекалку и однозначно является оригинальной идеей.

Средняя оценка: 3.4 (проголосовало: 5)