Геологический след на... 200 лет

19 дипломов разной степени в возрастных группах и номинациях получили на 31-й краевой геологической олимпиаде юные геологи школьного кружка, который вот уже четверть века ведёт доцент кафедры геологии, минералогии и петрографии ИГДГиГ, потомственный геолог Михаил МАХЛАЕВ.

Найти ученика — удача

— Такой успех — не впервые, — говорит Михаил Львович. — В конце 1990-х гг. у нас был настолько сильный состав, что мы однажды взяли все призовые места. Это особенно приятно, поскольку геология — не просто отраслевое направление, а комплекс наук, где каждый находит что-то по своим интересам. Важно понять ученика, и если его интерес серьёзный — помогать углублённо осваивать выбранную тему. Поэтому уже с третьего года обучения, а иногда и с первого, много времени уделяю индивидуальной работе. Лауреатами становятся именно такие школьники. Кстати, и с точки зрения профориентации найти такого ученика — большая удача.

Ради них, увлечённых, не жалко ни времени, ни сил, признаётся Михаил Львович. Конечно, до выпуска доходят единицы, но какие! Только в одной семье КАРНАУХОВЫХ два будущих геолога: Ольга — нынешняя выпускница ИГДГиГ и её брат Женя. Он увлёкся геологией ещё с дошкольного возраста. Сестра забирала его из детского сада и вела с собой на занятия.

— В последние годы он занимался не только со мной, но и с моей женой Ольгой Юрьевной, — продолжает Махлаев. — Она тоже опытный геолог-производственник и доцент ИГДГиГ.

И Михаил Львович вспоминает, как два года назад у Жени была очень серьёзная работа с инженерно-геологическим уклоном: он моделировал размыв грунтов подземными водами. Тема актуальная, особенно на фоне падения в Красноярске подпорных стен. И вот — назавтра выступать с докладом на школьной конференции, а мальчик приходит и говорит, что лучше отложить на год, сейчас он «не готов»!

— Тебе года работы не жалко, а мне жалко, — сказала тогда Ольга Юрьевна, — садись за компьютер, и пока доклад не оформишь — не выйдешь.

На следующий день он с блеском выступил на школьной конференции, затем на краевой. Потом эта работа легла в основу доклада на чтениях им. В.И. Вернадского в Москве, куда он попал, победив на Краевой экологической олимпиаде, а в результате — первое место и премия Президента РФ!

— Сейчас, кстати, результаты его исследований мы используем при преподавании гео­логических предметов студентам Инженерно-строительного института, — с гордостью добавляет Михаил Львович. — А предыдущим лауреатом премии Президента РФ, ещё в 2007 г., была Эльвира СПИРИДОНОВА — за достижения на Всероссийском полевом слёте юных геологов. Сейчас она учится у нас в аспирантуре по специальности «Общая и региональная геология», куда поступила с максимально высоким баллом. Она редкий, почти уникальный специалист, так как обладает очень широким кругозором и способна работать на стыке нескольких наук — геологии, гео­графии, почвоведения, биологии и т.д. Это очень важно, так как в природе все процессы взаимосвязаны, и нужны люди, которые способны это понимать.

С лучшими учениками перед их выездом на Всероссийскую полевую олимпиаду юных геологов в Казань, август 2013 г. Слева направо:  М.Л. Махлаев, С. Черепанова, Т. Ермаков, Б. Лобастов (бывший участник кружка, здесь — студент II курса и второй руководитель команды Красноярска), Е. Карнаухов

С лучшими учениками перед их выездом на Всероссийскую полевую олимпиаду юных геологов в Казань, август 2013 г. Слева направо: М.Л. Махлаев, С. Черепанова, Т. Ермаков, Б. Лобастов (бывший участник кружка, здесь — студент II курса и второй руководитель команды Красноярска), Е. Карнаухов

Недавно мы с коллегами из нескольких университетов издали коллективную монографию, в которой описан весь природный комплекс гряды Долгая грива, протягивающейся от Николаевской сопки в сторону Удачного. Полноправными соавторами стали О.М. Карнаухова и Э.В. Спиридонова, выполнявшие свои исследования не только в студенческие, но и в школьные годы.

Среди моих учеников есть ещё одна талантливая девочка — Соня ЧЕРЕПАНОВА. Поначалу с ней было очень трудно — таланты мягкими и пушистыми не бывают. Свою первую конференцию она провалила с треском, но мне понравилась её реакция: «теперь я знаю, как не нужно делать». Тогда я понял, что с ней можно работать. Сейчас Соня учится в 8 классе, но уже побеждала на многих олимпиадах и конференциях, в том числе на прошлогодней конференции СФУ «Молодёжь и наука», хотя была самой младшей среди школьников.

Нынешней осенью в кружок пришли новые пятиклассники, Соня помогала водить их в маршруты. Мне понравилось, как она им сказала: «То, что вам интересно — это хорошо, если есть талант — ещё лучше. Но если вы не умеете вкалывать — у вас ничего не получится». Когда такое говорит не учитель, а старший товарищ — это дорогого стоит.

С чего начинается геолог

Участие в полевых исследованиях, конференциях, олимпиадах — очень важный этап на пути к профессии, и не только геологической, считает Михаил Львович. Это учит наблюдать, думать, делать выводы и обобщать результаты в научной работе. В действительности — всё начинается с интереса и первых маршрутов.

— А у нас есть что посмотреть и... увидеть! Например, район Николаевской сопки: древний, сложно устроенный вулканический комплекс. Всегда открываем что-то новое. Пару лет назад мои ребята нашли в скале подводящий канал, через который изливалась магма, растекаясь потоками в разные стороны. Проникнуть мысленно на сотни миллионов лет назад, представить, что и как здесь происходило — это очень захватывает.

Кстати, я не удивился, когда моя дочь увлеклась геологией (именно тогда мне и предложили вести геологический кружок в школе №41, впоследствии — гимназия №  13). Уже с третьего класса дочке было всё интересно, брал её на полевые работы, в маршруты ходили вместе. Потом сказала: «Не представляю работу без выезда в поле» и... выбрала археологию. А сына Анатолия в геологию не потянуло, хотя тоже ездил в поля. Но закончил физфак. Видимо, сказались гены — его дед по материнской линии известный физик, один из создателей первой в СССР Обнинской АЭС.

А внук сейчас занимается в «художке», увлекается шахматами, волейболом и в гео­логии начал призовые места занимать. Что выберет — неизвестно, но у современных детей есть, я считаю, организованность и ответственность, поэтому они везде успевают.

Есть династия!

Если сложить геологический стаж всех Махлаевых и их родственников, получится больше 200 лет!

— Мой дед защитил кандидатскую диссертацию ещё до войны, — уточняет Михаил Львович, — под руководством очень известного минералога и геохимика Александра Евгеньевича ФЕРСМАНА, по учебникам которого учится и современное поколение студентов. Когда началась Великая Отечественная война, и потребовалось срочно вести поисковые работы на нефть и газ в Приуралье, Василий Георгиевич Махлаев переключился на изучение осадочных отложений, это стало темой его докторской диссертации. Кроме того, он занимался преподавательской деятельностью. А в двух институтах — Криворожском горном и Ленинградском педагогическом — кафедры возглавлял.

На границе Западного Саяна  и Алтая, на отметке 3207 м. 1982 г.

На границе Западного Саяна и Алтая, на отметке 3207 м. 1982 г.

У деда даже есть методические разработки для занятий со школьниками, ведь до войны геология была обязательным школьным предметом. Потом в связи с политической ситуацией этот предмет — временно! — заменили военной подготовкой, да так и осталось навсегда. Выросло несколько поколений, которые не знают, что геология — одна из фундаментальных наук. Сложилось мнение, что это какая-то узкая прикладная область знаний, которая нужна только для поиска полезных ископаемых.

Мои родители — Лев Васильевич и Наталья Ивановна, закончив Ленинградский университет, долго работали на Крайнем Севере, в основном на Таймыре. На стыке Эвенкии и Якутии отец открыл первые
алмазоносные трубки Красноярского края. В 1962 г. родителей пригласили на работу в Красноярск, в создаваемый здесь институт. В 1974 г. мой отец стал организатором кафедры геологии, минералогии и петрографии, на которой я сейчас и работаю. А потом он занимался изучением геологии Полярного Урала.

Дядя, Олег Тимофеевич ГЛУШНИЦКИЙ, много лет работал в Норильске, потом вернулся в Кривой Рог и возглавил кафедру, которой руководил ранее мой дед. Не нарушая семейную традицию, я решил учиться в Ленинградском университете. А потом вернулся в Красноярск с женой и двумя детьми. Работали в «Красноярскгеолсъёмке», получили бесценный производственный опыт, который и передаю тем, кто придёт на смену нам.

Коллеги энтузиазм Михаила Львовича в работе с детьми не то что не разделяют, а —не особенно вникают; вроде, делается что-то, ну и ладно.

— Думаю, после недавнего президентского признания на прямой линии, что «в России плохо развита профориентация на школьном уровне», ситуация изменится, — считает Михаил Махлаев. — Нужна глубокая, системная работа, чтобы не прерывалась связь поколений. А в геологических науках особенно.

Любовь ГАБЕРБУШ
А ещё Михаил Львович пишет стихи, да такие, что слышавшие их настойчиво предлагают автору издать книгу. Его песня, написанная почти двадцать лет назад как благодарность 41-й школе, где учились его дети, несколько лет открывала там выпускные вечера…

Иначе быть и не могло:
Года как будто бы тянулись еле-еле,
Но всё же время подошло,
И наши дети незаметно повзрослели.

За то, что время шло не зря,
Что годы в школе не растрачены бездарно,
Спасибо вам, учителя,
Вам все родители сегодня благодарны…

Или взял и сочинил хулиганский стих про девочку из своего кружка, с которой поначалу было очень трудно. Например, она вполне могла после награждения на олимпиаде в Новосибирске врезать по физиономии мальчику, который только что занял первое место и слишком уж сильно этим хвастал. Несколько раз Махлаев её даже с занятий кружка выгонял, после чего она слёзно упрашивала взять её обратно. Зато через пару лет с чистой совестью дал ей положительную характеристику для поездки по обмену в США.

…Ну что за дрянная девчонка!
Ну как её носит земля!
Кричат ей всё время вдогонку
Взбешённые учителя.

Опять приставала к соседу,
А после сорвала урок.
От этой девчонки все беды
На весь Академгородок...

А вот стихи, в которых заключена, как кажется, вся суть его работы с будущими геологами.

Полна чудес могучая природа.
Её загадки скрыты в тьме веков.
За ними отправляются в походы
Всё новые отряды чудаков.

И мы идём, с судьбой своей не споря,
Как будто на призывный голос труб.
Мы знаем: там, у Геолукоморья
Стоит могучий легендарный дуб.

Он широко свои раскинул ветви,
Достиг корнями до таких глубин,
Что всё, что есть живущего на свете,
Собой объять способен он один.

Его хранитель — мудрый кот учёный —
Нам приоткроет кое-что из тайн,
Затронет что-то в душах увлечённых,
И вновь напустит вековой туман.

И нам уже не бросить этот путь.
И в этом — суть.