Закон суров, особенно — аккредитация

Итак, университет готовится к государственной аккредитации. Одним из элементов подготовки является тестирование знаний студентов по изученным дисциплинам. В настоящее время студенты всех институтов СФУ проходят тренировочные тесты, чтобы осенью, на контрольном этапе, результат знаний был не менее 60%. Определены 700 преподавателей, которые отвечают за подготовку студентов по разным дисциплинам.

Кандидат философских наук Александр Анатольевич ЗАМЯТИН проводит у студентов тестирование по дисциплине «Политология». О том, с какими трудностями приходится сталкиваться, он рассказал нашему корреспонденту.

— Александр Анатольевич, тестирование —достаточно привычный уже для образования способ оценки знаний. В чём особенность нынешней ситуации?

— Система оценки изменилась — и в худшую сторону. Дело в том, что раньше (а я участвую уже в четвёртом тестировании) оценивалось только количество правильных ответов, и у меня, скажем, обычно студенты получали свыше 60 баллов из ста. Но теперь появилось новшество, связанное с дидактическими единицами. Если раньше один вопрос студент ответил на «5», а второй на «2», он получал среднюю «3». Теперь если он не усвоил какую-то дидактическую единицу, ему не засчитывается весь тест. А если процентов 40 студентов группы провалились по этой дидактической единице, то вообще все остальные ответы снимаются, и считается, что группа не сдала тесты. Я считаю, что это драконовские меры, невиданные в истории высшей школы. Необходимо всё-таки исходить из наших реалий.

— Каковы же эти реалии?

— Например, на одни и те же вопросы отвечают студенты разных факультетов: химики, философы, юристы... Не учитывается профиль факультета: гуманитарий ты или нет. Разве это корректно?
Ещё один важный момент. Тесты по политологии, например, составляются по пяти учебникам, а вообще количество учебников по этому предмету — огромное… Когда ЕГЭ проводится в школах, там обозначается литература, по которой учащийся должен готовиться к сдаче экзамена. У нас же — полная неизвестность. Более того, не учитывается объём часов, выделяемых на преподавание дисциплины. Например, у меня на юрфаке всего 28 часов лекций. Этого маловато.

— Как выходите из ситуации?

— Фактически нам рекомендуют тренировочные занятия на Интернет-тренажёре. Хотя просто заучивать ответы смысла нет — вопросы будут другие.

— Что можете сказать о динамике результатов?

— По возрастающей. Первая группа сдала ни шатко ни валко, а потом, когда мы освоились с типом вопросов и тем более выяснили, какие учебники даются, — стало полегче.

— Сколько раз нужно пройти тренировочный тест, чтобы достичь результатов?

— Не меньше десяти.

— Говорят, не все преподаватели понимают значение дидактических единиц: на каких-то темах они заостряют своё внимание, а другие вообще не затрагивают в лекциях. Но в контрольных тестах все единицы будут охвачены… Какой выход вы видите?

— Каждый преподаватель стоит перед вопросом: или всё — абы как, или что-то наиболее важное — достойно. Я, например, меньше внимания уделяю зарубежным политологическим концепциям, потому что мне нужно донести до студентов, в первую очередь, то, что происходит в нашем обществе…

— А в контрольных тестах будут вопросы по зарубежным концепциям?

— Конечно! Причём составители тестов посчитали, что важнее знать имя основателя системы, не зная, что это за система, не понимая её принципов (например, что такое бихевиоризм).

Меня возмущают некоторые формулировки вопросов. Например: что не является главным согласно политической жизни древнегреческого полиса: экономическая деятельность, социальная, семейная жизнь? Оказывается, семейная. Ну и как это понимать?
Краткости и точности, так важных для вопросов в тесте, нет в большинстве случаев. Есть двусмысленные формулировки, а ведь на каждый вопрос даётся меньше двух минут… На мой взгляд, гуманитарные дисциплины вообще невозможно подвергать тестированию, потому что они связаны с размышлением, поиском.

Что ж, позиция преподавателя понятна. Тем не менее — аккредитации нам не избежать, и именно по известной процедуре. Поэтому —готовьтесь к тестам, не пренебрегая ни одной темой по предмету. А вопросы об оправданности такой системы оценки, наверное, должны ставить ректоры вузов перед министерством.

Соб. инф.