От идеи — к проектному управлению

35-й по счёту семестр завершился в отделении по геологии и горному делу Факультета повышения квалификации преподавателей (ФПКП) СФУ. Цифровая «округлость» — не единственная примечательность события. Тема «Внедрение проектного управления в научно-педагогическую деятельность преподавателей» заинтересовала представителей самых разных институтов.

— Проектное управление — это наше детище, — говорит старший методист ФПКП Татьяна БАСОВА. — А впервые об открытии таких курсов задумались лет десять назад, но только в 2009 году, получив «добро» от министерства образования и науки РФ, объявили о первом наборе.
И вот перед самым Новым годом прошла очередная, седьмая по счёту, защита слушателями своих аттестационных работ — по сути, разработок новаторских проектов по темам, близким их научным и педагогическим интересам.

Доцент кафедры менеджмента производственных и социальных технологий Алексей МАКСИМОВ (Институт управления бизнес-процессами и экономики СФУ) давно занимается вопросами лесной отрасли. На примере одного из красноярских предприятий он доказал, что положение далеко не безнадёжное, но и не безусловное. Да, угроз у отрасли значительно больше, чем возможностей: экспортно-импортная эффективность составляет всего 1,5 процента за счёт того, что вывозится слабо переработанная древесина, а это — потеря финансовой независимости. Добавьте к этому массу посредников, приграничную торговлю, амплитуду валютных курсов — и станет понятно, что наша лесная отрасль работает совершенно на другие экономики.

— Но матрица возможностей достаточно аргументирована, — убеждает Алексей Николаевич. — Это углубление внутреннего рынка, очень сильный фактор, который практически не использовался последние 20 лет. Совершенствование технологии переработки, с использованием малоценных пород, усиление коммерциализации. За технологиями идут управленческие структуры: вертикально-интегрированная схема управления холдингового типа, которой у нас никогда не было. И так далее — вплоть до создания в крае кластера.

Реалистичная или чисто научная разработка — этот вопрос тоже возникал, признаётся Максимов, но после того, как эксперты сказали «да», заинтересованная сторона выделила деньги на внедрение проекта.

Собранный фактический материал, по словам Алексея Николаевича, станет основой для разработки учебно-образовательных продуктов, которые могут быть использованы при подготовке специалистов на его выпускающей кафедре, а также для наработки студентами специальных навыков при самостоятельном освоении учебного материала.

А вот его коллега по институту, доцент кафедры экономики и информационных технологий менеджмента Александра ФЁДОРОВА назвала свой проект «Разработка мотивационных критериев для самореализации преподавателей высшей школы»... фантазийным. У многих преподавателей, по её мнению, просто нет мотивации.

— И это один из рисков проекта, — говорит Александра Витальевна. — Так что же для нас важно? Не всегда — зарплата. Помните, раньше были соцсоревнование, Доска почёта — факторы, которые показывали степень или уровень зачёта каких-то профессиональных качеств человека. А сейчас даже ЕСН не стимул. Усиленная популяризация системы «для всех желающих» оказалась всё тем же административным жес­том, потому что нередко слышим упрек: «А-я-я-й, почему на кафедре не все участвуют? Снижаете университетские показатели!». Но я надеюсь, что мой проект заинтересует большое количество участников, может, даже не в одном институте.

Аудитория была согласна: зачем нужны критерии, которые не работают вообще? Надо допустить специалистов, фактически, менеджеров, которые смогут «разрулить» непростые посреднические вопросы. И тогда управлять будет проще.

— Судя по содержанию и уровню разработки проектов, программа нового курса востребована, — убеждён руководитель программы, доцент кафедры открытых горных работ» ИГДГиГ Евгений ЕРЁМЕНКО. — Я не сомневаюсь, что она поможет развитию такого направления в судебной практике, как медиация, о чём нам рассказала Лариса ЕГОРОВА из Юридического института, созданию нового поколения горных машин для климатических условий Севера, над чем работает Владимир КАРЕПОВ из ИГДГиГ. Все прошли своеобразный тест на публичность идеи.

Замечу, что программа создавалась коллективным трудом под руководством заведующего нашей кафедрой, профессора А.И. КОСОЛАПОВА. Ездили с коллегами на разные стажировки — в Дальневосточный технологический университет, в Санкт-Петербургский институт менеджмента и управления,

изучали результаты МРЦПК, где эта тема уже «обкатывалась». То есть мы довольно долго собирали разную информацию, потом адаптировали её к своим условиям и задачам, таким образом сложилась новая программа, первый этап которой завершился.

В феврале — её продолжение: «Интеграция проектного управления в учебный процесс университета». В стандартной 72-часовой программе предусмотрено изучение современной концепции управления проектом и его организационной структуры. Поэтапные действия: планирование, реализация, управление стоимостью и временем, программное обеспечение, построение внутреннего корпоративного стандарта — залог успешности и востребованности проекта. Другими словами, от идеи до механизма принятия решения. Наша задача-максимум: активировать преподавательское сообщество, чтобы те, кто непосредственно работает со студентами, не зацикливались только на кафедральных проблемах, а выходили с идеями их решения на университетский уровень. Курс обучения на ФПКП поможет в главном — обрести уверенность.

Любовь ГАБЕРБУШ