Единство воспитания и обучения

Синхронизировать процессы воспитания и обучения — именно эта задача была поставлена перед российскими вузами в новом Законе об образовании. Согласно статье 2, воспитание есть «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося». Для координации воспитательной работы в СФУ в мае этого года был создан Совет по воспитательной работе, куда вошли ответственные за данную сферу представители всех институтов и структурных подразделений вуза. Чтобы узнать о целях и перспективах работы нового органа, мы поговорили с одним из инициаторов проекта, заместителем проректора по науке и международному сотрудничеству Романом БОГДАНОВЫМ.

Роман Васильевич, в чём различия между терминами «воспитательная» и «внеучебная» работа?

Воспитание в университете происходит как во время обучения, так и после учёбы, то есть состоит из двух частей — учебной и внеучебной работы. Таким образом, термин «воспитательная работа» шире, чем внеучебная и охватывает все происходящие процессы.

Какова цель создания Совета?

Главная задача Совета состоит в том, чтобы представители всех структур нашего вуза, отвечающие за данную сферу деятельности, познакомились, договорились, как будут работать дальше, и начали двигаться в одном направлении. Думаю, в любом деле так: если люди занимаются каким-то пусть хорошим и важным делом, но по отдельности — это не так эффективно, как если бы они все вместе обсудили, куда двигаются. Иначе можно, как в известном произведении, тянуть воз воспитательной работы в разные стороны.

То есть именно разобщённость системы воспитательной работы в СФУ сподвигла на создание такого органа?

Во многом, да. До сих пор, когда мы работали, скажем, над организацией Дня знаний, всё было очень разобщённо. За несколько дней до 1 сентября возникали различные форс-мажоры. А в нынешнем году мы собрали Совет ещё в июле, и организационных проблем (таких как согласование времени линеек, закупки) стало значительно меньше.

Удалось ли наладить обратную связь сразу после первого Совета?

Сложность в том, что сотрудники, которые занимаются воспитательной работой в институтах, делают это на общественных началах или за небольшую доплату. Хотелось бы, чтобы люди, которые занимаются таким важным делом, имели ставку. Если в каждом институте этим будет заниматься специальный сотрудник, то воспитательная работа станет принципиально эффективнее. И глубоко ошибочно считать, что

воспитательная работа — это несерьёзно, что она ограничена «песнями и танцами». Это не так. Речь идёт о развитии студентов, их качествах, поведении в обществе и других важнейших моментах становления личности.

Ставите ли вы задачу унифицировать всю воспитательную работу в СФУ?

В Концепции воспитательной работы университета, которая была представлена на Учёном совете в мае, есть модель выпускника СФУ. Он всесторонне развит: с точки зрения профессии, культуры, личностных качеств и так далее.

Это и есть самая главная наша цель — вот такие прекрасные выпускники, которые в идеале, помимо того, что всесторонне развиты и всему научены, ещё и приобретают любовь к своей альма-матер.

Каждая структура вносит в эту общую «копилку» особенный вклад, имеющий собственную ценность. Поэтому у всех свои средства достижения данной цели и свой стиль работы. Так, нельзя сопоставить методы воспитания, например, Отдела сопровождения молодёжных проектов, Центра студенческой культуры и институтов нашего вуза. В институтах воспитание происходит, в основном, через учебную работу. Главное, чтобы у нас всех была общая конечная цель, которую мы понимаем. И чтобы мы шли к ней, общаясь между собой, сотрудничая и помогая друг другу.

Можно ли ожидать, что благодаря этим совместным усилиям будущие выпускники СФУ перестанут нецензурно выражаться или, к примеру, избавятся от вредных привычек?

Нельзя, хотя так хочется… Это закладывается раньше — в семье. Кроме того, огромную роль сегодня играет и телевидение, которое транслирует определённые модели поведения в сомнительно популярных передачах.

В вузе мы работаем с теми людьми, которые пришли к нам уже сложившимися личностями. Исправлять привычки вообще крайне сложно. Но, во-первых, мы можем создать благоприятную среду для тех, кто усвоил основы этикета и культуры от родителей, чтобы они с этого пути не сошли и развивались дальше. А во-вторых, можем внести коррективы и привить что-то полезное всем студентам.

Какие результаты деятельности Совета ожидаются уже в этом году?

До конца года на заседании Учёного совета мы представим Программу воспитательной работы СФУ. Надеюсь, мы начнём работать сообща, согласуем важные вопросы по всем процессам, касающимся воспитательной работы. Опять же важно прийти к видению общей цели, ведь в некоторых институтах есть мнение, что студентам нужна только учеба, а всё остальное — лишь отвлекает их. Но мы думаем, что это абсолютно не так.

Реализация экологических проектов, трудовое воспитание в стойотрядах, экспедиции Вахты Памяти, творчество, спорт — всё это такие же важные процессы, как и процесс обучения.

Кроме того, студент, который был разносторонен и активен в университете, обладает креативным мышлением, полезными для любой профессии навыками социальной адаптации и многим другим.

Я надеюсь, мы покажем, насколько это серьёзная и важная работа.

Мария СТЕПАНЕНКО