Путешествие 100 лет спустя

В августе-сентябре 1913 года знаменитый путешественник и учёный Фритьоф НАНСЕН по приглашению норвежского бизнесмена и дипломата Йонаса ЛИДА принял участие в экспедиции, задачей которой была демонстрация возможности доставки грузов из Европы в Сибирь и обратно по Енисею и северным морям. Переход не был экстремальным, не преследовал особых научных или рекордных целей, по сути это было коммерческое предприятие, хотя и достаточно рискованное.

Нансен и его спутники в спартанских по нынешним меркам условиях в период с 5 августа по 3 сентября прошли на грузовом пароходе «Correct» из норвежского порта Тромсё в устье Енисея. С 3 по 21 сентября на маленьком парусно-моторном судне «Омуль» поднялись до Енисейска, откуда на лошадях добрались до Красноярска.

В России успех поездки Нансена и Лида оценили очень высоко, книгу норвежского исследователя об увиденном «Через Сибирь» в России издали под многообещающим названием «В страну будущего».

За прошедшие 100 лет транспортные достижения человеческой цивилизации «сжали» нашу планету с гигантского земного шара до шарика. Теперь даже кругосветное путешествие за 80 дней — не проблема: можно и быстрее, а можно и медленнее, можно роскошно, а можно малобюджетно. Мечты становятся доступнее.

С мечтой повторить путешествие легендарного Фритьофа Нансена много лет жил Ейвинд НОРДСЛЕТТЕН (в 2000-2008 годах — посол Норвегии в нашей стране, и до последнего момента — генеральный консул Норвегии в Мурманске). Дело в том, что технически пройти путём Нансена — сегодня не проблема, главная трудность — организационные препоны в нынешней России, одолеть которые почти так же трудно, как льды на Северном морском пути в начале ХХ века. «Оттаять» нашу отечественную бюрократию помог 100-летний юбилей похода Нансена и идея повторить его, с которой при поддержке Русского географического общества выступили сразу три университета: Северный (Арктический) федеральный университет в рамках программы «Арктический плавучий университет — 2013», самый северный в мире Университет Тромсё (Норвегия) и Сибирский федеральный университет.

Большая часть участников нынешнего похода ограничилась плаванием от Архангельска до Дудинки на научно-исследовательском судне «Профессор Молчанов», семинарами и лекциями по арктическим проблемам у него на борту. И только восемь норвежцев доказали, что не случайно являются соотечественниками легендарных путешественников Фритьофа Нансена, Руала АМУНДСЕНА и других. Трое из них практически в точности повторили маршрут экспедиции 100-летней давности, пройдя по Енисею до Енисейска и далее по суше до Красноярска, а пятеро предпочли проделать весь этот путь на теплоходе «Валерий Чкалов» и пройти в том числе через знаменитый Казачинский порог, чего не мог позволить себе Нансен из-за слабосильности его судна «Омуль».

— 100 лет назад в ходе экспедиции Фритьоф Нансен изучал жизнь коренных народов и русского населения Сибири и Дальнего Востока, писал о них с большим пониманием, — напомнил сразу по прибытии в Красноярск генеральный консул Норвегии в Мурманске Ейвинд Нордслеттен. — Нансен вообще был большим другом России, после Гражданской войны, когда на Украине и в Поволжье был голод, он написал книгу «Россия и мир», помогал собирать средства для голодающих. Мы хотели пройти тем же маршрутом, что и Нансен 100 лет назад, сравнить и обобщить впечатления. Мы и историю вспоминали, и современность обсуждали — то, что сейчас происходит в Арктике. В том числе климатические изменения, которые открывают новые возможности для наших стран.

В 2001 году Ейвинд Нордслеттен, будучи тогда послом Норвегии в России, уже приезжал в Красноярск. Вместе с губернатором Александром ЛЕБЕДЕМ он тогда открывал в культурно-историческом музейном комплексе российско-норвежскую выставку «Взгляд Нансена», которую составили фотографии экспедиции 1913 года. И вот теперь он сам прошёл по Енисею и уверен, что мы имеем замечательные возможности для развития туризма, в том числе въездного, которые, увы, почти не используем.

— На борту я встретил группу немецких туристов, с которыми много общался. Они, как и я, в восторге от Сибири, от Енисея. Конечно, «Чкалову» уже почти 60 лет, но это теплоход «с душой», на нём прекрасное обслуживание, видно, что экипаж бережёт свой корабль, гордится им. Я предпочитаю путешествовать именно на таких судах — в отличие от современных больших лайнеров у них есть оригинальный колорит, чувствуется история... Но!

Открыток, сувениров, путеводителей, книг об этих замечательных местах на борту теплохода нет… У нас в Норвегии на туристских лайнерах всегда подробно рассказывают о тех местах, мимо которых идёт судно. А на «Чкалове» только один раз при подходе к месту слияния Ангары и Енисея по радиотрансляции включили рассказ об этом месте и об этих великих реках. У многих существует стереотип: отдых — это солнце, пляж, алкоголь и т.д. А по мне так путешествия, вроде нашего по Енисею, — лучший вид отдыха! Знакомишься с новыми интересными людьми, неторопливо общаешься со спутниками, а кругом — изумительный ландшафт. Енисей я прошёл и теперь хочу на Лену...

Андрей КУЗНЕЦОВ

Похожие материалы