13 круглых столов и другие события
Всю прошлую неделю в СФУ проходили Дни юридической науки. Мероприятие приурочили к 20-летию Конституции, празднование которого грядёт в декабре. Пятидневное событие получилось необычным, полезным и, без всякого сомнения, масштабным. Дни юридической науки состоялись при поддержке журналов «Налоговед» и «Конкуренция и право», а также Красноярского регионального отделения Ассоциации юристов России.
![](/files/gazeta/yur2.jpg)
В первую очередь, необычным образом были организованы привычные заседания секций с классическими научными докладами. Они прошли в форме круглых столов — организаторы сделали ставку на практическую значимость и результативность каждого обсуждения. По словам директора Юридического института СФУ Ирины ШИШКО, формат круглого стола позволяет обсудить различные проблемы более подробно, а такое обсуждение, в свою очередь, «обрекает научное общение на результативность». Всего за неделю организаторам удалось провести 13 круглых столов с обсуждением важных вопросов современной юриспруденции: «Проблемы защиты конкуренции в современной России», «Новеллы Гражданского кодекса РФ», «Актуальные проблемы уголовного права», «Феномен мягкого права: грани осмысления», «Задачи современной юриспруденции в области противодействия коррупции в предпринимательской сфере», «Современные технологии юридического клинического образования» и другие.
Но это ещё не всё. На Днях юридической науки особенно были заметны два мероприятия — пленарное заседание и Налоговый форум. От круглых столов их отличал, в первую очередь, масштаб — для того, чтобы вместить всех гостей указанных событий, едва хватило конференц-зала библиотеки СФУ. Другое отличие от круглых столов — одиночные выступления высокопоставленных докладчиков.
Интересно, что пленарное заседание специально перенесли ближе к финалу Дней, чтобы «разогреть» аудиторию. Это получилось — выступления докладчиков присутствующие слушали с неподдельным интересом. Модераторам едва удалось уложиться в заявленный регламент — вопросов к докладчикам было очень много. Если говорить о персоналиях, то перед коллегами выступали такие звёзды юриспруденции, как директор Центра сравнительного права правового факультета ВШЭ, председатель Комитета ООН по ликвидации расовой дискриминации Алексей АВТОНОМОВ, профессор Калифорнийского университета Вильям БЕРНС.
![](/files/gazeta/yur4.jpg)
Налоговый форум, организованный юридической компанией «Пепеляев Групп», завершал Дни юридической науки и также растянулся на целый день. С докладами о тенденциях развития современного налогового законодательства, проблемах и перспективах практики налоговых споров, налоговых последствиях сделок и т.д. выступили начальник Управления конституционных основ публичного права Конституционного суда РФ Евгений ТАРИБО, член научно-консультативного совета Федерального арбитражного суда Московского округа, профессор МГУ Игорь ЦВЕТКОВ, доцент кафедры коммерческого, предпринимательского и финансового права ЮИ СФУ Екатерина ЕФРЕМОВА и другие. Налоговый форум отличился не только плотной программой (начался в 9 утра, а домой участники разошлись после 6 вечера), но и развлекательной интеллектуальной лотереей «Библиотека профессионала», в которой участники смогли выиграть эксклюзивные книги по налогам и праву.
Из тем, обсуждаемых в более камерных мероприятиях, хочется остановиться на дистанционном образовании. К сожалению, в настоящий момент программы дистанционного образования в России нельзя назвать эффективными и успешными. Об этом пошёл разговор на встрече с профессором Юридической школы им. Т. Джефферсона Калифорнийского университета Вильямом Бернсом. Специалист по налогам и известный в Америке автор книг поделился опытом о дистанционном образовании для юристов-профессионалов и юристов-студентов. Некоторые факты оказались шокирующими для российских коллег. Так, согласно исследованиям 2011 года, в США дистанционное образование оказалось более эффективным, чем классическое «кампусное». Гость встречи не уставал повторять, что современные технологии позволяют сделать увлекательным процесс дистанционного образования и вдохнуть жизнь в любую «скучную» литературу. По мнению Бернса, в дистанционном образовании современного типа преподаватель должен использовать все инструменты связи со студентом — Skype, социальные сети, презентации, программы для обмена цифровыми данными и т.д. Наиболее заинтересованно слушали это те, кто занимается разработкой таких программ для юристов. И может быть, через несколько лет российский миф о неэффективном образовании «на расстоянии» перестанет существовать.
Мария РУССКОВА