13 круглых столов и другие события

Всю прошлую неделю в СФУ проходили Дни юридической науки. Мероприятие приурочили к 20-летию Конституции, празднование которого грядёт в декабре. Пятидневное событие получилось необычным, полезным и, без всякого сомнения, масштабным. Дни юридической науки состоялись при поддержке журналов «Налоговед» и «Конкуренция и право», а также Красноярского регионального отделения Ассоциации юристов России.

В первую очередь, необычным образом были организованы привычные заседания секций с классическими научными докладами. Они прошли в форме круглых столов — организаторы сделали ставку на практическую значимость и результативность каждого обсуждения. По словам директора Юридического института СФУ Ирины ШИШКО, формат круглого стола позволяет обсудить различные проблемы более подробно, а такое обсуждение, в свою очередь, «обрекает научное общение на результативность». Всего за неделю организаторам удалось провести 13 круглых столов с обсуждением важных вопросов современной юриспруденции: «Проблемы защиты конкуренции в современной России», «Новеллы Гражданского кодекса РФ», «Актуальные проблемы уголовного права», «Феномен мягкого права: грани осмысления», «Задачи современной юриспруденции в области противодействия коррупции в предпринимательской сфере», «Современные технологии юридического клинического образования» и другие.

Но это ещё не всё. На Днях юридической науки особенно были заметны два мероприятия — пленарное заседание и Налоговый форум. От круглых столов их отличал, в первую очередь, масштаб — для того, чтобы вместить всех гостей указанных событий, едва хватило конференц-зала библиотеки СФУ. Другое отличие от круглых столов — одиночные выступления высокопоставленных докладчиков.

Интересно, что пленарное заседание специально перенесли ближе к финалу Дней, чтобы «разогреть» аудиторию. Это получилось — выступления докладчиков присутствующие слушали с неподдельным интересом. Модераторам едва удалось уложиться в заявленный регламент — вопросов к докладчикам было очень много. Если говорить о персоналиях, то перед коллегами выступали такие звёзды юриспруденции, как директор Центра сравнительного права правового факультета ВШЭ, председатель Комитета ООН по ликвидации расовой дискриминации Алексей АВТОНОМОВ, профессор Калифорнийского университета Вильям БЕРНС.

Налоговый форум, организованный юридической компанией «Пепеляев Групп», завершал Дни юридической науки и также растянулся на целый день. С докладами о тенденциях развития современного налогового законодательства, проблемах и перспективах практики налоговых споров, налоговых последствиях сделок и т.д. выступили начальник Управления конституционных основ публичного права Конституционного суда РФ Евгений ТАРИБО, член научно-консультативного совета Федерального арбитражного суда Московского округа, профессор МГУ Игорь ЦВЕТКОВ, доцент кафедры коммерческого, предпринимательского и финансового права ЮИ СФУ Екатерина ЕФРЕМОВА и другие. Налоговый форум отличился не только плотной программой (начался в 9 утра, а домой участники разошлись после 6 вечера), но и развлекательной интеллектуальной лотереей «Библиотека профессионала», в которой участники смогли выиграть эксклюзивные книги по налогам и праву.

Из тем, обсуждаемых в более камерных мероприятиях, хочется остановиться на дистанционном образовании. К сожалению, в настоящий момент программы дистанционного образования в России нельзя назвать эффективными и успешными. Об этом пошёл разговор на встрече с профессором Юридической школы им. Т. Джефферсона Калифорнийского университета Вильямом Бернсом. Специалист по налогам и известный в Америке автор книг поделился опытом о дистанционном образовании для юристов-профессионалов и юристов-студентов. Некоторые факты оказались шокирующими для российских коллег. Так, согласно исследованиям 2011 года, в США дистанционное образование оказалось более эффективным, чем классическое «кампусное». Гость встречи не уставал повторять, что современные технологии позволяют сделать увлекательным процесс дистанционного образования и вдохнуть жизнь в любую «скучную» литературу. По мнению Бернса, в дистанционном образовании современного типа преподаватель должен использовать все инструменты связи со студентом — Skype, социальные сети, презентации, программы для обмена цифровыми данными и т.д. Наиболее заинтересованно слушали это те, кто занимается разработкой таких программ для юристов. И может быть, через несколько лет российский миф о неэффективном образовании «на расстоянии» перестанет существовать.

Мария РУССКОВА

Похожие материалы