Философия у подножия Акрополя

На центральной равнине Аттики — «прибрежной страны», расположенной в средней части Греции, — раскинулись Афины. Сложно найти человека, который никогда не слышал об этом месте. Будучи одним из древнейших городов планеты, столица Греции ежегодно притягивает к себе туристов, число которых вдвое превышает население самой страны. Каждый уголок этого огромного музея под открытым небом дышит историей. Прогуливаясь среди современных зданий с невероятно высокой плотностью граффити на один квадратный метр стен, можно внезапно наткнуться на чудом сохранившиеся руины древнегреческих храмов и ощутить себя словно на перекрёстке миров.

У философов к Афинам особые чувства. По местным улицам некогда прогуливался Сократ; он же, ожидая исполнения вынесенного ему смертного приговора, принял яд в одной из городских темниц, вырубленных в скале под Акрополем. Именно в Афинах проводил свои занятия Платон, а позднее в одном из садов этого славного города Эпикур учил своих последователей довольствоваться малым.

Поэтому символично, что именно здесь, на священной для каждого философа земле, в августе проходил XXIII Всемирный философский конгресс, посвящённый 2400-й годовщине создания Академии Платона. Получив яркое название «Фило­софия как путь познания и образ жизни», конгресс обратил внимание философов всего мира на связь теории с практикой и заставил вспомнить известное высказывание Сократа о том, что непознанная жизнь не стоит того, чтобы её прожить.

Традиция Всемирных философских конгрессов берёт своё начало с 1900 года. Задачи, которые ставили перед собой инициаторы первого из них, выражались в том, чтобы обсудить актуальные философские проблемы современности, исследовать и сравнить мировые философские тенденции, а также подумать о задачах и функциях философии. Периодичность конгрессов менялась: до 1948 года они проходили в среднем раз в четыре года, не считая перерывов, связанных с двумя мировыми войнами. С 1948 года конгрессы проводятся раз в пять лет под эгидой Международной федерации философских обществ (FISP).

XXIII Всемирный философский конгресс в Афинах посетило более трёх тысяч участников из восьмидесяти четырёх стран мира (по другим данным — из ста пяти стран). Самой многочисленной была греческая делегация, на втором месте — делегация из России (около 300 человек), третье место — за Китаем (примерно 200 человек). Китай серьёзно удивил, впервые делегировав на конгресс большое число молодых людей. Прежде из Поднебесной на конгрессы направлялись главным образом пожилые члены Академии общественных наук Центрального комитета Коммунистической партии Китая. В Китае, по-видимому, обратили внимание на то, что философия — дело молодых, и это не может не радовать.

Заведующий кафедрой философии ГИ СФУ В.И. Кудашов на руинах темницы, в которой, по легенде, томился Сократ

Заведующий кафедрой философии ГИ СФУ В.И. Кудашов на руинах темницы, в которой, по легенде, томился Сократ

Следующий Всемирный философский конгресс состоится в 2018 году как раз в Пекине, и, судя по всему, нас ждёт позиционирование Китая как мирового духовного лидера (наряду с лидерством экономическим).

Конгресс открывали четыре пленарных заседания, переведённые на шесть официальных языков конгресса (среди них, помимо привычного уже русского языка, впервые был представлен китайский язык). В течение недели философы из разных стран в ходе работы семидесяти пяти секций, семи симпозиумов, четырёх благотворительных лекций, десятков круглых столов и заседаний авторитетных сообществ старались достигнуть согласия между различными философскими концепциями. Один из участников конгресса, представитель российской делегации В.В. ПАВЛОВСКИЙ, подсчитал, что на конгрессе было представлено 3137 докладов (415 из них — от участников из России). Кроме того, делегаты конгресса просмотрели бессчётное число стендовых докладов, а также участвовали в работе множества выставок. Восьмиэтажный философский кампус Афинского национального университета, где проводилась львиная доля всех мероприятий, был заполнен до отказа с раннего утра до позднего вечера.

Отличительная черта мировых философских конгрессов — отсутствие разделения на разные «весовые» категории. Здесь не принято проводить границу между студентами и профессорами, между новичками в философии и докторами наук. Абсолютно ко всем участникам, как правило, одинаковое — радушное — отношение. Даже на табличках с именами делегатов конгресса указываются только имена — и никаких регалий.

Конгресс посетили почти все ярчайшие представители современной мировой философии. Большой интерес вызвало часовое выступление 84-летнего немецкого философа Юргена ХАБЕРМАСА, которого некоторые греческие СМИ поспешили окрестить «величайшим философом современности». Доклад мэтра философии из Германии, к сожалению, не произвёл большого впечатления на аудиторию, поскольку содержал только оценки и уже неоднократно высказывавшиеся положения, а отнюдь не новые откровения, которые надеялась услышать большая часть слушателей.

Один из наиболее интересных докладов, представленных на конгрессе, был прочитан норвежско-американским философом Дагфинном ФОЛЛЕСДАЛЕМ. Он говорил о том, что современная философия, особенно европейская и некоторые её ответвления на российской почве, с некоторых пор ушла в мелкотемье — в постмодернизм и прочее — и занимается перепевами того, чего не понимает. (В этом смысле нельзя не вспомнить абсурдный доклад, прочитанный известным теоретиком постмодернизма Джанни ВАТТИМО на конгрессе в Стамбуле в 2003 году и вызвавший недоумение у всех здравомыслящих людей. Итальянский философ, входящий, кстати, в руководство Международной федерации философских обществ, доказывал, что никакой философии нет: она умерла, и нужно от неё отказаться.) Фоллесдаль говорил о возвращении к настоящей рефлексии, о том, что настоящему философу следует разбираться в материале естественных наук (чем большинство современных философов, к сожалению, похвастать не может). Философу, по словам Фоллесдаля, нужно чётче говорить о проверенных вещах и аргументировать свои умозрительные построения.

Любопытно отметить, что от конгресса к конгрессу возрастает интерес к проблеме человека, ширится антропологическая проблематика. Так, например, на Всемирном философском конгрессе в Москве (1993 год) секций по философской антропологии не было вообще. На конгрессе в Бостоне (1998 год) организовали одну секцию по данной проблематике, но в ней приняли участие всего несколько человек. На конгрессе в Стамбуле (2003 год) было уже четыре аналогичных секции, на конгрессе в Сеуле (2008 год) — шесть секций. На конгрессе в Афинах таких секций было восемь. Рост числа секций по философской антропологии, по мнению известного российского философа Н.В. ОМЕЛЬЧЕНКО, являет собой живой пример попыток всё большего числа философов предложить ответы на вопросы, порождённые мировым антропологическим кризисом последних десятилетий.

Выступление профессора кафедры философии ГИ СФУ Н.В. Омельченко с докладом «Философская рефлексия как терапия» на секции по философской антропологии

Выступление профессора кафедры философии ГИ СФУ Н.В. Омельченко с докладом «Философская рефлексия как терапия» на секции по философской антропологии

Некоторые участники конгресса отмечали глубокий водораз­дел между англосаксонской и русскоязычной философией. На одной из секций случился небольшой инцидент. Выступал американский философ, говорил долго и красиво. Как только он закончил, слово взял профессор из Казахстана и сказал американцу буквально следующее: «Уважаемый коллега! То, что Вы рассказываете, в Советском Союзе было полностью изучено сорок лет назад; всё это уже было сделано». Американец, выслушав замечание, ответил достаточно наивно и равнодушно: «Мы ваших авторов не читали, не читаем и читать не будем».

В этом ответе — всё высокомерие представителей англосаксонской философии по отношению к представителям нашей отечественной философии. Американцы не читают и не знают наших авторов. У нас, напротив, при написании научных работ традиционно принято читать и ссылаться на авторов из Англии, Соединённых Штатов, Франции, Германии и прочих стран западного мира. А для западных философов всего того, что расположено за Неманом и Вислой, как будто не существует.

Выступления зарубежных философов наглядно показали, что на Западе господствуют идеалистические и стихийно-материалистические философские концепции. Так, например, в ярком докладе итальянского философа Эвандро АГАЦЦИ было рекомендовано обращаться к трансцендентальному и феноменологическому философским методам. Диалектико-материалистическая философия, на что обратил внимание один из участников конгресса В.В. ОРЛОВ, в рассуждениях зарубежных философов почти не просматривалась. Китайцы, надо полагать, должны исправить эту ситуацию на ближайшем философском конгрессе в Пекине в 2018 году.

Традиционен для мероприятий такого типа и языковой барьер. В выступлениях, несмотря на поддержку шести официальных языков конгресса, конечно, приветствовался английский язык как язык международного общения. Тем, кто отходил от этого негласного правила, приходилось выдерживать гул неодобрения со стороны щепетильной аудитории (например, на секции по когнитивным наукам выступал докладчик из Африки, говоривший по-французски, и ему постоянно намекали, что его никто не понимает). Некоторые секции, напротив, почти полностью проводились на языках, отличных от английского (это определялось процентным соотношением участников секций из тех или иных стран).

Вспоминается забавный эпизод. На одной из секций по философской антропологии, где весомый процент аудитории составляли носители русского языка, выступала наша соотечественница. Причём говорила она по-английски — с ужасным акцентом. В результате вышла не иначе как анекдотичная ситуация: женщина говорила на чужом языке перед своей родной аудиторией. Естественно, мало кто понял и принял такое её решение.

Для участников философского конгресса была организована обширная культурная программа, связанная не только с посещением музеев и древних руин, но и с прогулками по Эгейскому морю и близлежащим островам. (Островов, к слову, в Греции насчитывается примерно тысяча четыреста штук. Многие из них необитаемы. А на одном острове недалеко от Санторини живёт отшельник, который лишь изредка покидает место своего уединённого обитания, отправляясь за питьевой водой и продуктами в ближайшие населённые пункты.)... В один из вечеров показали трогательный моноспектакль про Артура ШОПЕНГАУЭРА (фото внизу).

12 сентября в Сибирском федеральном университете состоялась встреча студентов, аспирантов и преподавателей с красноярскими участниками философского конгресса. В конгрессе участвовали семь философов из Красноярска. Своими впечатлениями поделились: В.И. КУДАШОВ (заведующий кафедрой философии ГИ СФУ), В.В. Павловский (профессор кафедры философии КрасГАУ), Н.В. Омельченко (профессор кафедры философии ГИ СФУ) и В.Н. КУЛЬБИЖЕКОВ (доцент кафедры философии ГИ СФУ). Встреча вызвала живой интерес у студентов и аспирантов (преимущественно философской специальности) и никого не оставила равнодушными. В итоге было высказано пожелание устраивать подобные встречи и впредь, поскольку значение живого обсуждения важных исторических событий — а Всемирный философский конгресс подпадает под эту категорию — действительно трудно переоценить.

Юрий ЖУЛИЙ, ассистент кафедры философии ГИ СФУ

Похожие материалы